Смысл любви В. Соловьев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Описание

Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным - не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов. Что размножение живых существ может обходиться без половой любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 91.67 Кб (Скачать документ)

Если по принципу ненормально  то половое отношение, в котором  часть ставится на место целого, то люди, так или иначе покупающие тело женщин для удовлетворения чувственной  потребности и тем самым отделяющие тело от души, должны быть признаны ненормальными  в половом отношении, психически больными, фетишистами в любви  или даже некрофилами. А между  тем эти заживо умирающие любители мертвечины считаются людьми нормальными, и через эту вторую смерть проходит почти все человечество!

Не заглушенная совесть  и неаагрубелое эстетическое чувство  в полном согласии с философским  разумением безусловно осуждают всякое половое отношение, основанное на отделении  и обособлении низшей, животной сферы  человеческого существа от высших. А вне этого принципа невозможно найти никакого твердого критерия для  различения между тем, что нормально  и что ненормально в половой  области. Если потребность в известных  физиологических актах имеет  право на удовлетворение во что бы то ни стало потому только, что это  потребность, то совершенно такое же право на удовлетворение имеет и  потребность того "фетишиста в  любви", для которого единственным вожделенным предметом в половом  отношении оказывается висящий  на веревке, только что вымытый и  еще не просохший передник. Если и находить различие между этим чудаком  и каким-нибудь хроническим посетителем  лупанаров, то, разумеется, это различие будет в пользу фетишиста; влечение к мокрому переднику есть несомненно натуральное, неподдельное, ибо никаких  фальшивых мотивов для него придумать  невозможно, тогда как многие люди посещают лупанары вовсе не по действительной в том нужде, а из ложных гигиенических  соображений, из подражания дурным примерам, под влиянием опьянения и т. п.

Осуждают обыкновенно  психопатические проявления полового чувства на том основании, что  они не соответствуют естественному  назначению полового акта, именно размножению. Утверждать, что свеже вымытый передник или даже поношенный башмак могут служить для произведения потомства, было бы, конечно, парадоксом; но едва ли менее парадоксально будет предположение, что этой цели соответствует институт публичных женщин. "Естественный" разврат, очевидно, так же противен деторождению, как и "противоестественный", так что и с этой точки зрения нет ни малейшего основания считать один из них нормальным, а другой ненормальным. Если же, наконец, стать на точку зрения вреда для себя и других, то, конечно, фетишист, отрезающий пряди волос у незнакомых дам или ворующий у них платки, наносит ущерб чужой собственности и своей репутации, но можно ли сравнить этот вред с тем, который причиняют несчастные распространители ужасной заразы, составляющей довольно обычное последствие "естественного" удовлетворения "естественной" потребности?

III

Все это я говорю не в  оправдание противоестественных, а  в осуждение мнимо естественных способов удовлетворения полового чувства. Вообще, говоря о естественности или  противоестественности, не следует  забывать, что человек есть существо сложное и что естественно  для одного из составляющих его начал  или элементов, может быть противоестественным  для другого и, следовательно, ненормальным для целого человека.

Для человека как животного  совершенно естественно неограниченное удовлетворение своей половой потребности  посредством известного физиологического действия, но человек, как существо нравственное, находит это действие противным своей высшей природе  и стыдится его... Как животному  общественному человеку естественно  ограничивать физиологическую функцию, относящуюся к другим лицам, требованиями социально-нравственного закона. Этот закон извне ограничивает и закрывает  животное отправление, делает его средством  для социальной цели - образования  семейного союза. Но существо дела от этого не изменяется. Семейный союз основан все-таки на внешнем материальном соединении полов, он оставляет человека-животное в его прежнем дезинтегрированном, половинчатом состоянии, которое необходимо ведет к дальнейшей дезинтеграции  человеческого существа, т. е. к смерти.

Если бы человек сверх  своей животной природы был только существом социально-нравственным, то из этих двух противоборствующих элементов  одинаково для него естественных - окончательное торжество оставалось бы за первым. Социально-нравственный закон и его основная объективация - семья вводит животную природу  человека в границы, необходимые  для родового прогресса, они упорядочивают  смертную жизнь, но не открывают пути бессмертия. Индивидуальное существо так же истощается и умирает в  социально-нравственном порядке жизни, как если бы оно оставалось исключительно  под законом жизни животной. Слон и ворон оказываются даже значительно  долговечнее самого добродетельного  и аккуратного человека . Но в  человеке кроме животной природы  и социально-нравственного закона есть еще третье, высшее начало - духовное, мистическое или божественное. Оно  и здесь, в области любви и  половых отношений, есть тот "камень, его же небрегоша зиждущии" и "той  бысть во главу угла". Прежде физиологического соединения в животной природе, которое  ведет к смерти, и прежде законного  союза в порядке социально-нравственном, который от смерти не спасает, должно быть соединение в Боге, которое  ведет к бессмертию, потому что  не ограничивает только смертную жизнь  природы человеческим законом, а  перерождает ее вечною и нетленною  силою благодати. Этот третий, а в  истинном порядке - первый элемент с  присущими ему требованиями совершенно естествен для человека в его  целости как существа, причастного  высшему божественному началу и  посредствующего между ним и  миром. А два низшие элемента - животная природа и социальный закон,- также  естественные на своем месте, становятся противоестественными, когда берутся  отдельно от высшего и полагаются вместо него. В области половой  любви противоестественно для человека не только всякое беспорядочное, лишенное высшего, духовного освящения удовлетворение чувственных потребностей наподобие животных (помимо разных чудовищных явлений половой психопатии), но так же недостойны человека и противоестественны и те союзы между лицами разного пола, которые заключаются и поддерживаются только на основании гражданского закона, исключительно для целей морально-общественных, с устранением или при бездействии собственно духовного, мистического начала в человеке. Но именно такая противоестественная, с точки зрения цельного человеческого существа, перестановка этих отношений и господствует в нашей жизни и признается нормальной, и все осуждение переносится на несчастных психопатов любви, который только доводят до смешных, безобразных, иногда отвратительных, но большей частию безвредных сравнительно крайностей это самое общепризнанное и господствующее извращение.

IV

Те многообразные извращения полового инстинкта, которыми занимаются психиатры, суть лишь диковинные разновидности  общего и всепроникающего извращения этих отношений в человечестве, - того извращения, которым поддерживается и увековечивается царство греха  и смерти. Хотя все три естественные для человека в его целом отношении  или связи между полами, именно связь в животной жизни, или по низшей природе, затем связь морально-житейская, или под законом, и, наконец, связь  в жизни духовной, или соединение в Боге, - хотя все эти три отношения  существуют в человечестве, но осуществляются противоестественно, именно в отдельности  одно от другого, в обратной их истинному  смыслу и порядку последовательности и в неравной мере.

На первом месте в нашей  действительности является то, что  поистине должно быть на последнем, - животная физиологическая связь. Она признается основанием всего дела, тогда как  она должна быть лишь его крайним  завершением. Для многих здесь основание  совпадает с завершением: дальше животных отношений они и не идут; для других на этом широком основании  поднимается социально-нравственная надстройка законного семейного  союза. Тут житейская средина  принимается за вершину жизни, и  то, что должно служить свободным, осмысленным выражением во временном  процессе вечного единства, становится невольным руслом бессмысленной  материальной жизни. А затем, наконец, как редкое и исключительное явление  остается для немногих избранных  чистая духовная любовь, у которой  все действительное содержание уже  заранее отнято другими, низшими  связями, так что ей приходится довольствоваться мечтательной и бесплодной чувствительностью  безо всякой реальной задачи и жизненной  цели. Эта несчастная духовная любовь напоминает маленьких ангелов старинной  живописи, у которых есть только голова да крылышки и больше ничего. Эти ангелы ничего не делают за неимением  рук и не могут двигаться вперед, так как их крылышкам хватает  силы только на то, чтобы поддерживать их неподвижно на известной высоте. В таком же возвышенном, но крайне неудовлетворительном положении находится  и духовная любовь. Физическая страсть  имеет перед собою известное  дело, хотя и постыдное; законный союз семейный также исполняет дело пока необходимое, хотя и посредственного  достоинства. Но у духовной любви, какою  она является до сих пор, заведомо нет совсем никакого дела, а потому неудивительно, что большинство  дельных людей glaubt an keine Liebe oder nimmt's fur Poesio

