Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание

Этика социальной работы - учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе. Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании

Работа состоит из  1 файл

этика 1.docx

— 82.57 Кб (Скачать документ)

   На  Руси правила хорошего тона, или  этикет, не разрабатывались и не существовали в отрыве от норм нравственности сами по себе. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» не только оставляет потомкам завет заботиться о бедных, быть справедливыми и добрыми к людям, но и учит их этикету. Он поучает вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромным в присутствии старших, учтивым и кротким. Видно, что в российском национальном менталитете нормы этики и правила этикета дополняют друг друга, вместе образуя довольно устойчивую и действенную форму регуляции поведения, отношений и действий человека в различных социальных, семейных и профессиональных ситуациях.

   С середины XVI в. в России руководством по правилам хорошего тона был «Домострой», авторство которого приписывается монаху Сильвестру. Однако «Домострой» лишь условно можно назвать руководством по правилам этикета — воспитание на Руси издревле было направлено прежде всего на совершенствование качеств личности; правила поведения, т.е. этикет, являлись отражением содержания личности, ее духовности. «Домострой», являясь в первую очередь этическим кодексом и затем уже кодексом поведения (этикетным), представляющим собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливает правила взаимоотношений людей и требует точного и строгого соблюдения порядка жизни, отдельных ее циклов и элементов. В этом отношении можно заключить, что российский этикет был не менее категоричной системой регуляции человеческого поведения, чем западноевропейская.

   «Домострой» охватывает практически все стороны  жизни личности и семьи и содержит правила воспитания детей, приема гостей или поведения во время пребывания в гостях, правила проведения различных церемоний: свадеб, похорон и т.д. Касается он и форм профессионального поведения в определенных ситуациях, например поведения слуг, торговцев и т.п. Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности одежды, чистоте и уюту помещения, т.е. соблюдению правил гигиены. Но эти же правила имеют эстетический характер и отражают уважительное отношение человека к окружающим. Как свод правил поведения «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к старшим по возрасту и чину, умеренность во всем. Он содержит и предписания по отношению к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...». Видно, что оценивается не только деятельность, но и намерения, мотивы, цели, а также эмоциональное состояние человека. Таким образом, с древнейших времен в России развитие этикета шло в неразрывной связи с нравственностью по принципу «разумно — нравственно — красиво» и было относительно гармоничным.

   С началом правления Петра I реформы затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и правила поведения. Правила этикета вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения. В книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Вновь, как и в более ранних источниках, повторяется требование уважения к старшим, предписывается достойное поведение в быту и обществе. Однако в этом документе в большей степени подчеркивается социальная сторона жизнедеятельности личности. Это не удивительно, поскольку в эпоху Петра I традиционно закрытый быт населения России становится более открытым, по крайней мере, для высшего сословия и единомышленников царя, которые обязаны были участвовать в светской жизни.

   Этикет  в России в эту эпоху формируется  по образцу французского и голландского, приобретая открытый, светский характер, причем для представителей различных сословий устанавливались свои правила. Потребность в этикете в этот период была довольно высокой. Это обусловлено тем, что в период петровских реформ на государственную службу привлекались выходцы из разных сословий не только и не столько по признаку своего происхождения, сколько по признаку пригодности к масштабной деятельности в рамках осуществляемых реформ. Для того чтобы выходец из низшего сословия был принят обществом, человек должен был обучиться правилам этикета и неукоснительно соблюдать их. Однако и сами правила этикета в этот период стали более демократичными.

   Дальнейшие  изменения в правилах этикета  как в нашей стране, так и за рубежом происходили в направлении их демократизации. На сегодняшний день этикет не базируется на сословных различиях и не подчеркивает их. Он един для представителей самых разных слоев и групп населения. Однако и в настоящее время существуют различные области жизнедеятельности человека, где правила поведения могут различаться. В первую очередь это касается обыденной и профессиональной сфер жизнедеятельности человека, где к поведению и отношениям человека, его одежде и внешнему виду предъявляются разные требования. Различные условия жизни слоев и групп населения, отдельных категорий граждан сказываются на возможностях реализации социально приемлемого поведения и формируют устойчивые поведенческие привычки, которые подменяют собой этикет. Например, во время еды этикет требует пользоваться столовыми приборами и салфетками. Большинство граждан ими привычно пользуются, но никто не ожидает, что бомж, расположившийся пообедать на газоне, достанет из своей торбы полный столовый прибор и белоснежную салфетку.

   Издание впервые увидело свет в 1717 г. в  Санкт-Петербурге и впоследствии неоднократно переиздавалось.

   Этикет  является феноменом, культурно и  исторически обусловленным, изменчивым. Вместе с изменением сущности общественных отношений меняется и их форма, отраженная в этикете. Этикет сегодняшнего дня существенно отличается от правил поведения эпохи Петра I, и, несмотря на сближение культур и процессы глобализации, этикет, принятый в России, отличается от такового на Западе. Этикет меняется даже под влиянием моды в одежде. Например, в правилах европейского этикета для мужчины предусмотрено приподнимание шляпы в знак приветствия при встрече со знакомыми — но сейчас шляпы почти не носят, и это правило этикета остается невостребованным. Кроме того, приподнимание не шляпы, а, например, ушанки или спортивной шапочки, может произвести далеко не самое благоприятное впечатление. Не всегда приподнимание или снимание головного убора целесообразно, особенно в условиях российской зимы, если встреча происходит на улице. Это, однако, не снимает с человека обязанности вежливо поприветствовать на улице знакомого.

