Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание

Правописание безударных гласных в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне.
Чередующиеся гласные в корне.
Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.
Непроизносимые согласные.

Работа состоит из  1 файл

русский.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургская  государственная  академия сервиса  и экономики

Кафедра «Связи с общественностью» 
 
 

Контрольная работа

          по русскому языку и культуре речи 
 
 
 
 
 
 

          Работа выполнена студенткой 1 курса 

               специальность 262200.62 ФОЗЗО

          Федосеевой Маргаритой Михайловной

              Работу проверил: Крайнова А.С.  
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012

 

Вариант №2

Культура  письменной речи

Орфография 

Сформулируйте правила, необходимые  для выполнения заданий 

Задание 1.  
Темы:

Правописание  безударных гласных в корне.

Непроверяемые безударные гласные  в корне.

Чередующиеся  гласные в корне.

Двойные согласные в корне  и на стыке приставки  и корня.

Непроизносимые  согласные.

Бюллетень, коллектив, наслаждение, аморальный, безмолвствовать, смирение, соединение, обретение, замирать от восхищения, постелить постель, удирать с места происшествия, излагать мысли,  непромокаемый плащ, подравнять волосы, подскочить от неожиданности, избирательная компания, туристическое агентство, аромат,хрестоматия,резиденция,оранжерея,референдум,конфиденциальный,аккомпанемент,президиум,директива,властный, юрисконсульт, прецедент, инцидент, компромиссное решение, агрессивное поведение.

Задание 2.  
Темы:

Правописание  приставок.
Гласные ы и и после приставок.

Безыдейный, взыскать, взимать налоги, дезинфекция, предынфарктный, постинфарктный, расчетный, бессчетное, сдвинутый, ниспровергать, бесцеремонное, низшая, расщедриться, прискорбный  факт,  приклонить ветки, преходящий момент, претворить планы в жизнь, презирать негодяя, предать мечту, преданья старины глубокой, приемлемый вариант, преемственность  поколений, притерпеться к боли. 

Задание 3.  
Темы:

Правописание  гласных после  шипящих и –ц-  в разных  частях речи  и в разных частях слова.

Цигейковая  шуба, цинизм,  инициалы, беспокойный  пациент,  дезинформация, бледнолицый, старые гостиницы, цыганский, шорохи, модные шорты, шёпот, решётка, печёный, шёлк,  сгущёнка, тушёнка, ночёвка, крепкая  бечёвка, прожорливый, кошёлка, щёлочь.

Задание 4.  
Темы:

Правописание  имен существительных (окончания имен существительных,  суффиксы имен существительных).

Правописание  имен прилагательных (окончания  имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

Учусь в институте, жил в деревне, говорили о лете и об осени, побывал в галерее, лечился в санатории, в новом здании,  участвовать в соревновании,  отдохнуть на опушке леса, представился по фамилии, был на лекции,  побывал в музее, возвращались  из Швеции,  подошел к Марии -  к Марье, письмецо, столик, зданьице, объездчик, разносчик, француженка,  нищенка,  изюминка, в дремучем лесу, любоваться синим морем, совестливый, сиреневый,  матросский,  ветряный день,  земляной вал, масляная лампа,  стеклянный шар, кожаный портфель, недюжинная сила, свиная тушёнка,  былинный герой,  пламенный привет,  ржаной хлеб, истинная  правда.

Задание 5.  
Темы:

Правописание  сложных слов.

Быстрорастворимый, жаропонижающий, вязально-трикотажный, двадцатитрехлетний, дикорастущий, серо-буро-малиновый, североатлантический, торгово-промышленная палата, снежно-белый, четвертьфинал, социально опасный, экспрессивно окрашенный, ярко-окрашенный, пол-литра, пол-Москвы, пол столовой ложки.

 

Задание 6.  
Темы:

Правописание  суффиксов и окончаний  глаголов.

Правописание  суффиксов и окончаний  причастий.

Правописание  н и нн в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных.

Легко дышится, что-то ищет, народ видит, она постелет скатерть, дождь усилится, ничем не уважишь, рваный рукав, перепуганные люди, жареный в масле картофель, выкрашенный пол, тканная золотом скатерть, копчёная рыба, испеченные блины, санки заброшены на чердак, руки искусаны комарами, собрание прошло организованно, она умна и воспитана.

Задание 7.  
Темы:

Правописание  предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание предлогов).

Слитное и раздельное правописание не и ни с разными частями речи.

Ввиду болезни; иметь в виду; разговоры  насчет поездки; ваза в виде шара; в течение двух лет; в следствии по делу; вследствие опознания; встретиться впоследствии; не видел никого; ни для кого не секрет; ни разу не покаялся; ни свет ни заря; отвечать не колеблясь; проблема отнюдь не решена; не широкая, но глубокая речка; не медля ни минуты; он ни при чем; мне несдобровать.

Задание 8.  
Темы:

Правописание  союзов.

Правописание  частиц.

И все-таки; и все же; говорил тоже, что и я; чтобы все видели; это тоже нужно; за чем пойдешь, то и найдешь; на взгляд-то он хорош; давай-ка начнем; он таки пришел; прочитал-таки этот роман; она как будто загрустила; что бы мне почитать?