Эта исключительно духовная любовь есть, очевидно, такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз. Абсолютная норма есть восстановление целости человеческого существа, и, нарушается ли эта норма в ту или другую сторону, в результате во всяком случае происходит явление  ненормальное, противоестественное. Мнимо  духовная любовь есть явление не только ненормальное, но и совершенно бесцельное, ибо то отделение духовного от чувственного, к которому она стремится, и без того наилучшим образом  совершается смертью. Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и  предварение смерти, а торжество  над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, восприятие временного в вечное. Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение.

"В день, когда Бог  сотворил человека, по образу  Божию сотворил его, мужа и  жену сотворил их".

"Тайна сия велика  есть, аз же глаголю во Христа  и во Церковь".

Не к какой-нибудь отдельной  части человеческого существа, а  к истинному единству двух основных сторон его, мужеской и женской, относится  первоначально таинственный образ  Божий, по которому создан человек. Как  Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей  Церкви, так муж должен относиться к жене. Насколько общеизвестны эти  слова, настолько же смысл их мало разумеется. Как Бог творит вселенную, как Христос созидает Церковь, так  человек должен творить и созидать свое женское дополнение. Что мужчина  представляет активное, а женщина - пассивное начало, что первый должен образовательно влиять на ум и характер второй - это, конечно, положения азбучные, но мы имеем в виду не это поверхностное  отношение, а ту "великую тайну" 25, о которой говорит апостол. Эта великая тайна представляет существенную аналогию, хотя и не тождество, между человеческим и божественным отношением. Ведь уже созидание Церкви Христом различается от творения вселенной Богом как таковым. Бог творит вселенную из ничего, т. е. из чистой потенции бытия иди  пустоты, последовательно наполняемой, т. е. воспринимающей от действия Божия  реальные формы умопостигаемых вещей, тогда как Христос созидает церковь  из материала, уже многообразно оформленного, одушевленного и в частях своих  самодеятельного, которому нужно только сообщить начало новой, духовной жизни  в новой, высшей сфере единства. Наконец, человек для своего творческого  действия имеет в лице женщины  материал, ему самому равный по степени  актуализации, перед которым он пользуется только потенциальным преимуществом  почина, только правом и обязанностью первого шага на пути к совершенству, а не действительным совершенством. Бог относится к твари, как  все к ничему, т. е. как абсолютная полнота бытия к чистой потенции бытия;

Христос относится к Церкви, как актуальное совершенство к потенции совершенства, образуемой в действительное совершенство; отношение же между  мужем и женой есть отношение  двух различно действующих, но одинаково  несовершенных потенций, достигающих  совершенства только процессом взаимодействия. Другими словами. Бог ничего не получает от твари для себя, т. е. никакого приращения, а все дает ей; Христос  не получает от Церкви никакого приращения в смысле совершенства, а все совершенство дает ей, но Он получает от Церкви приращение в смысле полноты Его собирательного тела; наконец, человек и его женское alter ego восполняют взаимно друг друга  не только в реальном, но и в идеальном  смысле, достигая совершенства только чрез взаимодействие. Человек может  зиждительно восстановлять образ  Божий в живом предмете своей  любви только так, чтобы вместе с  тем восстановить этот образ и  в самом себе; а для этого  он у самого себя силы не имеет, ибо  если б имел, то не нуждался бы и в  восстановлении; не имея же у себя, должен получить от Бога. Следовательно, человек (муж) есть творческое, зиждительное начало относительно своего женского дополнения не сам по себе, а как посредник  или проводник Божественной силы. Собственно, и Христос созидает Церковь  не какою-нибудь отдельною своей  силою, а тою же творческою силою  Божества; но, будучи сам Бог, он обладает этою силой по естеству и actu, мы же - по благодати и усвоению, имея в  себе лишь возможность (потенцию) для  ее восприятия.

