Конфликты, виды, причины возникновения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:57, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- ознакомиться с опытом изучения конфликтов;
- выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в производственных коллективах;
- определить стратегии управления конфликтом и этапы процесса управления конфликтом в ходе различных конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I Понятие, виды, функции и причины конфликтов
1.1 Виды конфликтов…………………………………………………………….5
1.2 Причины и функции конфликтов…………………………………………..14
Глава II Стили и пути разрешения конфликтов
2.1 Межличностные стили разрешения конфликтов……………………..…...20
2.2 Пути решения конфликтов………………………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………....25
Приложение…………………………………………………………………..….27
Литература…………………………………………………………………….....29

Работа состоит из  1 файл

КУКУРЕКУ.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Классификация конфликтов типа «личность-группа» по Емельянову Станиславу Михайловичу  представлена в таблице 1.2.

Таблица 1. 2 - Классификация конфликтов типа «личность-группа»

по С.М. Емельянову

 

Вариант конфликта

 

Возможные причины

Руководитель коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива коллектив

Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер группа (микрогруппа)

Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

 

                 В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

                 Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

                 Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.

                                Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы.

                 Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны:

  -   с нарушением ролевых ожиданий;

                -  с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).

                                  Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта

 

Этапы развития конфликта

Возможности переговоров

Напряженность, несогласие

переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились

Соперничество, враждебность

переговоры рациональны

Агрессивность

             

переговоры с участием третьей стороны

Насилие, военные действия

переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия


              Типы конфликтов представлены в таблице 1.4.

 

              Таблица 1.4  - Типы конфликтов

 

Тип конфликта

Горизонтальные конфликты

Вертикальные конфликты снизу вверх

Вертикальные конфликты

сверху вниз

Препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности

Действия одного препятствуют успешной деятельности другого

Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения целей деятельности

Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели его деятельности

Препятствие достижению    личных целей совместной трудовой деятельности

Действия одного препятствуют достижению личных целей другими

Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей

Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей

Противоречие действий принятым нормам

Конфликт поведения и норм в группе

Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданиям подчиненных

Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям руководителя

Личные конфликты

Личная несовместимость

Лидеры и авторитеты коллектива не оправдывают ожиданий последователей

Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов

 

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что в вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого.

В горизонтальных - участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.

На конфликты, имеющие вертикальную составляющую приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: участвуя в них, он «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.

 


1.2 Функции и причины конфликтов

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице 1.5.

              Таблица 1.5 -  Функции конфликтов

 

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

получение новой информации об оппоненте

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование к изменениям и развитию

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

 

          Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

          - конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;

          - конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.

              Конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

          С позиций материалистической методологии социальный конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-психологическими факторами (внутриличностные конфликты).

          У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

        -  информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка   фактов при    решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.;

        -  структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения";

       -  ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

       -              личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

      -  групповые системы верований и поведения;

      -   системы верований и поведения общества;

      -   ценности всего человечества;

      -   профессиональные ценности;

      -  религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

        Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:

       -  основа отношений (добровольные или принудительные);

Информация о работе Конфликты, виды, причины возникновения и пути их решения