Похоронно- поминальные обряды марийского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить специфику похоронно-поминальной обрядности мари.
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность представлений мари о загробной жизни;
2. представить все этапы подготовки покойника к погребению;
3. охарактеризовать обряд погребения;
4. выявить специфику поминок как обряда почитания предков;
5. отразить специфику процесса бытования похоронно—поминальных обрядов в Куженерском районе Республики Марий Эл.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности похоронно—поминальной обрядности мари
1.1. Культ предков в традиционной культуре мари………………………….5
1.2. Представления о загробной жизни………………………………………..9
1.3. Подготовка покойника к погребению и обряд погребения………………11
1.4. Поминки как обряд почитания предков…………………………………..15
Глава II. Бытование похоронно—поминальных обрядов в Моркинском районе Республики Марий Эл
2.1. Похоронная обрядность……………………………………………………18
2.2. Поминальная обрядность………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 61.24 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

Глава I. Особенности  похоронно—поминальной обрядности мари

1.1. Культ предков в традиционной культуре мари………………………….5

1.2. Представления о загробной жизни………………………………………..9

1.3. Подготовка покойника к погребению и обряд погребения………………11

1.4. Поминки как обряд почитания предков…………………………………..15

 

Глава II. Бытование  похоронно—поминальных обрядов в Моркинском районе Республики Марий Эл

2.1. Похоронная обрядность……………………………………………………18

2.2. Поминальная обрядность………………………………………………….20

 

Заключение……………………………………………………………………...22

 

Список использованной литературы………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос жизни и смерти – один из глобальных вопросов человечества. Неслучайно похоронно-поминальные ритуальные комплексы в основе своей практически не меняются со временем. В отличие от других обрядов (родильного, свадебного), похоронные переходят из века в век, а необходимость их совершения ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому изучение такого знакового явления для любой этнической культуры всегда актуально. Именно осмысление сущности смерти породило мифологию, религию, философию и в конечном итоге все формы человеческого знания.

Изучение похоронно-поминального обряда позволяет лучше понять этническое своеобразие народа мари. Этот обряд  является одним из самых ценных информационных источников, поскольку отражает древнейшие пласты истории и культуры. В структуре похоронного обряда нашли отражение представления наших предков о том, как устроен загробный мир, как лучше всего подготовить умершего человека к путешествию из нашего мира в мир мёртвых. Некоторые представления и поверья дошли до наших дней, а другие были забыты, но оставили свой отпечаток в обрядовом фольклоре.

Цель исследования - изучить специфику похоронно-поминальной обрядности мари.

Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи:

1. охарактеризовать сущность представлений мари о загробной жизни;

2. представить все этапы подготовки покойника к погребению;

3. охарактеризовать обряд погребения;

4. выявить специфику поминок как обряда почитания предков;

5. отразить специфику процесса бытования похоронно—поминальных обрядов в Куженерском районе Республики Марий Эл.

Объект исследования – обрядовый фольклор мари.

Предмет исследования – похоронно-поминальная обрядность мари.

Теоретической базой исследования послужили труды по анализу похоронно-поминальной традиции русских Н.И. Савушкиной, В.Н. Топорова, Л.С. Лаврентьевой, Ю.И Смирнова, а также похоронно-поминальной традиции мари Г.Е. Шкалиной, Л.С. Тойдыбековой, Н.С. Попова, Г.А. Сепеева и многих других ученых.

Исследование выполнено  при помощи следующих методов: историко-генетического, структурно-типологического, включённого наблюдения, интервью.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности похоронно-поминальной обрядности мари

    1. Культ предков в традиционной культуре мари

Ядром духовной культуры мари являлись народные верования и культы. Они регулировали все сферы общественной, семейной и личной жизни, оказывали  непосредственное воздействие на повседневную жизнь каждого человека, определяли мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации и моральные установки людей. Благодаря этому народные верования и традиции в сознании людей выступали как духовная опора и надежда, сплачивали народ, помогали ему сохранить свои самобытные черты. Отличительной чертой традиционных верований мари являлось почитание окружающего мира, природы, которая олицетворяла собой божественное начало.

Весь природный мир, включая  и самого человека, являет собой  внутреннюю сущность божественного, поэтому  в глазах верующих обладал самоценностью. Предки мари, наблюдая за природой, постигали  волю божеств, на основе которой учились  жить, регулировали общественные отношения. Согласно верованиям мари, представители  растительного и животного мира являются сознающими сущностями, обладают восприятием, духовной силой. Поэтому  полагалось почитать их силы, устанавливать  с ними добрые отношения, не противоречить  им. Вся окружающая природа наделялась жизненной силой, душой, духами, демонами и божествами-покровителями. Существовало представление о множестве душ.

