Типы собеседников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:53, реферат

Описание

В своей работе хотелось бы обозначить следующие цели:
дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на понятном каждому языке;
составить сценарий поведения и подобрать репертуар общения для каждой формы личности в типичных ситуациях общения;
мгновенно определять тип личности — как своей, так и партнера по общению.

Содержание

Введение 2
Типы собеседников с точки зрения психологического подхода 3
Типы собеседников с точки зрения эго-состояния 9
Типы собеседников с точки зрения восприятия информации 11
Типы собеседников с точки зрения психогеометрического подхода 14
«Абстрактный собеседник» 20
Заключение 24
Библиография25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭПЛ.docx

— 77.10 Кб (Скачать документ)

Интроверт

Обращаясь к интроверту, мы попадаем в совершенно иной мир. Ведущая его особенность - несклонность к внешней коммуникации. Это подчас связано с врожденной спецификой его характера, но подкреплено также и опытом жизни, который гласит: "Им все равно меня не понять". И правда, интроверта понять нелегко. Слушателю то и дело необходимо вникать в причудливый и сложный ассоциативный мир интроверта и, недоумевая пожимать плечами. Интроверту не остается ничего другого как оставаться "в себе". При творческой одаренности это сулит удивительные находки: нетривиальную поэтическую речь, опережающие время научные идеи, новации в живописи, музыке.

Он вполне обоснованно  ощущает себя не таким, как другие. Другой для него в какой-то мере загадочен, поскольку непохож на него. Неспособность разом, без напряжения, постичь другого как личность порождает у него подозрительность и тенденцию пристрастно толковать чужие поступки. Ваша теплота к нему воспринимается им настороженно, поскольку сам он еще не скоро ответит теплотой. Поверхностный обмен знаками симпатии его попросту раздражает. Зато если между вами сложились хорошие отношения, это надолго. Впрочем, он будет сторониться и тех, кто обидел или высмеял его. В любом случае он не любит частых встреч и разговоров на личные темы (темы делового порядка его привлекают больше, но и эти не следует злоупотреблять). Вступать с ним в диалог, вести его, свертывать - все это нелегко, даже если ваш партнер не отличается повышенной доминантностью или ригидностью. А если он в придачу ригидный доминант, тогда и того хуже: это по общему суждению, человек тяжелый и пессимистичный.

Конечно, встретить "законченного" интроверта можно не чаще чем крайнего экстраверта. Ваш реальный партнер  обычно находится между этими  полюсами: ближе к одному, чем  к другому. Есть, впрочем, множество  людей периодически отклоняющихся  от условной срединной точки то в  сторону экстраверсии, то в сторону  интроверсии. Отклонение может быть ситуационным (когда хорошо "тянет" в экстраверсию; когда плохо - наоборот), а бывает сезонным (например, осенью субъект "интровертируется", а весной наоборот).

При контакте с экстравертом желательно не разрушить столь естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его жажда внимания, излишнее любопытство, поверхностность лучше всего умерить беззлобной иронией. Он высоко чувствителен к ироническому тону, поскольку боится выглядеть смешным. Кроме того он сам непроизвольно перехватывает ваш тон и настроение, что делает разговор с ним очень легким.

Имея дело с интровертом, лучше, напротив, избегать панибратства и всякой личной тематики. Держитесь  учтиво, но суховато, обсуждайте вопросы  деловые или абстрактные, старайтесь побольше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе. Идеальная ситуация с интровертом - разговор с глазу на глаз: здесь он может "потеплеть" и "раскрыться",

присутствие других "давит" на него, а подчас и лишает дара речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эго-состояние

 

Следующий подход – разделение собеседников с точки зрения эго-состояния. Наше внутреннее состояние внешне выражается в какой-то роли, которую мы демонстрируем людям вокруг нас, при этом меняя выражение лица, лексикон, динамику жестов и поз. Таких социальных ролей у нас на протяжении дня множество (начальник на работе, милый собеседник в кафе, отец дома, ученик на тренировке). В эти роли мы входим исходя из ситуации. Но есть и «полководец» этих наших ролей, доминирующий над всеми остальными.

Это определенная феноменологическая модель нашего поведения (ведем себя так, как если бы были Ребенком, Взрослым, Родителем). Понимание и осознание внутреннего состояния нашего «я» дает возможность вовремя остановиться, осознать и оценить без избыточной и ненужной критики свое поведение. С другой стороны, мы отчетливо увидим психологические стереотипы поведения у других людей. То, что нас когда-то раздражало, становится понятным. Понимание делает нас терпимее, побуждает людей деликатнее относиться друг к другу. А это огромная победа в общении - принимая разность другого человека, мы убираем требование и претензию.

Взрослый

Анализирует окружающую действительность с позиции приобретенного опыта, трезво, по-деловому, активно взвешивает факты, опирается на реальное положение  вещей. Для размышлений, сопоставлений, решений, советов использует уточняющие вопросы: Где? Когда? Почему? Кто сказал? Сколько стоит? Поведение внимательное, заинтересованное, стремится быть объективным, ищет варианты, допускает дискуссию.

Адаптивный ребенок

Главная цель поведения –  приспособиться, получить одобрение, проявить послушание, поэтому вписывается  в любой коллектив, поладит со всеми и везде. Думает, чувствует, говорит, действует, как в детстве. Игривое, веселое, эгоистичное, существо. Демонстрирует как жалобу и обиду, так и ликование, любование. Характеризуется  покорностью, граничащей с подавленностью и боязнью. Вид нерешительный, подобострастный. Во всем винит себя. Нуждается в  поддержке, ищет подтверждения своих  мыслей.

Родитель

В этой позиции человек  начинает по любому поводу советовать, поучать, критиковать, воспитывать, приводить  кого-то в пример, распоряжаться, заботиться, то есть «учить жить, как положено». Основные действия: оценить, указать, найти виновных, обвинить, наказать. Парадоксально, но при этом утешая, подбадривая, помогая, сочувствуя. Демонстрирует целую коллекцию наставлений и правил (по сути тривиальных решений), которые подсмотрел у своих родителей или авторитетных для него людей.

Бунтующий ребенок

Спонтанное, естественное, забавное, мечтательное, творческое, раскованное  существо. Как средство защиты от людей  более сильных и авторитетных использует непослушание – бунт. В  этой своей философии агрессивен, непослушен. Часто идет на конфликт, с ним трудно договориться. Игнорирует социальные условности. Нередко бунт оправдан, потому что человеку навязываются определенные рамки и правила, что для интуитивного, устремленного, творческого человека воспринимается как посягательство на его свободу. 
Некоторые из критериев определения типа человека мы можем зафиксировать с первого взгляда на него, краткого знакомства с ним и его окружением, но некоторые мы можем определить только в ходе длительного наблюдения или анализа. К последним и относится внутренне состояние нашего «я».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С точки  зрения восприятия информации

То как мы воспринимаем ту или иную информация играет важную роль в процессе коммуникации. С  точки зрения восприятия информации выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

Визуалы

Очень часто визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы. Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения.

Для визуалов важно, чтобы было красиво. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы.

Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся  к собственному телу. Оно у них  бывает достаточно плотное, губы –  широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен, а каков его внешний вид – не столь важно.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер  постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это, скорее всего, кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные  диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно кинестетики, кстати):

И тут он вбегает, хватает  ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги  – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже.

Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

Аудиалы

Поза аудиала – нечто среднее между позами визуала и вкнестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная “телефонная поза” – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Зато говорить они любят. Это для них все, они живут  в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод  поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут  не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим. Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо “поверх толпы”. Прикосновений не любят. Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов. А вот телом, кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков – плотное тело, широкие губы.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

Впрочем, если вы пользуетесь  только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете  множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Отличия

Отличия будут касаться очень  многих вещей, например, организации  мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал – произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен “видеть весь лист”. Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.

Информация о работе Типы собеседников