Этика. Общение и этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание

Язык и речь - разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1 История развития этики……………………………………………………...…4

1.1.Этика в эпоху античности………………………………………………….…4

1.2.Этика в эпоху средневековья………………………………………………...6

1.3.Этика в новое время………………………………………………………....6

2 Этикет в культуре общения и современные принципы этикета……………7

3 Этикет и этика………………………………………………………………….12

4 Этикет делового общения……………………………………………………..13

4.1 Этикет как важная сторона профессионального поведения………….…13

Заключение…………………………………………………………………...…..16

Список используемых источников…………………………………………..…17

Работа состоит из  1 файл

готовая творческая.docx

— 41.75 Кб (Скачать документ)

    - не следует злоупотреблять косметикой, особенно юным девушкам и т.д.

    Современный этикет предполагает единство формы  и содержания поступка. Поэтому хорошее  отношение к людям должно быть красиво оформлено, иначе самый  добрый и благородный по своим  намерениям поступок будет выглядеть  нелепо, непривлекательно и может  утратить свой благородный нравственный смысл.

    Четвертый принцип, который лежит в основе правил современного этикета, связан с  тем, что среди его норм и правил есть много таких, которые трудно объяснить с позиции уже названных  принципов.

    Например, почему хлеб надо брать рукой, а не вилкой, тогда как почти все  другие блюда едят с помощью ножа и вилки ? Почему, встречая друг друга, мужчины хватаются за руки ?

    Ответить  на эти вопросы бывает очень непросто. Дело в том, что все эти нормы  возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. И сегодня  они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно.

    Этим  принципом можно назвать народные обычаи и традиции.

    Что же нужно делать, чтобы стать воспитанным человеком? Достаточно ли знать существующие правила и принципы этикета? Ответ очевиден: конечно же, нет! Знание правил этикета необходимое, но отнюдь не достаточное условие воспитанности. Необходимо еще уметь выполнять определенные действия.

    Кроме того, истинно воспитанным человеком  можно считать только того, у кого выработаны устойчивые и прочные  привычки поведения, т.е. способность  и умение производить необходимые  действия без особого контроля со стороны сознания, как бы автоматически. Не случайно поэтому говорят, что  воспитанный человек - это не тот, кто долго думал, выбирал, прикидывал, как поступить, и наконец принял верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может.

    Таким образом, знания, умения и привычка - вот те три «ступеньки этикета», преодолеть которые необходимо для  того, чтобы стать воспитанным  человеком, отличающимся «естественным  культурным» поведением.

    Этикет - это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания  и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может  нормально существовать и развиваться  личность.

    Всякий  раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает  вопрос: этикет и культура общения - это одно и то же или нет, как  они связаны между собой ? Отвечая на него, можно сказать, что этикет - это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

    Само  понятие «культура общения» значительно  более емкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения - его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.

    Практически вся наша жизнь - это встречи и  общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение  с людьми, и результаты нашей работы.

    Здесь имеет этикетное значение все: кто  первым произносит приветствие: сидящий  или стоящий, старший или младший  и т.д. ? какие используются обращения: господин или товарищ, на «ты» или на «вы» и т.д. ? какие темы и вопросы считаются запретными или неприличными ? темп речи, паузы, интонации и т.д.

    Некоторые данные свидетельствуют о том, что  в процессе взаимодействия людей  только 20-40 % информации передается с  помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более  выразительной.

    Ведущее место здесь занимают жесты. Под  жестом обычно понимают движение рук  или кистей рук. В зависимости  от тех ограничений, которые накладывает  этикет на систему жестов, различают  жесты: предписанные этикетом, нейтральные  и недопустимые. Жест может заменить не только слово, но и фразу. Нередки  случаи, когда одним и тем же жестам в разных этикетных культурах  придается различное значение, и  наоборот: одно и то же содержание может  быть выражено различными средствами.

    Встречаются и жесты, которые являются специфическими только для той или иной национальной культуры, т.е. в пределах данной культуры такие жесты имеют смысл, а  с позиций другой культуры они  не имеют какого бы то ни было значения.

    Огромную  роль в установлении контактов в  общении имеет улыбка, которая  в любой культуре имеет примерно одинаковое значение - радость, удовольствие, приветливость и т.п.

    В структуру этикета входят также  и некоторые вещи из предметного  окружения человека, что дает основание  говорить об этикетной атрибутике. При этом можно выделить две группы вещей, приобретающие этикетный смысл; не предназначенные специально для этого (элементы одежды: шляпа, галстук и т.д.; предметы утвари и т.п.) и собственно этикетные вещи (цветы, подарки, визитные карточки и т.д.).

    При этом роль вещей в этикете определяется не вещами как таковыми, а тем, как  с их помощью регулируются отношения  между людьми. Из категории вещей  они как бы превращаются в знаки  определенных отношений. Не случайно поэтому одной из задач воспитания, построенного на нормах этикета, всегда было умение прочитывать этот язык символов.

