Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание

Правописание безударных гласных в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне.
Чередующиеся гласные в корне.
Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.
Непроизносимые согласные.

Работа состоит из  1 файл

русский.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо.

Запишите  полученный результат.

1) Резус, рейс, рейд, рейтинг, агрессия, анемия, берет, бекон, кофе, музей, неологизм, непрезентабельный, термин, фанера, стратегия, телефакс, юриспруденция, шинель, эфемерный, резюме, демарш.

2) Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, реквием, адекватный, антитеза, апартеид, диспансер, безе, купейный, свитер, френч, чартер, кодекс, интервал, дегенерат, декада.

Задание 5.

Разделите приведенные слова  на три группы, в  зависимости от варианта  произношения –  ЧН - :

  1. слова, где произносится  « ЧН »;
  2. слова, где произносится  « ШН »;
  3. слова, где  возможны оба варианта произношения.

1) Античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, лихорадочный, мелочность, научный, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный.

2) Горчичник, конечно, Кузьминична, нарочно.

3) Булочная, копеечный, порядочный, пустячный. 

Лексика

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные  с нарушением норм словоупотребления.

Отредактируйте  и запишите предложения.

  1. Автоматическая линия будет новым этапом в технической вооруженности предприятия.
  2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.
  3. Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.
  4. В силу плохой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось детального изучения результатов по намеченному плану.
  5. Мы намечаем встречу около 18 часов.
  6. Старые методы руководства были признаны неправильными и нерациональными.
  7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).

Запишите исправленные предложения.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.
  2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал. 
  3. Испытание новой машины  проводится, уже третью неделю.
  4. Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.
  5. В работах художников и скульпторов отображается труд, быт и отдых забайкальцев.
  6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское отношение к нам французского народа.
  7. У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.
  8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.
  9. На диваны были надеты чехлы.

Задание 3.

Замените  выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите  исправленный вариант.

  1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела неудачу.
  2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода.
  3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей развития в области спортивной работы.
  4. Такое же решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.

Определите  значение слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Техничный  (обладающий высокой техникой, высоким мастерством) – технический (специальное понятие, относящееся к какой-л. области техники или науки),  террористическая  (свойственная террору, терроризму, террористу, характерная для них) – террористская (состоящая из террористов), водные  (обозначает отношение или принадлежность к воде) – водяные (сделанные из воды или относящиеся к воде), национальные (относящиеся к данной стране, государству) – националистические (проявляющие чувства национального превосходства), желанный (такой, которого желают, к которому стремятся) – желательный (соответствующий чьим-л. желаниям, интересам; нужный, необходимый), гуманная (человеколюбивая, человечная в поступках и отношениях) – гуманитарная (основанная на любви к человеку и заботе о нём), редакционная (относящаяся к редакции) – редакторская (относящаяся к редактору), изобретательная (находчивая, быстрая на выдумку, способная изобретать) – изобретательская (относящаяся к изобретателю), гордость (чувство собственного достоинства) – гордыня (преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим), консервация  (предохранение от гниения или разрушения посредством каких-н. особых мер, операций) – консервирование (способ заготовки продуктов).

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте  подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о том, когда человек  работает не на себя, а на кого-то – гнет спину
  2. о работе, выполненной слишком быстро – на скорую руку
  3. о том, что за окном    стемнело – хоть глаз выколи
  4. о человеке, который  похудел – с лица спал
  5. когда кого-либо обманывают – вешать лапшу на уши
  6. когда кого-то  хотят отругать – разделать под орех
  7. о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – большая шишка
  8. о человеке, ничего не значащем – пустое место
  9. о человеке,  резко отличающемся от  других – белая ворона
  10. о нависшей опасности – тучи сгущаются над головой
  11. о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения
  12. о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – одним аршином меряют

Грамматика

Задание 1.

Определите  род существительного.

Дитя(средний род),  плакса(общий род), умница(общий род),  сирота(общий род),  фойе(средний род), хаки(мужской род), букле(средний род),  атташе(мужской род), какаду(мужской род), протеже(средний род), кольраби(женский род), салями(женский род), визави(средний род), алоэ(средний род),  авеню(женский род), хинди(мужской род), сулугуни(мужской род), ЛГУ(мужской род), женщина-космонавт(женский род), самолет-амфибия(мужской род), кафе-столовая(женский род), комедия-буфф(женский род),  голосище(мужской род), братишка(мужской род).

Задание 2.

Запишите  имена существительные  в форме множественного числа.

  1. Строгие инспекторы
  2. Талантливые конструкторы
  3. Наши бухгалтеры
  4. Подписанные договоры
  5. Вкусные торты
  6. Военные госпитали

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите  их.

  1. Несколько барж
  2. Пара носков, чулок, гетр
  3. Не хватает яслей
  4. Пара погон
  5. Шесть килограммы помидоров
  6. Четверо армян

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив  нужную форму выделенного  имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

  1. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвином.
  2. На кинофестивале я познакомился с Мишель Пфайфер.
  3. Эта роль была блестяще сыграна Питером Устиновым.
  4. Мы прочитали  новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане.
  5. Он состоял в охране при Катрин Денев.
  6. Константин купил книгу Анны Луизы Жермены де Сталь.
  7. После просмотра  фильма мы очень долго говорили об Изабель Аджани.
  8. Пособие было составлено Валентиной Даниловной Черняк.
  9. У Остапа Сулеймана Берты Марии Бендер-бея было много способов раздобыть деньги.
  10. Эта композиция была написана Джорджем Гершвином в 20-е годы.

Язык  как средство общения

Задание 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

1.Что такое общенародный язык? Назовите основные разновидности общенародного языка.

Язык  данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его  от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о  национальном языке, имеют в виду русский, английский, немецкий, французский  и т.д.

Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны. 
 

2.Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Функциональные стили речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Задание 2.

Прочитайте  фрагменты газетных статей.

Найдите ошибки в словоупотреблении.

Запишите отредактированный вариант.

  1. Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?
  2. Детальное  изучение вопроса вскрыло многие узкие места, промахи и  недостатки в работе горняков.
  3. Июльской ночью прошлого года на Вокзальной площади произошел взрыв.
  4. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умный, другой работоспособный.

Задание 3.

Устраните тавтологию, используя  синонимы.

Запишите  отредактированный вариант.    

  1. Увиденное зрелище пожара потрясло всех.
  2. После долгой и затяжной зимы наступила весна.
  3. Сложилась странная ситуация: согласно этому договору мы должны добиться невиданных доселе показателей.
  4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете тоже самое.

5. Возвращаясь домой из зарубежной поездки, круиза, тура, каждый стремится привезти на память подарок или значимый сувенир.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи "