Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа

Описание

На тему: «Умеем ли мы общаться?»
Порой приходится наблюдать такую картину. Стоят две женщины. Одна из них тараторит без умолку, строчит как пулемет, а другая с тоской озирается по сторонам. Переживания подруги на тему, а он мне сказал... а я ему говорю..." ее явно не волнуют. Но вот так просто, на полуслове прервать собеседницу, повернуться и уйти не может: вроде бы неприлично, человека обидишь, посчитают тебя невоспитанной... Хотя невоспитанность в таких случаях проявляет любительница произносить длинные монологи по пустякам. Действительно, ведь ее мало интересует собеседница, ее мнение, - даже слова подруге сказать не дает. Говорунья вся сосредоточена на своих личных переживаниях, которые хочется как можно скорее выплеснуть. А потом искренне огорчается, что хорошей беседы не получилось и что подруга стала избегать встреч...

Содержание

Введение 3
Глава I. Разложение вопроса на составляющие. 5
1.Понятие слова «язык». 6
2.Понятие культуры слова и этикета. 7
3.Связь воспитания и общения. 9
Глава II.«Умеем ли мы общаться?» 11
Заключение. 19
Библиография. 21

Работа состоит из  1 файл

Абдусамад Рус Яз.docx

— 51.68 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «Институт «Верхневолжье» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  курсу «Русский язык и культура речи»

    На  тему: «Умеем ли мы общаться?» 
 
 
 

                Выполнил: студент 2 курса

                     заочного факультета

                     группы ЮЗ-13

                     Абдусамад Э.Р.

                     Принял: доцент,

                     Смирнова Ю. Г. 
                 
                 
                 
                 

    Тверь 2011

    Оглавление

    Введение 3

    Глава I. Разложение вопроса на составляющие. 5

       1.Понятие  слова «язык». 6

       2.Понятие  культуры слова  и  этикета. 7

       3.Связь  воспитания и общения. 9

    Глава II.«Умеем ли мы общаться?» 11

    Заключение. 19

    Библиография. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение        

          ...В наше время, время демократии и гласности, все мы должны привыкать, как к должному, к плюрализму мнений, учиться культуре дискуссии, с пониманием относиться к точке зрения других людей. Человека нужно уважать!

      Известный французский писатель и летчик, интеллигентнейший  человек Антуан де Сент-Экзюпери, как-то заметил, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

      Общение... Казалось бы, что здесь мудреного? Захотел поговорить со знакомым, встретились - и говори сколько душе угодно. Но на самом деле все не так просто. И чтобы вкусить, почувствовать  действительную роскошь общения, нужно придерживаться некоторых важных правил.

      Порой приходится наблюдать такую картину. Стоят две женщины. Одна из них тараторит без умолку, строчит как пулемет, а другая с тоской озирается по сторонам. Переживания подруги на тему, а он мне сказал... а я ему говорю..." ее явно не волнуют. Но вот так просто, на полуслове прервать собеседницу, повернуться и уйти не может: вроде бы неприлично, человека обидишь, посчитают тебя невоспитанной... Хотя невоспитанность в таких случаях проявляет любительница произносить длинные монологи по пустякам. Действительно, ведь ее мало интересует собеседница, ее мнение, - даже слова подруге сказать не дает. Говорунья вся сосредоточена на своих личных переживаниях, которые хочется как можно скорее выплеснуть. А потом искренне огорчается, что хорошей беседы не получилось и что подруга стала избегать встреч...

      Но  ведь люди часто подходят к нам  не только с пустыми разговорами, а и с чем-то важным для них, наболевшим. Поэтому в беседе нужно  уметь не только хорошо говорить, но и уметь слушать. Один из секретов общения - способность внимательно  выслушать человека, почувствовать  настроение собеседника, его настрой  на беседу. Что ему сейчас нужно: сообщить вам сногсшибательную радостную  новость и порадоваться вместе, поплакаться в жилетку и услышать слова утешения, поразмышлять по важному вопросу и получить от вас дельный совет, пошутить и разрядиться - или что иное?

    В своей работе, я попытаюсь дать определения основным понятиям общения. Таким как: культура слова, речевой этикет, язык и др.

    Методы, которыми я буду пользоваться это различные методы научного познания (анализ литературных источников, научных статей, обобщение полученной информации по теме исследования), логические методы и др.

    В конце работы представлена небольшая  статья с викториной для двух команд. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что она написана для юношества. Прочитав её вы сможете оценить свои знания, вспомнить школьные уроки и сделать выводы о том, насколько хорошо общаетесь.

          Глава I. Разложение вопроса на составляющие.

    Стремительно  изменяющиеся условия жизни побуждают человека к поиску новых средств существования. Среди них самые бесценные − собственное Я, Ты и Мы,  сплетающиеся  в  таинство  общения.  Поэтому  у  нас  достало  смелости пригласить любознательного читателя, жизнь и профессия которого сотканы из человеческих взаимоотношений, понять себя и другого через общение и изменить то, что нас связывает, к лучшему.

          Сокровенный  смысл  общения  −  обратить  человека  к  Любви  и  Добру. Постижение  и  мучительное  осуществление  этого  смысла  происходит  в  самых разных отношениях с теми, кто нас окружает — по долгу службы или по зову сердца.  С  ними-то  мы  и  проходим  по  лабиринтам  боли,  и  непонимания,  и открытия жизненных смыслов и истин.

           Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

    Общение - это способ жизни человека.

    В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем  человек общается, если это способ жизни?

    С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.

    Речь - средство передачи мыслей и чувств.

    2500 лет назад в школе изучали  науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит  от греческого «говорю», а слово  «ритор» на греческом языке  означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

    1.Понятие слова «язык».

    Задумывались  ли вы над тем, что означает слово  «язык»?

    Один  человек говорит, другой слушает  и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

    «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был  рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф  пригласил гостей и приказал Эзопу  приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

    Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

    В другой раз Ксанф распорядился, чтобы  Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

    Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

    2.Понятие  культуры слова и этикета.

    По  манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

    Любой поступок человека оценивается как  прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.

    В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

    Выражением  внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

    В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил  грязные следы, потому что никто  не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.

    Возможна  ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит  места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.

    Ведь  правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории  человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»