Переходя к изложению  основных моментов в процессе осуществления  истинной любви, т. е. в процессе интеграции человеческого существа или восстановления в нем образа Божия, я предвижу недоумение многих: зачем забираться на такие недоступные и фантастические высоты по поводу такой простой вещи, как любовь? Если бы я считал религиозную  норму любви фантастическою, то я, конечно, и не предлагал бы ее. Точно  так же, если б я имел в виду только простую любовь, т. е. обыкновенные, заурядные отношения между полами, - то, что бывает, а не то, что должно быть, - то я, конечно, воздержался бы от всяких рассуждений по этому предмету, ибо, несомненно, эти простые отношения принадлежат к тем вещам, про которые кто-то сказал: нехорошо это делать, но еще хуже об этом разговаривать. Но любовь, как я ее понимаю, есть, напротив, дело чрезвычайно сложное, затемненное и запутанное, требующее вполне сознательного разбора и исследования, при котором нужно заботиться не о простоте, а об истине... Гнилой пень, несомненно, проще многоветвистого дерева, и труп проще живого человека. Простое отношение к любви завершается тем окончательным и крайним упрощением, которое называется смертью. Такой неизбежный и неудовлетворительный конец "простой" любви побуждает нас искать для нее другого, более сложного начала.

VI

Дело истинной любви прежде всего основывается на вере. Коренной смысл любви, как было уже показано, состоит в признании за другим существом безусловного значения. Но в своем эмпирическом, подлежащем реальному чувственному восприятию, бытии это существо безусловного значения не имеет: оно несовершенно по своему достоинству и преходяще  по своему существованию. Следовательно, мы можем утверждать за ним безусловное  значение лишь верою, которая есть уповаемых  извещение, вещей обличение невидимых, так к чему же относится вера в  настоящем случае? Что, собственно, значит верить в безусловное, а тем  самым и бесконечное значение этого индивидуального лица? Утверждать, что оно само по себе, как такое, в этой своей частности и отдельности  обладает абсолютным значением, было бы столь же нелепо, сколько и богохульно. Конечно, слово "обожание" весьма употребительно в сфере любовных отношений, но ведь и слово "безумие" также имеет в этой области  свое законное применение. Итак, соблюдая закон логики, не дозволяющей отождествлять  противоречащих определений, а также  заповедь истинной религии, запрещающую  идолопоклонство, мы должны под верою  в предмет нашей любви разуметь утверждение этого предмета как  существующего в Боге и в этом смысле обладающего бесконечным  значением. Разумеется, это трансцендентное  отношение к своему другому, это  мысленное перенесение его в  сферу Божества предполагает такое  же отношение к самому себе, такое  же перенесение и утверждение  себя в абсолютной сфере. Признавать безусловное значение за данным лицом  или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая  его в Боге, следовательно, веря в  самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия. Эта триединая вера есть уже  некоторый внутренний акт, и этим актом полагается первое основание  к истинному воссоединению человека с его другим и восстановлению в нем (или в них) образа триединого Бога. Акт веры в действительных условиях времени и места есть молитва (в основном, не техническом  смысле этого слова). Нераздельное соединение себя и другого в этом отношении  есть первый шаг к действительному  соединению. Сам по себе этот шаг  мал, но без него невозможно ничто  дальнейшее и большее.

Информация о работе Смысл любви В. Соловьев