Анализ деловой активности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание

Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов – рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых, хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи – на заработную плату

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализ деловой активности 5
1.1 Значения, задачи и информационное обеспечение анализа финансового состояние предприятия 5
1.2 Определение платежеспособности предприятия 6
1.3 Оценка структуры источников средств и определение финансовой стратегии предприятия 7
2 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 11
2.1 Общая характеристика ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 11
2.1.1 Организационная структура организации ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 12
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 14
2.3 Анализ финансового состояния ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 17
3 Пути совершенствования деловой активности 21
3.1 Повышение эффективности работы предприятия на основе долгосрочного прогнозирования спроса 21
3.2 Анализ внутренней и внешней среды ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 22
3.3 Рекомендации по повышению деловой активности ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 28
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Курс раб КД.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     Проведем PEST анализ ЗАО «Лесхозмаш-Брянск». Результаты оформим в таблицу 5. 

Таблица 5 – PEST-анализ ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 

Политика Экономика
1 2
     Несовершенная и  сложная налоговая система, приводящая к установлению высоких цен на товары

     Установление  жёстких препятс-твий посреднической деятельности, что приводит к усложнению сбыта товаров

     Сложные процедуры регист-рации и перерегистрации предприятия

     Законы, регламентирующие дея-тельность организации: Гражданский кодекс РФ, «Федеральный закон об обществах с ограниченной ответст-венностью», «Закон об акционерных обществах», «Правила продажи отде-льных видов товаров», «Постано-вление правительства «О порядке формирования торговых наценок»; Закон «О защите прав потребителей»

     В России получили широкое распространение система сертифи-кации и стандартизации

     Затруднения при долгосрочном планировании в  связи с высоким темпом инфляции с 2005 по 2006 год –9,5%

     Численность экономически акти-вного населения  за 2006 году составила 73811 тыс. чел.

     Среднегодовая численность населения, занятого в  сфере торговли составила 11199 тыс. чел. или 15,17% от общей численности экономически активного населения

     Валовая прибыль экономики составила 45,9 трлн. руб.

     Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата соста-вила: всего по стране 6831,8 руб., в сфере торговли 4923,7 руб.

     Чистые  налоги на производство и импорт в 2005 году составляли 12,9% ВВП

        
     Продолжение таблицы  5       
1 2
            Численность безработных соста-вила 5208 тыс. чел. или 7,06% от общей численности экономически активного населения

     Консолидированный бюджет: доходы – 7611,6 млрд. руб., расходы – 5941,4 млрд. руб., профицит 1670,2 млрд. руб.

     Общее количество организаций – 3345тыс., в том числе: государ-ственных – 157тыс. (4,1% от общего числа); муниципальных – 239тыс. (6,2%); частных – 2957тыс. (76,9%); общественных и религиозных орга-низаций – 244тыс. (6,4%); прочих – 248 тыс. (6,4%)

     ВВП России вырос в 2006 году на 6,4%

     Объем ВВП России за 2006 год составил в  текущих ценах 61596 млрд. руб.

     Оборот  розничной торговле 2006 году – 5598 трлн. руб.: в том числе оборот торгующих  организаций 4362 трлн. руб.

Общество Технология
     Соотношение мужчин и женщин в 2006 г: мужчин – 66,6 млн. чел., женщин – 76,8 млн. чел.

     Численность населения в 2006 году – 143,5 млн. чел.; всего родившихся – 1457,4 тыс. чел; умерших  – 2303,9 тыс. чел; естественная убыль  – 846,5 тыс. чел.

     Численность городского насе-ления – 104,7 млн. чел. (73% от общего    числа); сельского – 38,8 млн. чел. (27%)

     Численность населения в трудоспособном возрасте – 24095тыс чел. (16,7%)

     Число организаций, выполняю-щих исследования составляет: 3797 – в РФ; 20 – в Орловской области

     Численность персонала, занятого исследованиями и  разработками равна: в РФ – 858,5 тыс. чел.; в Орловской области – 1908 чел.

     Численность инновационно-ак-тивных организаций  – 1564;

     Затраты на исследования и разработки в целом в РФ составляют 169862,4 млн. руб.

     Объем инновационной продук-ции – 312692 млн. руб.

             
     Продолжение таблицы 5       
1 2
     Старение населения приводит к сокращению спроса

     Уровень благоустройства горо-да: удельный вес площади обору-дованной водопроводом – 74%; канализацией – 70%; центральным отоплением – 75%; ваннами – 64%; газом – 70%; горячим водоснабжением – 61%

     Жилищные  условия: площадь жилища, приходящаяся в среднем на одного жителя – 20,8 м2

     Жилищный  фонд – 2949 млн. м2

     Основные  показатели культуры: число общедоступных  библиотек – 50,6 тыс.; библиотечный фонд - 1007 млн. экз.; число музеев – 2229

     Миграция  в РФ в 2005 г.: прибыло – 177230 чел.; выбыло – 69789 чел.; миграционный прирост – 107432 чел.

