Типы собеседников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:53, реферат

Описание

В своей работе хотелось бы обозначить следующие цели:
дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на понятном каждому языке;
составить сценарий поведения и подобрать репертуар общения для каждой формы личности в типичных ситуациях общения;
мгновенно определять тип личности — как своей, так и партнера по общению.

Содержание

Введение 2
Типы собеседников с точки зрения психологического подхода 3
Типы собеседников с точки зрения эго-состояния 9
Типы собеседников с точки зрения восприятия информации 11
Типы собеседников с точки зрения психогеометрического подхода 14
«Абстрактный собеседник» 20
Заключение 24
Библиография25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭПЛ.docx

— 77.10 Кб (Скачать документ)

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно все изучит.

На практике это можно  применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную  машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое  соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить , и пусть он сам попробует, как это удобно . Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

 

Психогеометрический подход

Следующий подход – психогеометрический, который был разработан психологом С. Деллингером. Каждому участнику общения весьма полезно знать психогеометрический подход, применимый именно к типологии делового межличностного общения.

Основное достоинство  психогеометрии в том, что она не требует от собеседников глубоких психологических знаний, так как диагностика осуществляется, как правило, путем включенного наблюдения или анализа превентивно собранной информации вербального и преимущественно невербального характера. С точки зрения психогеометрии людей можно подразделить на пять типов: на квадрат и треугольник (левополушарные), круг и зигзаг (правополушарные) и прямоугольник (временное состояние личности). Признаки психогеометрических фигур легко поддаются фиксации с помощью включенного наблюдения во время собеседования.

 
Квадратный тип

Речь «квадратов» логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций). У них высокий, но тихий голос. В речи зачастую используются штампы и точная профессиональная терминология.

По поведению «квадраты» скованные, напряженные, скупые на движения. Походка медленная, «солидная», бесстрастное лицо. Рукопожатие «квадрата» получило название «холодная котлета» или «мертвая рыба», т.е. рука у него влажная от гипертрофированного чувства ответственности и холодная, так как «квадрат» малоэмоционален.

 «Квадрат» никогда  не опаздывает на деловые встречи.  Его отличают пунктуальность  и высокая личная организованность, строгое соблюдение правил, инструкций, внимательность к деталям. Они ориентируются на факты, цифры, ссылки на высокие авторитеты. Пристрастны к письменной речи, аккуратны, чистоплотны, рациональны и осторожны, упорны при выполнении задачи и настойчивы.

В процессе беседы он задает конкретные вопросы с целью выяснить подробности, получить дополнительный комментарий. Проявляет требовательность к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой  речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий информацию человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных  инструкций. Следит за регламентом. При отсутствии полной информации испытывает беспокойство и дискомфорт.

В общении с «квадратом»  нужно быть серьезным и соблюдать  правила делового этикета. В разговоре  должны быть жесткая логика и последовательно  структурированный материал, желательно детализированный, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу. Информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на первоисточник.

 
Треугольный тип

Речь «треугольников» логичная, ясная, краткая, чаще всего ориентирована на суть проблемы; уверенная, властная и эмоциональная, быстрая и четкая. Голос невысокий, громкий. Человек использует жаргонные слова, остроты.

Язык тела. Ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, уверенная энергичная походка. Рукопожатие властное, силовое — он захватывает ладонь партнера, переворачивает ее на ребро и сжимает с такой силой, что становится больно или дискомфортно.

 «Треугольник» склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет установку на успех, на победу, уверен в себе, решителен и предприимчив; импульсивен, склонен к риску, в том числе к авантюрному. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив и нетерпим к длинным монологам, поэтому часто говорит: «Короче!», но при этом контактен. Многие «треугольники» предрасположены к манипулированию, интригам, столкновению с потенциальными и конкурентоспособными противниками.

«Треугольников» отличает уверенность, некая ухоженность, холеность, модная, престижная одежда, как правило, соответствующая ситуации. Во время межличностного общения всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. У него проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на нее.

В общении с таким партнером  необходимо всем своим видом демонстрировать  уверенность в себе, не бояться  его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и  лаконичной, информация — носить ярко выраженный практический и прагматический характер. «Треугольника» нужно удивлять инновационными сведениями. Целесообразно  соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. В процессе собеседования следует проявлять  больше внимания к его персоне. Учтите: «треугольники» будут перебивать вас, вступать с вами в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества.

 
Круговой тип

Разговаривая с кругом, мы слышим непоследовательную, обычно отклоняющуюся от главной темы, эмоциональную и расслабляющую речь. «Кругу» свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» зачастую произносит «мы»; как правило, не говорит «нет», чаще использует конструкцию типа: «мы сделаем», «мы что-нибудь придумаем» и если не может помочь, сильно расстраивается и искренне сожалеет.

Ему характерны расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка. У него энергичная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие. Рукопожатие «круга» называется «перчатка», так как он обхватывает руку собеседника двумя руками и достаточно долго ее потряхивает, приговаривая, как он счастлив и рад встрече и говоря партнеру комплименты. При этом свободной рукой он любит взять собеседника за локоток, положить ему руку на плечо, на талию, дотронуться до собеседника. Кроме того, во время приветствия он входит в интимное пространство другого человека, давая понять, что он «свой человек».

«Круг» ориентирован на других людей. У него высокая потребность  в дружественных связях, поэтому  его тянет к межличностному общению, он контактен, доброжелателен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, способен уговаривать, убеждать других. Внешний вид: мужчина-«круг» — неофициальный, часто без галстука, небрежен, моложав; женщина-«круг» — неизысканна, женственна.

