Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание

Этика социальной работы - учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе. Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании

Работа состоит из  1 файл

этика 1.docx

— 82.57 Кб (Скачать документ)

   Четвертая – на стандарты по отношению к  профессии.[21] 

   2.ЭТИКЕТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

   Этикет  (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.[10]

   Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован при дворе короля-«солнце» Людовика XIV. При подготовке к приему послов придворным и приглашенным (в том числе и иностранцам) были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения во время приема. Это было сделано для того, чтобы не шокировать варварскими формами поведения собравшихся, в первую очередь членов королевской фамилии и самого короля, который являл собой образец светской утонченности и учтивости. С того времени термин «этикет» постепенно вошел в лексикон и стал широко использоваться для обозначения системы регуляции поведения человека в быту, в обществе, на работе, на различных официальных мероприятиях и т.п.

   Сами  этикетные системы регуляции  поведения человека начали складываться существенно раньше, чем появился и утвердился термин, их обозначающий. Если учесть, что соблюдение правил этикета может обеспечить поведение человека, принятое в данном обществе или сообществе, и способствовать созданию благоприятного впечатления о человеке, их соблюдающем, то резонно предположить, что корни этикета уходят в первобытную ритуальность, а возможно, и глубже, являясь своеобразным «наследством», полученным человеком от доразумных предков.

   И слова, и выражение лица, и жесты, и позы имели для наших предков  значение не меньшее, а может быть и большее, чем для современных  людей. Несомненно, что у предков  современного человека тоже была потребность  скрывать свои негативные качества, чувства или замыслы. Это можно было сделать, используя своеобразную «маску», состоящую из общепринятых слов, жестов, поз, выражающих честность, доброжелательность, покорность и т.п. Видимо, была также потребность выразить свое положительное отношение к другому, продемонстрировать свои позитивные качества и намерения, что можно было сделать без слов, при помощи жестов и поз.

   Не  менее важным было соблюдение правил, демонстрирующих положение человека в структуре сообщества. «Высшие» и «низшие» в структуре человеческого сообщества выявились уже на ранних стадиях социогенеза, поэтому логично предположить, что отношение «низших» к «высшим» демонстрировалось не только посредством выполнения их воли, но и с помощью «языка телодвижений». Широко известны из истории такие формы подчеркивания своего «низшего» положения, как сгорбливание, втягивание головы в плечи, разного рода поклоны, коленопреклонение, простирание перед «высшим» и т.п. Все эти жесты и позы делают «низшего» зрительно ниже, меньше, подчеркивая его невысокое, незначительное положение. Вполне вероятно, что позы, демонстрирующие подчиненное положение (сгорбливание, втягивание головы в плечи и др.), принимались неосознанно и унаследованы человеком из животного мира. Напротив, для «высших» характерны позы и жесты, подчеркивающие их высокое положение и зрительно делающие их выше, больше. Даже место своего временного нахождения «высший» выбирал наиболее высокое из возможных не только для того, чтобы увеличить обзор, но и для того, чтобы подчеркнуть свое высокое положение.[22]

   Сознательное  культивирование правил, определяющих внешние формы поведения, некоторые  исследователи относят к периоду  Античности, поскольку именно в это  время уже наблюдаются по-

   пытки обучения людей красивому поведению. В этот период правила повседневного поведения в целом, а также поведения в конкретных ситуациях ориентировали человека на проявление его лучших качеств, давали общие направления его деятельности, оставляя при этом свободу выбора. Для античных греков в правилах поведения главным было соблюдать во всем меру, «золотую середину», жить разумно (Платон, Аристотель и др.). Эстетическая привлекательность поведения в их понимании была неразрывно связана с умеренностью. Пропагандируя умеренность и эстетическую привлекательность поведения, Цицерон писал: «...мы же следуем природе и избегаем всего того, что оскорбляет наш взор и слух; осанка, походка, способ сидеть, способ возлежать за столом, выражение лица, глаз, движения рук — все это должно оставаться подобающим. При этом надо избегать особенно тщательно двух вещей: как расслабленности и изнеженности, так и грубости и неотесанности». При этом считалось, что наиболее важным является научить человека самостоятельно правильно мыслить, что является основой правильного, а значит, и привлекательного поведения. Таким образом, этикет в Античную эпоху был ориентирован на практичность и целесообразность поведения, поскольку форма поведения вторична относительно его содержания и тем более смысла.

   Так, например, воспитанный человек, умеющий  себя вести, «...щедр и широк по натуре... Сам он оказывает благодеяния, но принимать их стыдится. За благодеяние  он воздает еще большим благодеянием... Он не выказывает свою силу на немощных, это — черта плебейская. Он не возносится над теми, кто стоит  ниже него, зато держится величественно  с людьми высокопоставленными». Видно, что этикетные правила в Древней Греции того периода основывались на гуманистических и демократических идеях. 

   Правила поведения касались и культуры речи — этикет предписывал воспитанному человеку избегать в разговоре резких движений и говорить спокойно, не повышая тона. Выражения и слова, используемые в разговоре, также должны быть тщательно подобраны. Эстетической привлекательностью должно было обладать и общение человека с другими людьми. Уважение к человеку, основанное на гуманистических идеях, требовало сохранять ровный тон, поскольку, как предполагалось, повышенный тон, крик может позволить себе без негативных последствий только человек, занимающий более высокое положение, имеющий возможность в силу этого обозначить свои статусные отличия. Но человек воспитанный своим статусом никогда кичиться не будет; напротив, он сделает (по крайней мере, внешне) все возможное, чтобы установить отношения равенства.