     Основные показатели образова-ния: число дневных общеобра-зовательных учреждений – 61497;             число вечерних общеобразовательных учреждений – 1677; число ВУЗов- 1071. [7]

     Выдано патентов в 2005 г. – 23191

     Использование физически уста-ревшего оборудования: износ обору-дований – 52,8%

     Степень износа основных фондов в промышленности 52,8%; степень обновления – 1,7%

 

     В результате проведенного анализа можно  сделать следующие выводы. В основном законодательная база остается неизменной и в полной мере контролирует данную область деятельности, вносятся изменения  в уже действующие законы; экономические показатели имеют тенденцию к снижению, что может неблагоприятно сказаться на деятельности предприятия (например, безработица). Высокая конкуренция отрицательно влияет на сбыт в фирме, отрицательно сказываются высокие налоги, взимаемые с организаций и их доходов, а так же их рост; ситуация в экономике РФ стабильна и наблюдаются некоторые улучшения, что показывает ВВП, оборот в розничной торговле, общее количество организаций, валовая прибыль экономики. Влияние социальных факторов: постепенное уменьшение населения РФ отрицательно может сказаться на деятельности организаций, увеличение количества ВУЗов и общеобразовательных учреждений может сказаться положительно на подготовке трудовых ресурсов. Влияние технологических показателей: малая степень обновления основных фондов свидетельствует о значительном устаревании основных средств и их значительной изношенности.

     Следующий этап – применение SWOT-анализа. SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weaknesses – недостатки, слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) складывается из анализа сильных и слабых сторон развития исследуемого объекта в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды и позволяет определить актуальные проблемные области, узкие места, шансы, опасности, связанные с исследуемым объектом, с учётом факторов внешней среды. Для проведения SWOT-анализа необходимо определить, какие факторы внешней среды (политические, экономические, социальные, технологические) влияют на деятельность предприятия, какие являются возможностями и угрозами. Возможности определяются как нечто, способствующее благоприятному развитию объекта. Угрозы – это то, что может нанести ущерб объекту, лишить ее существующих преимуществ.

     Второе  назначение SWOT-анализа – это изучение сильных и слабых сторон в деятельности предприятия с целью приспособления к изменяющимся возможностям внешней среды.

     Проведем  сильных и слабых сторон ЗАО «Лесхозмаш-Брянск», а также возможностей и угроз внешней среды. Для этого рассчитаем соответствующие показатели для маркетингового и финансового анализа, оценки персонала, организационной культуры и имиджа предприятия. Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 6. 
 
 

Таблица 6 – SWOT-анализ ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» 

Сильные стороны Слабые стороны
1 2
     Развитая сбытовая сеть

     Возможность продавать неко-торые наименования продукции по наименьшей цене крупным  потре-бителям и стратегическим партнерам

     Гибкие  условия поставок: по-ставка по предоплате, частичной опла-те и с отсрочкой  платежа до 3 месяцев

     Коэффициент оборота по при-ёму, равный 0,056 свидетельствует о достаточно постоянном составе коллектива

     Коэффициент оборота по вы-бытию, равный 0 говорит  о том, что за исследуемый отрезок  времени не было уволено ни одного человека

     Коэффициент постоянства, рав-ный 0,6 говорит о том, что более половины персонала работает более 1 года

     Персонал  организации сильно сплочен и  настроен на улучшение экономических  показателей, в связи с личной заинтересованностью

     Во  избежание перебоев в поставках  на предприятии существует запас  сырья

     Поставщиков выбирать можно, но только из ограниченного  круга, т. к. существует монопольная  ситуация

     Организационная культура на высоком уровне из-за небольшой  численности коллектива

     Члены коллектива могут принимать участие  в принятии управленческих решений, влиять на уже принятые решений предприятии существует система поощрения работников:

     Старое  оборудование, необходи-мость частых ремонтов и настройки

     Низкая  прибыльность из-за высоких издержек

     Дополнительные  транспортные издержки

     Неэффективный и несистема-тический анализ ассортимента продукции и деятельности пред-приятия

     Отсутствие  программы по подготовке и переподготовке кадров

     Социальные  работы внутри коллектива не проводятся

     Сильная зависимость данного продукта от поставщиков, т. к. на рынке сложилась монопольная ситуация

     Показатели  ликвидности не соответствуют нормативам

   
     Продолжение таблицы 6  
1 2
     подарки к праздникам, ежеквартальные премии

     Деловую репутацию можно охарактеризовать, как положительную, это связано  как с репутацией орга-низации, так и с надежностью в выполнении договоров, предостав-лением скидок постоянным клиентам и т.д.

