Нормы этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание

Устойчивость культуры и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Здесь имеются в виду не только семиотические связи, с помощью которых достигается слитность разнородных сфер культуры. Целостность культуры предполагает также выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на эти (интегрирующий и стабилизирующие) аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежит процесс стереотипизации опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МЕСТО РИТУАЛА В КУЛЬТУРЕ…………………………….7
1.1. Природа ритуала и его функции...…………..…………………..……7
1.2. Речевой этикет…………………………………………………….…..12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………....16
ГЛАВА II. РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ .……………………………………………….....18
2.1. Речевые формулы для начала общения…………………………..…18
2.2. Речевые формулы, применяемые в процессе общения. Продолжение беседы………………………………………………………………….......29
2.3. Речевые формулы для окончания общения…………………………33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЯ...……………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая4итоговый вариант.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Согласно третей точке зрения, в ритуале совершается автокоммуникация, то есть ситуация, когда коллектив сам передает и получает информацию. К этому направлению примыкает и рассмотрение ритуала в качестве способа демонстрации экономических, военных, сексуальных и других ресурсов.

Проблема адресата и адресанта ритуальной коммуникации специально рассмотрена К. С. Сарингуляном. В качестве отличительного признака ритуальной коммуникации рассматривается слитность адресата и адресанта. Реальным получателем информации является ее отправитель, но, кроме реального адресата, в ритуале обнаруживаются и мотивируемые адресаты (персонажи, объекты и т. п.). Представляется, что различение реальных и мотивируемых адресатов окажется полезным для прояснения общей картины ритуальной коммуникации.

Воспроизводящая функция ритуала направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. В достижении этой цели ритуал играет исключительную роль. Собственно, ритуалы для того и исполняются, чтобы восстановить прошлое и сделать его настоящим. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и, в конечном счете — свою социальную сущность.

Дюркгейм одним из первых указал на психотерапевтический эффект ритуала. Кроме перечисленных задач, ритуал служит для создания условий психологического комфорта социального бытия. Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями (стихийные бедствия, смерть членов коллектива и т. п.). Под угрозой оказывается единство коллектива, его нормальное функционирование. Коллектив стремится каким-то образом компенсировать утрату и тем самым сохранить смысл своего существования. Эту компенсаторную роль в традиционном обществе успешно выполнял ритуал. С его помощью достигается чувство сопереживания, солидарности, что хотя бы частично помогает облегчить тяжесть потери.

Эмоциональная сторона ритуала является чрезвычайно важной. Как ни странно ритуалы и убеждения могут также образовать тревогу и чувство беззащитности и опасности. Беспокойство может возникнуть из-за существования ритуала. В действительности, участие в ритуале может вызвать общий стресс, и его сокращение через успешное завершение ритуала увеличивает социальную солидарность его участников [16; 1].

 

 

Данный параграф позволяет сделать вывод о том, что ритуал, являясь исторически сложившейся формой поведения, играет важную роль в истории общества как метод социального воспитания. Будучи социальным явлением, он имеет ряд жизненно важных функций, среди которых основные:

1.                 Функция социализации индивида. Подготовка индивида к жизни в социуме.

2.                 Интегрирующая функция. Утверждение коллектива как единого целого.

3.                 Воспроизводящая функция. Обновление и поддержание культурных норм, традиций, ценностей коллектива.

 

 

 


1.2.          Речевой этикет

 

 

Целями данного параграфа являются определение понятия речевого этикета, выделение его основных составляющих, а также факторов, которые являются определяющими в его формировании и использовании, раскрыть суть трех составляющих речевого этикета.

 

 

Поведение, являясь образом жизни и действий, обусловливается рядом особенностей человека: его характером и темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в овладении силами природы, писали они, соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру поведения [9].

Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом [7]. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением понимается общение, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество [7].

Этикет тесно связан с культурой поведения. Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества, демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов. Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у личности высокого уровня культуры поведения.

Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [12]. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. [9].

Нормы общения обеспечивают установление взаимопонимания между партнерами. Собеседники следуют нормам общения в непосредственных речевых контактах и опосредованной коммуникации (коммуникация по телефону, переписка, обмен электронными сообщениями), то есть в значительном диапазоне речевого взаимодействия с партнером.

Наиболее устойчивой частью нормы, указывающей на социальный порядок в определенной культуре, являются ритуальные рамки включения в коммуникацию и прекращения речевого взаимодействия с собеседником в разных условиях [7].

Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Л.А. Введенская так определяет эти факторы:

1.                 Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в коммуникативные отношения, ведущих разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

2.                 Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, юбилей или другой праздник или просто обычный разговор [12].

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1) речевые формулы для начала общения;

2) речевые формулы применяемые в процессе общения;

3) речевые формулы для окончания общения.

Подробнее каждая из трех групп будет рассмотрена во второй главе.

 

 

На основе данного параграфа можно сделать следующие выводы:

- культура поведения – это способность человека контролировать свое поведение, соответствуя общественным требованиям. Она отражает моральные и эстетические нормы, выработанных обществом.

- этикет тесно связан с культурой поведения. Его наличие является показателем культуры общества. Речевой этикет, в частности, регулирует речевое поведение. Нормы речевого этикета обеспечивают взаимопонимание между участниками коммуникации.

- при построении тех или иных этикетных формул учитываются особенности партнеров, участвующих в общении, а также ситуация, в которой это общение происходит.

- в речевом этикете выделяются формулы для начала общения, формулы, используемые в процессе общения, формулы для окончания общения.


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

1)                Ритуал – форма сложного символического поведения, которая выражает определенные социальные и культурные ценности, взаимоотношения;

2)                Ритуал от других видов поведения отличается тем, что ритуал – это стилизированное, повторяющееся, стереотипное действие, имеющее массовый характер;

3)                Ритуал воспитывает в индивиде качества, необходимые ему для жизни в обществе;

4)                Ритуал способствует осознанию взаимосвязи членов коллектива, их единства;

5)                Ритуал обеспечивает актуализацию социального опыта, так как он направлен на поддержание ценностей и традиций культуры;

6)                Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, отражающих моральные и эстетические нормы, выработанные обществом;

7)                Наличие этикета в обществе служит показателем культуры этого общества;

8)                Речевой этикет – система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул обращения, принятых и предписанных обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания в избранной тональности;

9)                Наиболее устойчивой частью нормы, указывающей на социальный порядок в определенной культуре, являются ритуальные рамки включения в коммуникацию и прекращение речевого взаимодействия с собеседником в разных условиях;

10)            Нормы речевого этикета учитывают особенности партнеров коммуникации и определяются ситуацией общения;

11)            В речевом этикете выделяются: формулы для начала общения, формулы, употребляемые в процессе общения, формулы для окончания общения.


ГЛАВА II. РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

 

 

В данной главе представлены три группы формул речевого этикета: формулы, характерные для начала общения, формулы, используемые в ходе общения, формулы для окончания общения. Эти группы являются составляющими как к русского, так и к английского речевых этикетов.

 

 

2.1.          Речевые формулы для начала общения

 

 

Данный параграф дает сравнительное описание ритуальных формул приветствия, привлечения внимания и обращения, применяемых в ситуации повседневного общения, характерных для русского и английского речевого этикета. В параграфе выявляются сходства и различия в этикетных формул для начала общения в русском и английском речевом этикете.

 

 

Включение в коммуникацию с партнером предполагает наличие способа привлечения внимания собеседника, формы приветствия, формы обращения, как одного из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета, а также форму дополнения к обращению (указание на цель речевого контакта). Следует отметить, что обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью.

Обращение, привлечение внимания в русском речевом этикете

Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято к незнакомым людям, в официальной обстановке, к старшими по возрасту, чину, иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе. Норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.

Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в «Комсомольской правде» за подписью Андрей: «У нас, наверное, в одной единственной стране в мире нет обращения друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй!»

Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

После революции все старые чины упраздняются и вводятся два новых обращения: «товарищ» и «гражданин». Слово «гражданин» происходит от старославянского  горожанин (житель города). В XVIII веке это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства». Но в ХХ веке особенно в 20-30ые годы появился обычай, а затем стало нормой при обращении арестованных, судимых, заключённых к работникам органов правопорядка и наоборот не говорить товарищ, только гражданин. В результате слово гражданин  для многих стало ассоциироваться с задержанием, арестом, милицией, прокуратурой. Негативная ассоциация постепенно так «приросла» к слову, что стало его неотъемлемой частью, так укоренилось в сознании людей, что стало невозможным использовать слово гражданин в качестве общеупотребительного обращения.

Информация о работе Нормы этикета