Мари верили, что материальные (неживые) предметы, растения обладают душами-двойниками. Живые существа кроме этих душ-двойников имели  еще настоящие душу. До настоящего времени сохранились отголоски  фетишистского отношения к предметам  быта и явлениям природы, почитания  птиц (лебедя, дикого гуся…), животных (лося/оленя, медведя, коня) и других. Деревья воспринимались как живые существа, покровители рода, хранители жизненной силы.

Своеобразной формой сакрализации права родовой группы на территорию обитания был культ духов –  хозяев определенных территорий «водыж», «вадыш». Они охраняли наиболее значимые для людей места их обитания (дом  с очагом, усадьбу, селение, водоемы, общинные луга и поля, земные недра). В каждом жилище обитал свой «водыж».

 Покровителем рода и родственной группы являлся дух Керемет. В его синкретизированном образе переплелись представления о почитаемых силах и явлениях окружающей природы (деревья, птицы и животные, реки, ключи, камни, возвышенные места), духах «водыж», душах умерших. «Кереметам» молились в специально отведенных рощах, которые также назывались «кереметями» (кереметото). Выделялись «керемети» этнических групп.      Хранителями и распространителями знаний об окружающих человека таинственных духах и демонах, способах их умилостивления выступали заклинатели, колдуны, ворожцы, прозорливцы и другие, с помощью которых марийцы пытались наладить свои отношения с миром сверхъестественного в целях избавления от колдовских чар, налаживания жизни в семье и общине.

Они же занимались выполнением охотничье-промысловых, сельскохозяйственных, лечебно-предохранительных, любовных, вредоносных, метеорологических и других видов магических обрядов, нередко используя при этом некоторые элементы шаманства [33].

Действительно, шаман, как  исторический феномен в системе  традиционного верования, был издавна  известен многим народам мира. Этимон слова шаман происходят от слова  «саман» (шаман, хаман), обозначающего  служителя культа, одной из главных  функций которого было жертвоприношение животных.

Шаманизм  как явление  культа исторически сложился естественным путем на базе народного анимистического  мировоззрения. Он включал в свою систему ранние мифологические представления  человека об окружающей среде и стихийных  силах природы.

 Черемиское мошан (мужан) по перестановке звуков ш и м, образовалось из слова шаман, а такие перестановки нередки во всех языках и наречиях… . Карт и горно-черемисский мужан (мошан) при совершении обрядов, подобно сибирским шаманам, надевает особенную одежду, состоящую из белого длинного балахона, без оборов, с красной нашивкой на груди из кумача и с черною позади из сукна, а на голову – высокую из бересты шапку [11]. Марийские шаманы при проведении сеансов очень строго учитывали место и время. Так, нельзя ворожить в самый полный день (кечывал рудо) (в марийских деревнях, как правило, в 12 часов дня и сегодня прекращаются всякие обычные работы). До принятия христианства нельзя было ворожить в пятницу (пятница у ошмарий-чимарий является священным днем). В некоторых местах это табу остается в силе и по сей день.

Непременным условием для  успеха ворожбы считается тишина. Плата, взимаемая за ворожбу или заклинание, всегда была незначительной или даже имела символический характер, так как считалось, что зарабатывать шаманством – не богоугодное дело.

Можно говорить о том, что  у мари  издревле наряду с белой магией существовала и черная магия. Как известно в отечественной литературе, «под понятием магии или колдовства принято разуметь различные суеверные человеческие действия, которые имеют целью влиять сверхъестественным образом на тот или иной материальный предмет или явление». Магические  действия могут быть бесконечно разнообразными. Они отличаются друг от друга и по степени сложности – начиная от простого полубессознательного жеста и вплоть до сложной и торжественной магической церемонии с участием многих людей; они отличаются и по целевой направленности, ибо есть обряды лечебной магии (обереги), вредоностной магии (порча), хозяйственной магии – заворожение промыслового зверя, магическое оплодотворение полей и пр. Говорить о количестве магов, колдунов у народа мари всегда затруднительно, так как сами они всегда тщательно скрывают свою причастность к этому ремеслу [30, с. 114, 115, 118].