     Положительный имидж ЗАО «Лесхозмаш-Брянск» для государ-ственных структур определяет своевременная выплата налоговых обязательств, соблюдение федераль-ных и региональных законов

Внутренний  имидж то же имеет положительную  характеристику, т. к. на предприятии  существуют высокие социальные гарантии, возможность карьерного роста, хорошие отношения с руководством

 
Возможности Угрозы
     Возможность выхода на новые рынки или сегменты рынка

     Выход на зарубежные рынки и увеличение доли экспорта

     Снижение  себестоимости про-дукции за счёт правильного  выбора поставщиков сырья, рекламных  и других видов услуг с оптимальным  соотношением «цена-качество»

     Обновление  материально-технической базы предприятия за счёт увеличения прибыли и привлечения внешних инвесторов

     Повышение квалификации кад-ров

     Охват возможно большего числа клиентов в  Уральском, Сибирском регионах, на Украине, в Белоруссии, Казахстане и в странах  Дальнего зарубежья

     Нарастание сильной конку-ренции в отрасли

     Потеря  части дебиторской задолженности  из-за банкротства должников или  невозможности вернуть товар

     Сокращение  числа дилеров, а значит и каналов  продаж

     Достаточно  высокий уровень инфляции в РФ

 

     Оценив  сильные и слабые стороны организации можно отметить:

  • финансовое состояние организации является неблагоприятным, что характеризуется невысокой платёжеспособностью, обеспеченностью собственными оборотными средствами и неспособностью предприятия вовремя выполнять свои обязательства перед кредиторами;
  • отрицательно сказывается зависимость организации от поставщиков (так как не имеет собственного производства), но с другой стороны имеется достаточное их разнообразие, всегда позволяющее сделать наилучший выбор;
  • положительными чертами организации является кадровая политика и организационная культура, характеризующиеся такими показателями как: коэффициент оборота по приему, коэффициент постоянства кадров, коэффициент оборота по выбытию. Персонал организации сильно сплочен и настроен на улучшение экономических показателей, организационная культура на высоком уровне из-за небольшой численности коллектива, на предприятии существует система поощрения работников: подарки к праздникам, ежеквартальные премии; предприятие отличается благоприятным имиджем как в деловых кругах и государственных структурах, так и внутри фирмы.
 

     3.3 Рекомендации по  повышению деловой  активности ЗАО  «Лесхозмаш-Брянск» 

     На  основе долгосрочного прогнозирования  спроса, проведенных PEST- и SWOT-анализ возможны следующие пути совершенствования деловой активности ЗАО «Лесхозмаш-Брянск».

  • увеличить показатель абсолютной ликвидности;
  • увеличить показатель быстрой ликвидности;
  • увеличить показатель текущей ликвидности;
  • повысить коэффициент автономии;
  • увеличить финансовую маневренность предприятия;
  • увеличить коэффициент собственного оборотного капитала и оборотные активы;
  • повысить качество производимых товаров за счет введения нового оборудования, придать им дополнительные свойства, выпустить их новые модели.
  • своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа покупателей;
  • увеличить доходы будущих периодов;
  • создать резерв для будущих расходов;
  • активно работать с покупателями и заказчиками для постоянного контроля размера дебиторской задолженности.
  • увеличить число оборотных средств для погашения наиболее срочных обязательств;

       Наиболее  важными мероприятиями для выхода из кризисной ситуации являются повышение  коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, автономии и маневренности, величина которых зависит от общего количества оборотных средств, количества собственных оборотных средств и количества собственного капитала. Для решения поставленной задачи проведем оптимизацию вышеперечисленных коэффициентов, исходя из установленных нормативов:

КТ.Л. ³ 2

КСОС ³ 0,1

КАВТ ³ 0,5

0,2 ≤  КМАНЕВР ≤ 0,5

       Воспользовавшись  формулами 1, 14 и 16 получим:

ОС / КО ³ 2

СОС / ОС ³ 0,1

СК / Б ³ 0,5

0,2 ≤  СОС / СК≤ 0,5

       Выразив оборотные средства, собственные  оборотные средства и собственный  капитал, получим, что как минимум необходимо:

ОС = 2×КО

СОС = 0,1×ОС

СК = 0,5×Б

       Теперь  подставляя данные на конец 2006 года, рассчитаем количество оборотных средств, собственных оборотных средств и собственного капитала, необходимого для восстановления платежеспособности предприятия и повышения его финансовой независимости.

       Для повышения коэффициента текущей  ликвидности необходимо увеличение оборотных средств до 24568 тыс. руб. (ОС = 2×12284 = 24568 тыс. руб.).

       Количество  собственных оборотных средств  составит почти 2457 тыс. руб. (СОС = 0,1×24568 = 2456,8 тыс. руб.). При таком объеме собственных средств коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равен 0,29 (2457 / 8335 = 0,29).

       Далее оптимизируем коэффициент автономии. Собственный капитал должен быть равен 8913 тыс. руб. (СК = 0,5×17826 = 8913 тыс. руб.).

       При оптимизированных показателях собственного капитала и собственных оборотных  средств коэффициент маневренности  равен 0,28 (2457 / 8913 = 0,28).

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия