Этика. Общение и этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание

Язык и речь - разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1 История развития этики……………………………………………………...…4

1.1.Этика в эпоху античности………………………………………………….…4

1.2.Этика в эпоху средневековья………………………………………………...6

1.3.Этика в новое время………………………………………………………....6

2 Этикет в культуре общения и современные принципы этикета……………7

3 Этикет и этика………………………………………………………………….12

4 Этикет делового общения……………………………………………………..13

4.1 Этикет как важная сторона профессионального поведения………….…13

Заключение…………………………………………………………………...…..16

Список используемых источников…………………………………………..…17

Работа состоит из  1 файл

готовая творческая.docx

— 41.75 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……3

1 История развития этики……………………………………………………...…4

1.1.Этика  в эпоху античности………………………………………………….…4

1.2.Этика  в эпоху средневековья………………………………………………...6

1.3.Этика  в новое время………………………………………………………....6

2 Этикет  в культуре общения и современные принципы этикета……………7

3 Этикет и этика………………………………………………………………….12

4 Этикет делового общения……………………………………………………..13

4.1 Этикет как важная сторона профессионального поведения………….…13

Заключение…………………………………………………………………...…..16

Список  используемых источников…………………………………………..…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Язык  и речь - разные понятия, но на самом  деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится  без словесного языка, а язык функционирует  только в речи:

    Следовательно, речь и язык теснейшим образом  взаимосвязаны. Взаимосвязаны настолько, что иногда даже лингвисты не могут точно и однозначно определить, языковое или речевое явление они рассматривают.

    Например, такие понятия, как «языковая  компетенция», «языковая личность», подразумевают, что человек осмысленно использует тот или иной язык. Значит, это - языковые понятия, поскольку в  основе знаний и умений человека лежит  язык. Но если мы имеем дело с реализацией  языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим o «языковой  компетенции», «языковой личности»  как о речевых понятиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

    1 История развития  этики

    1.1.Этика  в эпоху античности

    Сознательное  культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, ряд исследователей относят к  периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это  время наблюдаются первые попытки  специального научения людей красивому поведению. Сочетание красивого и нравственного (благородного) обозначалось у древних греков понятием «калокагатия» (греч. «калос» - прекрасный, «агатос» _ добрый). Основой калокагатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

    Главное для древних греков было - жить разумно, просто по заветам предков и законам  государства, избегая излишеств  и крайностей. Иначе говоря, важнейшими принципами, определявшими их стратегию  поведения, были принципы «разумности» и «золотой середины» («разумной  меры»).

    Нормы поведения были ориентированы на человеческую разумность, рассудительность и несли в себе заряд целесообразности. Хорошим воспитанием считалось  то воспитание, которое научает человека, прежде всего, самостоятельно думать, размышлять, а умея думать, он и сам  сообразит, где и как себя вести, какой вариант поведения предпочесть. Не случайно, поэтому именно в эпоху  античности приобрели такую популярность диалоги как форма поиска наиболее правильного, истинного варианта ответа на поставленные вопросы. Вспомнить  хотя бы «Застольные беседы» Плутарха, построенные на принципах диалога, спора мудрецов, выясняющих, какое  поведение человека в тех или  иных жизненных обстоятельствах  будет более предпочтительным. А  предпочтительным оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью!

    Философ Фалес говорил : « Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим».

    Согласно  концепции Аристотеля, она бывает трех родов:

    Первый  род обходительности - в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку.

      Второй род обходительности - когда приходят на помощь всякому бедствующему.

    Третий род обходительности - когда бывают гостеприимными застольниками».

    Важнейший принцип культуры античности - принцип  «золотой середины», «разумной меры» - в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов  этикета, правил хорошего тона.

    Аристотель  подробно изложил его в своих  трудах: «Быть достойным человеком - значит обладать добродетелями ... добродетель  есть некая середина между противоположными страстями. ... избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой - добродетели. ... добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждениям, каким определит ее рассудительный человек. ... Недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав (ethos), должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.

    1.2.Этика  в эпоху средневековья

    В эпоху средневековья этикет предстает перед нами совсем по-иному, когда он формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как сложившейся нормативной системы именно к этому времени.

    Наиболее  интересными и важными в этом плане являются два последних  этапа средневековья: его расцвет (XI-XV в.в.) и позднее средневековье (XVI - первая половина XVII в.в.) - период разложения феодализма и зарождения буржуазного общества.

    На  социальные потребности и явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию. Само понятие «этикет» обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха.

    Назначение  этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему  сословию общества, и за пределы  этого сословия не выходило.

    Этикет  задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его  к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить  как все», и чтобы «все было как  у всех».

    Этикет  пронизывал все сферы жизни высшего  сословия, буквально до мелочей регламентируя  жизнь двора.

    Этикет  выступал особой знаковой системой, с  помощью которой происходило  обособление дворянства от более  «низких» культур - крестьян и городского населения. Этикет призван был давать представителю дворянства ощущение собственной исключительности, воспитывать  сознание социального превосходства. Этикет тем самым позволял отличать людей «своего круга» от всех прочих и в этом смысле он действительно  был «этикеткой», «ярлыком». Передаваясь  на протяжении нескольких столетий от поколения к поколению, нормы  этикета закрепляли существовавшую сословную иерархию на уровне привычных, обычных, повседневных форм поведения.

    1.3.Этика  в новое время

    XVII столетие в европейской культуре принято считать веком строгого, сухого рационализма, который имел глубокие корни в экономической, технической, научной деятельности эпохи.

    В это время господствующей формой в общественном сознании становится научное познание, на которое были сориентированы все другие формы  человеческого сознания и поведения.

    Наука, знания стали рассматриваться как  высшая ценность. Разработки в области  физики, математики начали активно  применяться в объяснении социальных процессов. Общество изучается как  мудро устроенный механизм, действующий  по законам механики.

    Существенной  особенностью эпохи Нового времени  явилась идея личностного начала человека, его автономности, суверенности.

    Новое время внесло новые акценты в  понимание роли и места личности в жизни социума. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества. Человек  стал рассматриваться как обладающий свободой воли автономный субъект своей  собственной деятельности: «Человек - кузнец своего счастья!»

    Осознание самоценности личности привело и к необходимости больше внимания уделять вопросам общественного воспитания, важнейшей составной частью которого был этикет, хорошие манеры.

    Этикет  в это время становится и средством  достижения успеха как в бизнесе, так и в частной жизни.

    Владение  правилами хорошего тона было тем  средством, которое позволяло занять определенное положение в обществе, составить удачную партию в браке  и т.д. Особенно это относилось к  женщинам. Для них достаточно было научиться производить нужное впечатление - воплощенной женственности и  хороших манер, чтобы завоевать  популярность в светском обществе, занять в нем достойное место  и в конечном счете удачно выйти замуж, что, по сути, и являлось главной жизненной задачей каждой девушки.

    2 Этикет в культуре  общения и современные  принципы этикета

    Этикет - явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня  значительно отличается от правил «хорошего  тона» и приличных манер времен Людовика XIV. Современный этикет стал более церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня - это прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение.

    Знание  правил этикета остается необходимым  атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. И в этом отношении  вполне уместна аналогия: без овладения  этикета человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения.

    Вместе  с тем правил этикета на сегодняшний  день накопилось огромное количество. Многие из них пришли из истории, а  иногда из очень древней истории.

    Этикет  претерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

    Современная жизнь, рождая новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. И запомнить их все практически  невозможно. К счастью, этого и  не нужно, поскольку предусмотреть  все возможные ситуации, где от человека потребуется проявление внешней  культуры, все равно нельзя. Жизнь  сложнее правил, и в ней встречаются  такие ситуации, которые не могут  быть предусмотрены даже самым полным сводом правил этикета. Значит, сегодня  более важно не просто заучить  сами правила, но понять «дух», суть и  смысл этикета, т.е. в конечном счете усвоить основные  принципы. А таких принципов можно выделить несколько.

    Прежде  всего, это принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

    Второй  важнейший принцип современного этикета - это принцип целесообразности действий.

    Почему  нельзя входить с мороженым в  городской транспорт ? Потому, что можно испачкать одежду окружающих людей.

    Все очень разумно, просто. В этом как  раз и заключается преимущество современного демократического этикета перед сословным, аристократическим. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то нестандартной, новой для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

    Третий  принцип, на котором основываются нормы  современного этикета, - это красота, или эстетическая привлекательность  поведения.

    Этикет  гласит:

    - нельзя пить чай или есть суп, шумно втягивая в себя жидкость;

    - нельзя публично ковырять в зубах спичкой после еды;

Информация о работе Этика. Общение и этика