    Особую  роль приобретает этикетная атрибутика в застольном этикете, на различных  церемониях, официальных приемах  и т.п., где существуют особые регламентации  в сервировке, костюмах, манерах. И  конечно, умение пользоваться этикетной  атрибутикой в ее многообразных  проявлениях, умении прочитывать этикетный  язык вещей не просто придает человеку статус воспитанного человека, но и  действительно позволяет ему  чувствовать себя более свободным  в различных этикетных ситуациях общения1. 

    3 Этикет и этика

    Этикет  регламентирует, что допустимо и  приемлемо в данном обществе или  в данной группе людей, а что нет; этика оперирует нравственными  категориями. В чем-то они могут  совпадать; говорить правду надо как  с точки зрения этикета, так и  морали, но вот вежливого обхождения от вас требует лишь этикет, но не этика.

    Как этикет, так и этика представляет собой разные кодексы правил поведения, о которых должен думать всякий деловой  человек. Употреблять бранные слова  не годится с точки зрения этикета, но это не является неэтичным. Этикет утверждает, что пользоваться казенным имуществом не по назначению дурно, и  этика смотрит на это точно  так же.

    Хотя  некоторые области и этикета  совпадают, законы этики в целом  рассматривают проблему в более  широком плане и не касаются таких  мелочей, как обиды из-за того, что  кто-то кому-то не сказал «спасибо»  или «пожалуйста» или не отправил коллеге поздравления с повышением по службе.

    Каждая  проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих  в данном учреждении или фирме. Поступок, считающийся вполне приличным, уместным и отвечающим этикету в коммерческом секторе какого-нибудь агентства  по найму, в государственной организации  или финансовом учреждении сочли  бы неэтичным и вызывающим.

    И этикет и этика говорят человеку о том, как он должен вести. Этикет - это инструмент, которым должны владеть все, кто хочет преуспеть.2 
 
 
 

    4 Этикет делового  общения 

    4.1 Этикет как важная  сторона профессионального  поведения

    Этикет  означает форму, манеру поведения, правила  учтивости и вежливости, церемонии, принятые в том или ином обществе. Это результат опыта многих поколений. Этикетные нормы и правила  являются международными, поскольку  соблюдаются более или менее  одинаково во всех странах, обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках. Этикет составляет часть внешней культуры общества, без которой невозможны политические, экономические и другие отношения, т.к. нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Если рассматривать культуру поведения, то она отражает формы общения людей, включающие нравственную, эстетическую и другие стороны. Сегодня деловой этикет как условный язык, с помощью которого культура делового общения все более проявляется в социально-деловой жизни России.

    Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального  поведения делового человека, предпринимателя, а знание этикета оказывается  необходимым профессиональным качеством, требующим постоянного усвоения, повторения и совершенствования. Деловой  этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими  служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения  делового человека.

    Успех любой фирмы во многом зависит  от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением  общей цели. Знание этикета, культура поведения – вот ключевые условия  для успешной работы в любой организации  – таково мнение специалистов.

    Правила делового этикета, установленные для  отдельных ситуаций и разных социальных групп, диктуют последовательность действий вплоть до ритуальных мелочей  и выработаны человечеством для  того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для  выживания и комфортного существования.

    Этикет  – явление историческое, и потому правила поведения людей изменяются вместе с динамикой условий жизни  общества и конкретной социальной среды. Этикет всегда выполнял определенные социальные функции, подчеркивал статусное  и имущественное положение людей, но по мере роста образования, культуры одни правила поведения сменялись  другими. По сути, сегодня правила  этикета во многом являются всеобщими.

    Составляющими этикета являются: привлекательный  имидж, культура речи, изящные манеры, умение управлять своими отрицательными эмоциями, внимательность, предупредительность.

    Современный деловой этикет регламентирует поведение  людей на службе, в общественных местах и на улице, а также на официальных  мероприятиях – приемах, беседах, церемониях, переговорах.

    В основе правил делового этикета лежат  следующие основные принципы:

  • к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;
  • правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и женщин.

    Способ  держать себя, внешняя форма поведения, обращения с людьми, а также  тон, интонации и выражения, употребляемые  в речи – это манера. Кроме  того, это мимика, жесты, позы, походка, характерные для человека. Манеры относят к культуре поведения  человека и регулируются этикетом, а настоящая культура поведения  – это поступки человека, основанные на нравственных принципах.

    Высоко  ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как  компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых  отношений и взаимного доверия.

    Следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь  глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот  или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать  составной частью натуры бизнесмена. Ему надо верить в порядочность людей. 
 
 

    Заключение 

    Общение - это и одно из основных условий, существования культуры. Оно органично  в культуре и в том, что в процессе взаимодействия, так же, как в культуре, в целом, происходит столкновение противоречивых тенденций между объединением и обособлением, социализацией и индивидуализацией, что также становится движущей силой развития и обогащения всех участников общения.

      «Только в общении,  во взаимодействии  человека c человеком  раскрывается и  человек в человеке как для других, так и для себя самого»

Информация о работе Этика. Общение и этика