Животные в поверьях и обрядах славянских народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:31, реферат

Описание

В личных качествах у Славян и Ариев особенно ценится мудрость, праведность, мужество, верность долгу и слову, любовь к Родной земле, смекалка, умение метко и кратко говорить. Любовь должна бьпь только одна, к одной возлюбленной или жене, к одной Отчизне, к одной Изначальной Вере Первопредков. В отношениях между людьми всегда поощряются нелицемерное братолюбие, уважение к младости и почтение к старшим, особенно к Родителям, верность в дружбе, отзывчивость к чужому горю, готовность, рискуя головой, прийти на помощь страдающему, защитить невинного и слабого".

Содержание

Вступление
1. Значение животных в славянской религии. Поверья.
1.1. Волк – Зверь Дажьбогов
1.2. Медведь - Зверь Велесов
1.3. Лиса - Зверь Макоши
1.4. Заяц – Зверь ярилин
1.5. Кабан – Зверь Перунов
1.6. Кошка, рысь – Зверь велесов
1.7. Конь – Зверь Дажьбогов
1.8. Корова – Зверь Велесов
1.9. Бык – Зверь Сварогов
1.10. Олень -Зверь родов
1.11. Белка Зверь перунов
2. Животные обряды в славянской религии.
1.1. Новоселье
1.2. Рожаницы
1.3. Дый
Заключение

Работа состоит из  1 файл

этика эстетика.docx

— 58.26 Кб (Скачать документ)
ustify">Та бы корова молчала, что под медведем была

И одна корова, да жрать здорова

Которая корова пала, та по три удоя давала

Утка  в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже

Корова  комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в  руки не дается - медведь

Черная  корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру

    1. Бык - Зверь Сварогов

Бык –  вол, вил, бугай.

Если  корова – это в первую очередь  дойное животное, то бык использовался  главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение  грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что  и сделали воспетые в легендах первые землепашцы. Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу - воплощением земного блага, богатства. Ярый тур - образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

     Время быка - середина весны. Цвета - рыжий, золотой, синий, красный

         Пословицы и приметы:

Хвать быка за рога - ан вилы в руках

Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

    1. Олень - Зверь Родов

     Олень (елень) известен человеку с самых  древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев  – северные районы, но образ оленя  навсегда сохранился в сказках и  легендах. В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода. Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе - к счастью и долгой жизни. Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

     Время оленя - середина зимы и конец лета. Цвета - золотой, рыжий, черный

         Пословицы и приметы:

Хотел оленя словить - да в лес убежал.

    1. Белка - Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) - мелкий лесной зверек, за крепкие  зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к  полку Перунову. Словно молнии разламывают  камни и расщеплят деревья, белки  ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она  проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой  скорлупой и жемчужчными (или  изумрудными) ядрами - поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты  на белку, посвященной громовику.

     Время белки - конец лета, начало осени. Цвет - золотой, белый

         Пословицы и приметы:

Белки в деревню забежали - быть войне  или другой большой беде

Векша стрекочет - гостей пророчит

     Ягуар — посланец духов леса. В традиции шаманизма облик ягуара один из самых распространенных тотемов шамана, он символизирует его дух. Только сильный и могущественный шаман мог обладать тотемом ягуара.

 Его  качества — могущество, мудрость, стремительность. Этот тотем считается  одним из самых могущественных, так как ему подвластна почти  вся магия.

     Ворон  будучи “говорящей птицей”, символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны.

 Вороны  и волки — частые спутники  первобытных богов мертвых.

 В  алхимии ворон, изображенный рядом  с черепом или надгробием, символизирует  черноту и умерщвление, nigredo —  первую стадию “Малой Работы”,  смерть мира, принцип “земля к  земле” (”…прах и в прах обратишься”).

В целом, черный ворон — птица недоброго  предзнаменования, но ворон с белым  пером — хороший знак.

     Змея - В высшей степени сложный и универсальный символ.