Задание 9.  
Темы:

Употребление  –ь- после шипящих..

Мимо  рощ, суп горяч, выйти замуж, достичь  результата, вьющийся плющ, необходимая  помощь, стремишься к финишу, ветер свеж, голубоватый  луч, денек хорош, невтерпеж поделиться радостью, меж грозовых туч, хорошо пропечься, охота на дичь, созревающая рожь, успех блестящ, уйти прочь, песок сыпуч, обнаруженная залежь бокситов, ударить наотмашь.

Задание 10.  
Темы:

Повторение  орфографических  правил.

Вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки.

Интеллигенция; интеллектуальный; вряд ли ему приснится; ни кто иной, как Печорин; быть на конференции; винегрет; гуманизм и истинный патриотизм; балованный ребенок; сведения о предыстории; сентиментальная история; безыскусственный; говорить по-русски; скажи, чтобы он пришел; будущий декабрист; нравственность; мировоззрение Базарова; в течение лета; надо же разобраться; послушай ка; наперерез течению; говорить насчет подписки; кто-либо; кое-какой.

Пунктуация

Задание 1.

Расставьте  знаки препинания в тексте.

ИЗ  ИСТОРИИ БАНКОВ

    Небесполезно  помнить, что родоначальниками современных банков были менялы, появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги,  менялы помогали разменять крупные деньги, обменять одни на другие, рассчитывали сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами, так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных  монет. Однако постепенно деятельность менял расширялась. В частности, они взялись за перевозку денег, составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать, безусловно, стоило-небезопасная доставка солидно оплачивалась.

    Вскоре  купцы, не желавшие терять время на операции с деньгами, стали поручать менялам производить расчеты, а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея совершение расчетов  без наличных денег.

    В сундуках менял денег скопилось  отнюдь не мало, и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы на определенный срок, беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц, человек должен был вернуть 120, сделав это вовремя. Меняла знал, что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит можно, не опасаясь неприятностей, пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды, начисляя за них проценты, и деньги стали приносить деньги.

Задание 2.

Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).

Расставьте  знаки препинания.

  1. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари.(Бессоюзное)
  2. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.(Бессоюзное)
  3. Страшная  мысль мелькнула в уме моем-я вообразил ее в руках разбойников.(Бессоюзное)
  4. Закрою глаза и вижу: на крутой пригорок, поросший белой кашкой, взбегает тропа, а там на пригорке заворачивает влево за сосновый лесок.(Союзное)
  5. К сукнам холстам страшно было  притронуться-они обращались в пыль.(Бессоюзное)
  6. Сыр выпал, с ним была плутовка такова.(Бессоюзное)
  7. Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой, изнутри поднялся собачий лай.(Бессоюзное)
  8. Служить бы рад, прислуживаться тошно.(Бессоюзное)
  9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках, истинно богатырскую кровать-сто пудов можно было положить на нее не прогнулась бы.(Бессоюзное)
  10. Пройдет молодец-приосанится, пройдет девица-пригорюнится, а пройдут гусляры-споют песенку.(Союзное,Бессоюзное)
  11. Молвит слово-соловей поет.(Бессоюзное)
  12. Если вам писать противно скучно, не пишите-это все равно получится скверно фальшиво.(Союзное,Бессоюзное)

Культура  устной речи

Орфоэпия

Дайте определение понятию  орфоэпия.

Орфоэпия  (греч. orthoépeia, от orthós - правильный и épos - речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения. Второе значение этого слова – наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Задание 1.

Расставьте  ударения.

Включи́т, включи́м,  включи́те,  догово́ры, запломбирова́ть,  сиро́ты,  встречаемся по среда́м, на торга́х,  столя́р, средства́ми, све́кла,  сок сли́вовый,  красивые ба́нты, воспри́нял, дозвони́шься, зави́дно, занято́й человек, за́нятое место, катало́г,  некроло́г, нувори́ш, краси́вее,  ветерина́рия,  кулинари́я, взры́вчатое вещество, дефи́с, докуме́нт, домо́вая церковь, зубча́тый, и́скра,  исте́кший год, истё́кший кровью, ка́шлянуть, кварта́л, коклю́ш, нефтепрово́д, экспе́рт, языко́вая колбаса, языково́й  институт.

Задание 2.

Объясните значения слов с разными  ударениями.

  1. Бро́ня(закрепление прав на что-либо) – броня́(кольчуга)
  2. Виде́ние(что-либо возникшее в воображении,призрак) – ви́дение(способность видеть)
  3. Кре́дит(правая сторона бухгалтерского счёта) – креди́т(предоставление товаров или денег в долг)
  4. Лоску́т(обрезки ткани) – ло́скут(остатки в текстильном и швейном производстве)

Задание 3.

Расставьте  ударения в топонимах.

Река  – Ана́дырь, Селенга́.

Город – Ро́сток, Ки́мры, Си́дней.

Столица Венесуэлы – Кара́кас.

Столица Колумбии – Богота́.

Озеро – Сене́ж, И́льмень.

Остров  – Ки́жи.

Страна  – Пана́ма, Перу́, Шри-Ла́нка.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1) согласный  звук в позиции перед / е / произносится мягко;

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи "