Аграрная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения. Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.

Содержание

1. Теоретические основы 2
1.1 Земельный рынок, его роль в развитии экономики 2
1.2 Особенности формирования Рынка земли (1990-2004) 3
1.3 Российское законодательство, формирование рынка недвижимости 22
2. Анализ рынка земли Российской Федерации 26
2.1 Земельный фонд Российской Федерации (1990 - 2004 гг.) 26
2.2 Анализ сделок с земельными участками 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика(Доп).docx

— 94.10 Кб (Скачать документ)

Основы законодательства СССР о союзных республиках и  земле, принятые 28 февраля 1990 года, закон "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 года и Земельный кодекс РСФСР  от 25 апреля 1991 года, по существу, открыли  новый этап коренного преобразования земельных отношений, положили начало введению многообразия форм земельной  собственности и хозяйствования. В дальнейшем указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной  реформы в РСФСР", указом от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  в России", Конституцией Российской Федерации 1993 года и другими нормативными актами закреплено понятие частной  формы земельной собственности, разрешены оборот земельных участков, платность землепользования и введение земельного рынка.

Коренные организационно-экономические  преобразования направлены на охрану и научное обоснование и рациональное использование земли, её недр, водных и лесных ресурсов, растительного  и животного мира, улучшение природных  ресурсов и окружающей среды. Среди  природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис  для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация  располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, по данным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн. гектаров [50, 77].

Весь земельный фонд Российской Федерации распределён по категориям земель:

- земли сельскохозяйственного  назначения, общая площадь 455 млн.  га, или 26,6%;

- земли населённых пунктов,  общая площадь 20,9 млн. га, или  1,2%;

- земли промышленности, транспорта  и иного несельскохозяйственного  назначения, общая площадь 17,6 млн.  га, или 1%;

- земли природоохранного  и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн. га, или 1,9%;

- земли лесного фонда,  общая площадь 1046,3 млн. га, или  61,2%;

- земли водного фонда,  общая площадь 19,9 млн. га, или  1,2%;

- земли запаса, общая площадь  118,5 млн. га, или 6,9%.

В собственности граждан  и юридических лиц находится  около 130 млн. га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и  почти 85% площади пашни.

Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного  назначения, но и на землях городов  и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России.

Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным  и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений  между органами государственной  власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Земельная реформа - важнейший  элемент структурной перестройки  экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части  развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной  и муниципальной собственности  на землю; укрепление законодательных  гарантий частной собственности  на землю; создание механизмов регистрации  прав на землю в системе государственной  регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над  рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений  на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного  назначения.

В части правового обеспечения  земельной реформы ее законодательная  база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений. Правовое обеспечение развития земельной  реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость  и достаточность их правового  регулирования.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит  в обеспечении рационального  использования и охраны земель как  важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Использование земли в  Российской Федерации является платным  за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Формами платы  за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное  пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные  платежи за потери сельскохозяйственного  производства, плата за пользование  земельным участком при установлении сервитута.

Охрана включает систему  правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование  земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного  изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в  государственной или муниципальной  собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия.

В целях регулирования  земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный  земельный кадастр и регистрация  прав на землю, осуществляется государственный  контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и  охраной земель, ведутся научные  исследования по этим направлениям.

В результате осуществления  первого этапа земельной реформы  исключительная государственная собственность  на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью.

Главную роль в решении  сложной проблемы становления новых  земельных отношений должно сыграть  государство. С помощью государственного регулирования определяются условия  и механизмы экономического воздействия  на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования  законодательных актов, разрабатываемых  как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

- разработать и принять  нормативно-правовые документы по  планированию землепользования, правам  на землю и регламенту оборота  земли;

- отработать практику  целевого использования земли,  имея в виду распределение  земель по характеру использования  (сельскохозяйственные, природоохранные,  городские, жилищного строительства  и т.д.), установить четкий статус  земель каждой категории, создать  механизм государственного контроля  за целевым использованием земельных  участков, ввести ограничения и  обременения на права собственности  на землю;

- разработать четкий механизм  экономической оценки всей земли  (сельскохозяйственной, городской и  др.);

- разработать механизм  аренды земли;

- создать эффективный  механизм залога земли;

- создать информационную  базу по земле, ядром которой  должен стать государственный  земельный кадастр.

В России пока еще нет  четкой нормативной базы, являющейся фундаментальной для земельных  рынков развитых государств с упорядоченной  экономикой. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в  свою очередь, требует решения таких  проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически  все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

В итоге на сегодняшний  день в стране около 10% территории находится  в частной собственности физических и юридических лиц. В ходе реформы  были произведены изменения в  пользовании землёй, что вызвало  изменения в территориальной  структуре земельного фонда страны. В связи с этим поменялись функции  земельных ресурсов.

Развитие земельной реформы  в России формируется из различных  показателей, но в конечном итоге  находит свое оформление в законодательных  и иных нормативных актах. За последнее  время принято множество нормативных  правовых актов, основой которых, конечно  же, является Конституция Российской Федерации.

Основной закон Российской Федерации определил главные  принципы развития земельного законодательства: равенства всех форм собственности  на землю, защиту в равной степени  прав собственников и других титульных  пользователей земли, прерогатива  федерального законодательства над  законодательством субъектов Российской Федерации, возмездности пользования земельными участками, ненанесения вреда окружающей природной среде в связи с использованием земельных участков. Конституцией земельные вопросы и земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Используя свои полномочия, органами государственной власти и местного самоуправления принимается в развитие федерального законодательства целый комплекс нормативных актов [61, 150].

Реформирование земельных  отношений в России началось в 1990 году с принятием закона РСФСР "О  земельной реформе". В 1991 году был  принят Земельный кодекс РСФСР, установивший разнообразие форм собственности на землю, в том числе и частную  собственность. Всего же с 1990 по 2001 год  был принят 41 Федеральный закон, 33 указа Президента РФ и около  сотни постановлений правительства  России. Кроме того, свои законы принимали  и регионы. Таким образом, к 2001 году земельное законодательство представляло собой конгломерат несистематизированных  правовых актов различного уровня, зачастую противоречащих друг другу.

Основным правовым регулятором  земельных отношений, безусловно, является Земельный кодекс Российской Федерации  от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, который установил  следующие основные принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли  как основы жизни и деятельности  человека, согласно которому регулирование  отношений по использованию и  охране земли осуществляется  исходя из представлений о  земле как о природном объекте,  охраняемом в качестве важнейшей  составной части природы, природном  ресурсе, используемом в качестве  средства производства в сельском  хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе,  об объекте права собственности  и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому  владение, пользование и распоряжение  землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни человека или предотвратить  негативное (вредное) воздействие  на здоровье человека, даже если  это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных  организаций (объединений) и религиозных  организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю,  согласно которому граждане Российской  Федерации, общественные организации  (объединения) и религиозные организации  имеют право принимать участие  в подготовке решений, реализация  которых может оказать воздействие  на состояние земель при их  использовании и охране, а органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, субъекты  хозяйственной и иной деятельности  обязаны обеспечить возможность  такого участия в порядке и  в формах, которые установлены  законодательством;

5) единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому  все прочно связанные с земельными  участками объекты следуют судьбе  земельных участков, за исключением  случаев, установленных федеральными  законами;

Информация о работе Аграрная политика