 Змея  и дракон часто взаимозаменяемы,  а в странах Дальнего Востока  между ними не делается различия. Символическое значение змеи  поливалентно. Она может быть и мужского пола, и женского, а также самовоспроизводиться. Как существо убивающее, она означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, — жизнь и воскресение. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое. Она символизирует также изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землей, между землей и подземным миром. Змея ассоциируется с небом, землей, водой и, в особенности, с Космическим Деревом. Змея — это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель. “Это сам рок, быстрый, как несчастье, неспешный, как воздаяние, непостижимый, как судьба.” В контексте космологии змея — это изначальный океан, из которого все возникает и в который все возвращается, первобытный недифференцированный хаос. Она может служить опорой миру или поддерживать его, или окружать, превращаясь в уробороса — символ цикличности проявления и обратного поглощения. Видимая змея — это лишь тленное проявление первопричинного, вневременного Великого Невидимого Духа, хозяина всех природных сил, духа или принципа жизненности. Это тот бог ранних космогоний, который позднее послужил отправным пунктом для более психологичных и духовных интерпретаций.

     Сова  - Амбивалентный символ. Птица мудрости, но также мрака и смерти.

 Но  при всей ее «темной» направленности, все без исключения народы  с уважением относились к этой  птице. Ведь основная ее сила  в умении видеть сокрытое, видеть  спрятанное во тьме, и передавать  мудрость предков потомкам. Сова  это олицетворение земной и  небесной мудрости, направленной  на землю, для помощи людям. 

2. Животные обряды  в славянской религии

 

       Главным религиозными языческими обрядами были жертвоприношения.  Жертвы у славян делились на бескровные и кровавые. Бескровные жертвы приносились демонам, «родителям», берегиням. Так, жертвой домовому являлся сметаемый в угол сор (ритуальное значение этой жертвы закрепилось во фразеологизме «выносить сор из избы» как оберег к сохранению мира, лада в доме), спрятанные в щели дома остриженные волосы и ногти. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду. Дворовому, скотнику, овиннику и кутному богу, которые обитали в хлеву и заботились о скоте, запасах зерна и сена, оставляли в углу хлева немного хлеба и творога. Лешему на перекрестке дорог оставляли яйцо, чтобы он вернул заблудившуюся корову. В снопе оставляли так называемую «велесову бороду», чтобы урожай был хорошим.

     Кровавые  жертвы приносились Перуну, Святовиту, Триглаву, Яриле и другим богам. Жертвами могли быть как животные или птицы, так и люди. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.), описывая похороны знатного руса, рассказывает и о жертвах, приносимых во время похорон: куры, собаки, коровы, кони, девушка-наложница.  В «Повести временных лет» под 983 г. рассказывается о принесении в жертву Перуну юноши-христианина, на которого пал жребий. Однако человеческие жертвы славянами приносились не очень часто. Более распространенными  были жертвы домашних или диких животных, причем после жертвоприношения следовал пир, на котором принесенный богам  дар съедался. Несъедобные части  жертвенного животного (голова, кости, внутренности и прочее) после совершения над некоторыми из них гадания, если оно входило в обряд жертвоприношения, зарывали в землю, сжигали или  топили в воде. В некоторых случаях  их сохраняли как чудодейственный  талисман. На этот обычай указывают  соблюдаемые в некоторых местах обычаи зарывать кости пасхального  барашка на ниве, чтобы предохранить посевы от града; или сберегать, а  затем бросать их в огонь во время грозы, чтобы молния не ударила  в избу и тому подобное.  

     До  нас дошли две старинные обрядные песни восточных славян. Первая из них поется во время ночного шествия, служащего изгнанию "коровьей смерти" (злое существо, несущее гибель всему  крестьянскому стаду). В ней изображается умилостивительное жертвоприношение, при котором произносится проклятие  на смерть (заклинается смерть).

     В другой песне - святочной, изображено приготовление  к жертвенному закланию козла  на Коляду (воплощение исконно повторяющегося годового цикла), что несомненно подтверждает как повторяющийся в песне  несколько раз припев: "Ой колядка!", так и прямое указание в песне  на пение молодцами и девицами "песен колядушек".

По совершении общественного жертвоприношения следовало  съедение мяса жертвенного животного - жертвенная трапеза (пиршество) и попойка  с играми, песнями и плясками.

В песне, исполняемой при изгнании "коровьей смерти", старцы, прежде чем приступить к закланию животных,

            Ставят столы белодубовые, 

            Стелят скатерти браные.  