   В целом же можно отметить, что современный  этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как выразился академик Д.С.Лихачев, в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Видимо, к этому можно добавить, что правила поведения не должны усложнять и без того сложную жизнь человека; соблюдая этикет, человек не должен мешать жить и самому себе.[10]

   Современный человек, как правило, живет сложной  и насыщенной событиями и ситуациями жизнью, вследствие чего невозможно предусмотреть конкретные правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения. В современных руководствах по правилам этикета чаще всего представлены обобщенные ситуации, объединенные по различным признакам (например, поведение на работе, прием гостей, поведение в общественном месте и т.п.). Отдельные, более подробные тексты дают рекомендации по сервировке стола, организации домашних и корпоративных вечеринок и т. п.

   Сегодня культура поведения человека вне  зависимости от его происхождения  и места в обществе в силу ее нравственной основы выступает как  социально необходимое и ценное качество. В широком смысле слова это понятие включает в себя совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры. Поэтому знание и соблюдение этикета становится одним из признаков культурного человека.

   Для того чтобы строить свое поведение  в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л.С.Лихачев выделяет четыре принципа этикета.

   Принцип гуманизма. Принцип гуманизма требует уважения к человеку, соблюдения достоинства личности, доброжелательного отношения. Он воплощается в таких требованиях к поведению, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность:

   вежливость в отношениях не является формой лицемерия, антиподом правдивости и искренности, а, напротив, служит признаком признания ценности человека, уважения его человеческого достоинства, свидетельством доброго отношения к человеку;

   тактичность является чувством меры, которое следует соблюдать во взаимоотношениях с людьми, умением ощущать границу «обидчивости» человека. Она включает в себя умение не допускать высказываний (в утвердительной или вопросительной форме), которые могут поставить человека в неловкое положение, обидеть или унизить его, представить в нелепом или смешном виде перед окружающими;

   скромность предполагает умение сопоставить самооценку с мнением о себе окружающих и ни в коем случае не переоценивать свою значимость; умеренность в требованиях к другим и повышенную требовательность к себе, сдержанность;

   чуткость включает в себя способность понимать и считаться с переживаниями другого человека, улавливать различные оттенки настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств;

   внимательность не только является признаком хорошего воспитания, но и заключается в подлинном, неподдельном интересе к человеку и проявляется в том, чтобы не отвлекаться во время общения с ним;

   точностьсвоеобразная форма уважения к человеку, поскольку подразумевает умения: ценить чужое время, не опаздывая и не заставляя ждать понапрасну; не обманывать, давая легкомысленные, невыполнимые и невыполняемые обещания; не вводить в заблуждение, вольно трактуя и букву, и дух достигнутой договоренности.

   Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета Средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. Этикет не требует жесткой однозначности действий, он не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса и описать в руководстве по этикету все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.

   Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т.е. поведение и внешний вид, человека соответствовала его содержанию, т.е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид должны быть эстетичными, привлекательными. Нельзя появляться перед людьми небрежно и неопрятно одетым, в грязной, нечищеной обуви, с растрепанной прической, поскольку это неэстетично, а значит, свидетельствует о неуважении к людям. В разговоре следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика, — избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность, а полное их отсутствие — как скованность или равнодушие, в то время как благородная сдержанность жестов может быть понята как признак уравновешенности и духовной силы. Речь должна быть умеренной громкости, спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов.

   Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно учитывать потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтятся нашими современниками. При всей их схожести в основах — уважение к человеку, умение держаться с достоинством и уважение чужого достоинства — проявление их может быть различным. Поэтому, оказавшись среди представителей другой культуры, следует изучать национальные традиции и обычаи народа, чтобы случайно не попасть в неловкое положение.

   Правила поведения в различных жизненных  ситуациях различны, однако в целом они соответствуют приведенным выше принципам этикета. В повседневной жизни каждый человек должен руководствоваться этими принципами, чтобы случайно не поставить ни себя, ни окружающих в неловкое положение. Незнание тонкостей обращения (например, связанных с национальными и религиозными обычаями и традициями) будет сочтено простительным, если человек открыто об этом заявит и выразит желание их изучить. Напротив, если личность открыто выкажет пренебрежение незнакомой ему символикой жестов, выражений и т.п., она может вызвать к себе такое же пренебрежение, хотя и, может быть, скрытое деликатным обращением окружающих.[22] 

     2.1.Особенности делового этикета социального работника

   В деятельности современного специалиста  любого профиля этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами, клиентами и коллегами по работе. Соблюдение правил этикета способствует созданию творческой атмосферы в трудовом коллективе, создает положительный имидж этого коллектива и всего учреждения, способствует его высокой оценке общественным мнением.

Информация о работе Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние