Типы собеседников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:53, реферат

Описание

В своей работе хотелось бы обозначить следующие цели:
дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на понятном каждому языке;
составить сценарий поведения и подобрать репертуар общения для каждой формы личности в типичных ситуациях общения;
мгновенно определять тип личности — как своей, так и партнера по общению.

Содержание

Введение 2
Типы собеседников с точки зрения психологического подхода 3
Типы собеседников с точки зрения эго-состояния 9
Типы собеседников с точки зрения восприятия информации 11
Типы собеседников с точки зрения психогеометрического подхода 14
«Абстрактный собеседник» 20
Заключение 24
Библиография25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭПЛ.docx

— 77.10 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, владея информацией  по психогеометрии, вы можете быстро оценить любого собеседника и делового партнера, а затем использовать эту информацию в процессе общения. Конечно, в реальной практике «чистые» фигуры встречаются редко. Большинство людей представляют собой смешанный тип, например диады: «треугольник» с «зигзагом» (сам генерирует идеи и сам руководит их реализацией) или «квадрат» с «кругом» (организованный, педантичный, но ориентированный на человека). Или триады: например, ведущая фигура «треугольник», сопутствующая — «квадрат» и некоторые элементы «круга».

 

«Абстрактный  собеседник»

 

 

  Абстрактный собеседник – это воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.

Основными критериями для  классификации типов деловых  собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками  беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации  представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

Вздорный человек

Такой человек часто выходит  за рамки темы деловой беседы. В  ходе беседы он нетерпелив, не сдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

- постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

- не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

- если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;

- прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;

- постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

- беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;

- в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

Позитивный человек

Это самый приятный тип  делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к  сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно  занять следующую позицию:

- побуждать его к активному участию в дискуссии;

- стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;

- в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

 

 

Всезнайка

Он уверен в том, что  все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно  требует слова. При общении с  ним следует придерживаться следующих  правил:

- посадить его рядом с ведущим беседу;

- время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

- попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;

- предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

- иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

Болтун

Часто бестактно и без  видимой причины прерывает ход  беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться:

- как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

- когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

- если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

- спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

- заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

Трусишка

Этот тип собеседника  характеризуется недостаточной  уверенностью в себе при публичных  выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким  собеседником нужно обходится особенно деликатно:

- задавать ему ясные, конкретные вопросы;

- продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

- если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

- помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

- решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

- применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы інтересно (полезно) услышать ваше мнение»;

- специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

Хладнокровный, неприступный собеседник

Такой человек замкнут. Часто  чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой  беседы, так как это кажется  ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым  способом необходимо:

- заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

- применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.

  Незаинтересованный собеседник

Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

- задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

- выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

- задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

- постараться выяснить, что интересует лично его.

Важная птица

Такой собеседник не выносит  критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как  личность, стоящая выше остальных. Существенными  элементами позиции по отношению  к нему являються следующие:

- нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

- время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

- не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;

- не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;

- до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?»

 

Почемучка

Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы  сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает  от желания спрашивать. Как вести  себя с таким собеседником? Здесь  может помочь следующее:

- на вопросы информационного характера отвечать сразу;

- при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

- при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

- сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.

Очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек  может меняться в зависимости  от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, мы увидели, что  существует множество разнообразных  подходов к определению типа собеседника, каждый из которых предоставляет, в свою очередь, большое количество типов собеседников. Эти знания позволят вам прогнозировать поведение собеседника и управлять процессом коммуникации. Ставить перед собой вопрос: «Какой из типов лучше?», - недопустимо. Каждый тип наиболее полезен в своей сфере деятельности. Коммуникабельность, на мой взгляд, в нашем современном мире является важнейшим критерием успешной жизни. Благодаря такому качеству как коммуникабельность, человеку намного проще строить отношения с окружающими его людьми. И это касается в равной степени как межличностных, так и деловых отношений. Потому что к специалистам той или иной области деятельности предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения. Специалисты по туризму, музейному сервису, домашнему менеджменту должны в совершенстве уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Для того чтобы добиваться поставленных целей в беседе, в  общении в процессе ведения переговоров  необходимо знание всех достоинств и  недостатков различных типов  собеседников. Используя диагностику собеседников, необходимо быть не только наблюдательными, чтобы фиксировать тенденции, типичные для поведения той или иной персоны. Нужно также гибко реагировать на их отступления от собственных стратегий и понимать, что иногда поведение человека зависит от складывающихся обстоятельств (хода темы, окружающих и т.д.) и, следовательно, поступки и действия того или иного человека могут быть не только нетипичными, но и непрогнозируемыми.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. http://vivat365.com/ego/
  2. http://obsheniedel.ru/etika-biznesa-i-delovogo-obshheniya-tipy-sobesednikov-i-ix-osobennosti.html
  3. Плигин А., Герасимов А. Исследования закономерностей развития репрезентативных систем школьников. – Москва: “НЛП” №1, 1996. 
  4. Пaнфилoвa А.О., Психогеометрические типы собеседников.// http://www.elitarium.ru/2012/05/18/psikhogeometricheskie_tipy_sobesednikov.html

 




Информация о работе Типы собеседников