В общении «круг» первым устанавливает контакт. В ход  идут приятная улыбка, комплименты  и другие похожие элементы из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто использует как возможность  общения. Во время беседы, как правило, занимает такое место, чтобы хорошо видеть партнера, поэтому всегда помнит реакцию собеседника на то, что  происходит, но информацию вербального  характера зачастую пропускает мимо ушей. Кроме того, на деловых встречах никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен собеседник, с которым можно обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с  вопросами по предметной информации часто задает собеседнику вопросы  личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкает на время лишь в момент принятия решения.

Самая эффективная форма  общения с «кругом» — непринужденная беседа. Если нужно вызвать его  практический интерес к информации, лучше всего ссылаться на собственный  опыт. Кроме того, он с удовольствием  рассказывает о себе, ему можно  задавать вопросы личного характера. Для «круга» важно чувствовать  себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, внимательное, доброжелательное отношение  к нему; он ценит уважение к себе просто как к человеку. Очень важно  в общении с «кругом» устанавливать  обратную связь, т. е. задавать вопросы  на уточнение, на понимание или проверять, верно ли он понял вашу информацию. При этом если он кивнет головой, это вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. «Круг» чрезвычайно редко жалуется, и когда он это делает, тому есть серьезная причина.

 
Зигзаговый тип

Речь «зигзага» непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая. Ей свойственны богатые голосовые вариации, восторженные оценки, разнообразная лексика, жаргон, остроты.

«Зигзаги» ненапряженные, быстро меняют позы, обладают оживленной жестикуляцией и стремительной походкой. «Зигзаг» — человек манерный, вызывающего поведения. Часто актерствует, позирует. Когда «зигзаг» в хорошем настроении, он может, раскинув руки, издалека радоваться встрече: «Кого я вижу!..». Когда в плохом — пройдет мимо и не поздоровается.

«Зигзагу» свойственны жажда  перемен, креативность, концептуальность, потребность в инновационных  знаниях, великолепная интуиция, одержимость  своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. У него позитивная установка на новое, философия бунтаря. К этому нужно добавить восторженность, энтузиазм и непосредственность; непрактичность и импульсивность; разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений; недисциплинированность; стремление работать в одиночку; отвращение к бумажной работе и остроумие.

Решения принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной  потребности; так же быстро может  отказаться от принятого им решения. Бывает и другое: в момент принятия решения погружается в себя. Делает только то, что ему нравится или потому что реализуются его собственные идеи. При потере интереса способен бросить начатое на полпути. В общении «зигзаг» импульсивен. Такие люди без всякого стеснения и сожаления могут уйти с делового собрания, если их не устраивают ни содержание, ни качество выступления оратора, ни способы взаимодействия со слушателями. «Зигзаг» постоянно куда-то спешит, порой создается впечатление, что вообще он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому. Порой он задает вопросы и не дожидается на них ответа. Быстро и откровенно оценивает партнера, коллег, ситуацию, рассказывает о себе все, в том числе и негативную информацию, склонен к критике других и к спору.

У «зигзагов» нет полутонов. Весь мир делится на черное (то, что  он не любит) и белое (то, что он любит). Любит он свободу, творческую работу, самостоятельность, гибкую систему  стимулирования и признание, причем публичное. А не любит все, что жестко структурировано, регламентировано и нормировано: неподвижные структуры, формальные взаимосвязи, договора, контракты, шаблон, стереотипы, речевые клише и личности, которые все одобряют. «Зигзаг» плохо переносит интеллектуально ограниченных людей, быстро реагирует на их умственную несостоятельность, что у других вызывает раздражение.

С «зигзагом» целесообразно  говорить быстро, кратко и по существу, так как медленная речь его  раздражает, к ней он нетерпим. Допускаются  шутки, юмор, остроты, однако они должны быть целесообразными и уместными. «Зигзагу» нужно уделять постоянное внимание, так как у него большая  потребность в «поглаживании», в  знаках внимания. Если он работает успешно, то следует это публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать  его преимущества. «Зигзаг» с удовольствием  участвует в творческих заданиях. Чем больше творчества и инновационной  деятельности, тем больший интерес  к работе он проявляет. Необходимо помнить, что источник стресса у «зигзага»  — это скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. В  общении с ним помогут доброжелательность и чувство юмора.

 
Прямоугольный тип

Речь неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, аритмичная, с нерешительными паузами, скороговорками; с колебаниями громкости и высоты тона. У него высокий, срывающийся голос, междометия, слова-паразиты, путаные вопросы.

«Прямоугольник» неуклюжий, с резкими, отрывистыми, неуверенными движениями. Вдобавок к этому у него незавершенные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, способность часто краснеть.

«Прямоугольнику» свойственна  изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость до безрассудства, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание  конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, имитация поведения других людей и «примеривание ролей».

В общении «прямоугольник», как правило, не знает, что ему  нужно, плохо вписывается в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать одни и те же вопросы, невнимательно слушает  ответы на них. Способен делать вид, что  удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным или настроиться критически. «Прямоугольник» часто подвержен переменам настроения.

Чрезвычайно важно вовремя  обнаружить стресс у «прямоугольника». В этот момент ему свойственны  сильное замешательство; резкое снижение самооценки; крутые, мгновенные изменения  настроения; изменчивость и непоследовательность поведения; чрезмерная доверчивость и  повышенная внушаемость. Он нуждается  в эмоциональной поддержке.

В общении с «прямоугольником»  необходимо проявить участие, но не быть навязчивым, если тот пришел в замешательство и засмущался. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих проблемах, бедах и  неудачах, будьте осторожными, терпеливыми  и корректными, особенно если нет  возможности его выслушать. Давая  информацию «прямоугольнику», необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем —  это повысит его мотивацию. Инструктаж «прямоугольника» по выполнению конкретной работы потребует большего времени, чем у других фигур.

Информация о работе Типы собеседников