Очевидно, в этих стихах изображены приготовления  к предстоящему жертвенному пиршеству. Мясо жертвенных животных варится в "котлах кипучих", с тем, чтобы  впоследствии быть съеденным жертвователями. Такое же назначение, несомненно, имеет  и мясо упоминаемого в святочной  песне козла, обреченного на заклание. Его собираются резать возле пылающего  костра и кипящего "котла горючего". В некоторых местах России крестьяне  при запашке варят брагу, носят  в церковь освящать часть баранины, черного петуха и хлебы, и потом  пируют сообща целой деревней. Кроме  того, существует обычай, в известные  праздничные дни, например, Ильин  день, Петров день, день Прокопия - жатвенника и прочие, убивать и затем варить или жарить и съедать купленного на общественный счет быка, теленка  или барашка, резать и съедать "рождественского  кабана", "пасхального барашка" и тому подобное.

Все это  представляет несомненные остатки  языческих жертвоприношений со следовавшими за ними общественными пирами. Барашка, зарезанного в день Прокопия - жатвенника, едят с песнями и плясками. Несъедобные  части жертвенного животного (голова, кости, внутренности и прочее), по совершении над некоторыми из них гадания, если оно входило в обряд жертвоприношения, вероятно, зарывались в землю, сжигались  или топились в воде, или же, наконец, сохранялись как чудодейственный  талисман. На это указывают ныне соблюдаемые обычаи зарывать кости  пасхального барашка на нивах, с  целью предохранения последних  от града, или сберегать, и затем  бросать их в огонь во время  грозы, что бы молния не ударила в  избу, зарывать в укромном месте  кости рождественского кабана, также кости зарезанного под новый год поросенка, топить перья, внутренности и кости "кур - троецыплятниц" и тому подобное.

     Пиры  и попойки естественно соединялись  с играми и песнями: "Схожахуся  на игрища, - пишет Нестор, - на плясанья и на все бесовские игрища", и в другом месте: "но сими дьявол льстит и другими нравы, всяческими лестьми, прибавляя ны от Бога, трубами  и скоморохи, гусльми и русальи".

       У северных славян жрецы гадали с помощью коней. В Арконском храме держали белого скакуна, и люди не сомневались, что Святовид ездит на нем каждую ночь. Ожидая какого - то важного пророчества, коня принуждали переступать через копья: если он ступал правою, а не левою ногой, народ ожидал славы и богатства, всяческой удачи. Ну а в Штетине такой конь - пророк был вороной и предвещал успех, если ни разу не касался ногами девяти копий, когда перешагивал через них. В Ретре гадатели обращались к земле, к ее недрам. Некоторые жрецы, вопрошая будущее, бросали на землю три маленькие дощечки, у которых одна сторона была черная, а другая белая: Если они ложились вверх белою, то обещали что - то хорошее; черная же предвещала беду.

    1. Новоселье

     Новоселье – начало строительства нового дома было связано с комплексом ритуальных действий, предупреждающих возможное  противодействие со стороны нечистой силы. Выбирая безопасное для стройки  место, нередко вначале выпускали  корову и ждали, пока она ляжет  на землю. Это место считалось  удачным для будущего дома.

 Перед  Закладкой нижних бревен под  передним углом закапывали монету  – “для богатства”, рядом с  монетой клали кусочек ладана  – “для святости”.

 После  возведения сруба резали петуха  и брызгали кровью на четыре  угла, Животное зарывали под дверью.

 Самым  опасным периодом считался переезд  в новую избу и начало жизни  в ней. Предполагалось, что” нечистая  сила будет стремиться всеми  силами помешать будущему благополучии.

 Чтобы  обмануть ее, первыми в дом  пускали петуха или кошку, которые  должны были принять на себя  возможную опасность от нечистой  силы. За животными входили с  иконой и хлебом – солью  все остальные члены семьи.  Считалось, что безопаснее переходить  в новый дом ночью, поскольку  нечистая сила не предполагала, что в это время люди могут  заселять дом. .

 Поставив  в передний угол икону, все  члены семьи крестились на  нее. Затем хозяйка отрезала  от каравая хлеба первый ломоть  и клала его под печку» приветствуя  домового.

Информация о работе Животные в поверьях и обрядах славянских народов