Важное место в культовой  практике народа занимало почитание  душ умерших, продолжающих жить после  физической смерти человека в потустороннем мире[33]. Древнейшая погребальная обрядность представляла собой не только комплекс определенных ритуальных действий с телом покойного. В основе  ее лежало миропонимание древнего человека, сложившаяся система представлений о мироустройстве, смысле жизни и смерти, душе и загробном мире. Особую роль в жизни марийцев играл культ предков «тоштоен» (старый человек) или «тоштомарий»(старые марийцы) [33].

По верованиям мари, где  бы ни находился умерший человек, он не разрывает своих связей с  живыми, с родными. Его влияние  на жизнь рода делается даже могущественнее, чем при жизни.  Об этом свидетельствуют  обращения, с которыми марийцы обращаются к усопшим на поминках [29, с.141].Неотъемлемой частью верований мари был аграрный культ. Он проявлялся в почитании земных покровителей: богини земли -перке), пророка (Мландепиямбар), распорядителя (Мландесаус), духа, владеющего ключами от подземных кладовых (Мландесравоч) и другие [33].

Мари были принудительно  окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в  крае и проповедническая деятельность. Мари в тайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Чтобы предотвратить возврат новокрещеных к традиционным верованиям, добиться сознательного восприятия ими основ христианства, в 30-50-х годах XIX века были назначены особые миссионеры. Усилился административный контроль за сторонниками дохристианских культов. Распространение православия раскололо религиозное единство народа. Себя они называли чистыми, неоскверненными – «чимарий».

Православие оказало заметное влияние на мари. Однако и здесь сохранялось почтительное отношение к стихийным силам природы, которые воспринимались как проявления дохристианских божеств.

Большинство мари придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие  культы, не отказываясь и от услуг  православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых [33].Шкалина, Тойдыбекова, Ситников

 

1.2.Представления о загробной жизни

Согласно традиционным представлениям мари, семья объединяла не только живых, но и умерших родственников. Предки воспринимались как ее члены, с которыми следовало считаться и почитать их. Судьба человека, по верованиям марийцев, предопределялась многими факторами: жизнедеятельностью предков и родителей, благосклонностью звезд и небесных светил, предначертаниями Ош Кугу Юмо (Светлого Великого Бога), проявляющего свою волю через судьбоносца – Пурышо и дарителя жизненных сил – Шочын Ава (богиня рождения).

Большое значение в осуществлении  предначертанного имели поступки и  действия самого человека. Народная мудрость учила: человек рожден для того, чтобы  честно отработать и заслужить свой век на земле. За добрые деяния божества, покровительствующие судьбе, ангелы-хранители (суксо) или «божество над головой» могли упросить Бога продлить жизнь человеку, освободить от некоторых страданий и бед или, наоборот, за недостойные поступки, слова и мысли оберечь нарушителя древних заповедей на муки и страдания. Человек, по мнению мари, сам держит в руках нить собственной жизни, однако распоряжаются его судьбой небесные божества. Земная жизнь людей в устном народном творчестве сравнивается с периодом цветения растений. Люди, согласно мифопоэтическим воззрениям мари, созданы Богом для вечной жизни. Но в результате вмешательства злых сил среди людей начали распространятся всевозможные болезни и человек стал смертным. Мари полагали, что физическая смерть не приводит к прекращению бытия человека. Он после смерти переходит лишь в иной мир, продолжая вести привычный образ жизни. Мари верили в существование семи миров, в пределах которых душа умершего могла переходить из одного состояния в другое до семи раз. Наконец, она превращалась в рыбу и навсегда уплывала в мировой океан. Смерть наступает вследствие ухода души (чон) человека, считали марийцы. При сильном волнении, от испуга или случайного попадания души во власть злых сил человек мог сильно заболеть, но не умереть.

Важное значение в жизни  и быту марийцев имели похоронно-поминальные  обряды, в которых находил проявление древний культ предков. В них  выражалось почтительное и уважительное отношение к умершему и ранее  погребенным предкам. Эти обряды, состоявшие из различных ритуальных действий, были направлены на то, чтобы  облегчить умершему переход в  потусторонний мир, обеспечить там  его благополучное существование. По поверьям, соблюдение обрядов по проводам умершего в иной мир успокаивало  его душу, и она могла помочь живым членам семьи в их хозяйственных  и семейных делах и заботах. В  случае же непочтительного отношения  к умершему, несоблюдения положенных обрядовых действий, его душа могла  обидеться и навредить оставшимся родственникам [17, с.180-181].

Информация о работе Похоронно- поминальные обряды марийского народа