   Этикетная форма регуляции поведения развивалась, видимо, в определенной взаимосвязи  с этической. В определенном смысле эти две формы регуляции поведения человека дополняют друг друга. Однако этика предполагает более глубокое воздействие на человека посредством формирования его личности таким образом, что внешние проявления личности (поведение, общение, одежда, внешний вид в целом) должны иметь социально позитивное значение, демонстрируя социальную позитивность внутреннего мира личности, и, следовательно, сделают их носителя приемлемым и приятным в обществе. Этичное поведение, таким образом, предполагает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Этикет воздействует на поведение, отношения человека иным образом: он требует внешнего соответствия существующим требованиям, даже если качества личности, ее устремления, установки и т.п. не совпадают с социально одобряемыми. В этом смысле соблюдение правил этикета может компенсировать издержки этического воспитания. В целом этическая регуляция в гораздо большей степени, чем этикетная, предполагает включение сознания личности в процесс выбора поступков, поскольку основные из правил этикета можно просто запомнить и воспроизводить по мере необходимости.

   Первоначально этикет был призван скрыть негативное в человеке. Он служил своего рода косвенным свидетельством дисгармонии внешнего и внутреннего в человеке, внешне представляя видимость гармонии. В то же время соблюдение этикета становилось значительным фактором формирования личности: привычка всегда и везде следовать правилам этикета становилась со временем настолько устойчивой, что отчасти восполняла недостатки морального сознания личности.

   Правила поведения, предписываемые различным  слоям населения, менялись с изменениями условий жизни и усложнением общественной структуры. Этикет помимо функции приведения поведения личности к некой приемлемой норме все в большей степени выполнял функцию сохранения и обозначения групповой (сословной, кастовой, профессиональной, региональной и т.п.) принадлежности. Знаки сословной принадлежности отражались в поведении, общении, одежде и закреплялись в правилах этикета.[17]

   В Средние века, например, этикет предписывал  представителям высших слоев общества (рыцарям, дворянам) соблюдение различных требований «кодекса чести» — документа, в котором требования этики и этикета сливались воедино. В зависимости от знатности рода рыцаря и наличия у него состояния предписывалось соблюдение различных правил и требований, которые усваивались чаще всего в процессе домашнего обучения. Знание этикета стояло в ряду таких важных требований, как воинские навыки, соблюдение верности сюзерену и т.п. Ряд требований этикета не соответствовал требованиям господствовавшей тогда христианской морали. Например, гордость, любовь к прекрасной даме, нетерпимость к оскорблениям, обязательность совершения ратных подвигов были обязательными для рыцаря и становились основой его славы, в то время как христианская мораль требовала смирения, всепрощения, отказа от гордыни и плотских удовольствий.

   Этикет  для дворянского сословия имел силу закона, и за нарушение его требований человека ждало наказание, вплоть до исключения из членов данного сообщества (удаление от королевского двора, ссылка и т.п.). Нарушение этикета при королевских дворах стало поводом для многочисленных дуэлей. Строгость этикета той эпохи объясняется во многом тем, он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества — родового или профессионального — и выступал в качестве знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков по происхождению и по духу. Жесты, форма приветствия и даже одежда определялись этикетом. Этикет предписывал длину шпаги мужчины и размеры турнюра или кринолина и длину шлейфа платья дамы, определял формы их общения друг с другом.

   Включая в себя много странностей (с современной  точки зрения), средневековый этикет все же закреплял и рациональное в поведении и взаимоотношениях людей. Он требовал от мужчины выполнения мелких услуг даме, которые она могла оказать себе сама. Однако это не всегда так. Например, французский придворный этикет требовал, чтобы платок, уроненный дамой, поднял мужчина. Казалось бы, поднять платок несложно для самой дамы. Однако придворная дама была, как правило, одета в тяжелое платье (в отдельные периоды весом около 40 — 50 кг), на корсете и специальном каркасе из металла или китового уса, поддерживающем форму юбки. Можно представить, что в таком наряде нагнуться и поднять оброненное было весьма затруднительно. Испанский этикет требовал, чтобы дама имела при себе веер, причем веер придворной дамы был солидных размеров, богато украшен и немало весил. Тем не менее веер был необходим не только потому, что в отсутствие вентиляции мог обеспечить приток свежего воздуха, но и потому, что в условиях католической Испании, где непосредственное общение мужчин и женщин было ограничено строгостью католической морали, веер приобрел значение необходимого инструмента для дополнительной знаковой системы. С его помощью можно было выказать расположение к поклоннику, назначить свидание или отказать во встрече, не произнеся приэтом ни слова и, значит, соблюдая требования официальной морали.

   Модели  поведения, закрепленные рыцарским  кодексом, постепенно проникали в другие слои общества, способствуя формированию нового типа общественных отношений, который до некоторой степени сохранен и до настоящего времени. Среднее сословие — буржуа — также выработало свои кодексы поведения, которые частично повторяли кодексы поведения знати, но отражали особенности жизнедеятельности представителей этого сословия. В частности, этикет ограничивал возможности проявления богатства буржуа. Даже если отдельные буржуазные семьи могли себе позволить с финансовой точки зрения одеваться и жить богаче многих знатных дворян и самого короля, этикет этого не допускал. Выглядеть богаче короля — значит оскорбить и унизить короля, а это небезопасно. Таким образом, этикет выполнял и еще одну свою функцию — защитную.

   Постепенно  правила этикета становились  все многочисленнее и сложнее, а  значит, труднее для запоминания  и усвоения. Сложность правил этикета требовала его записи в виде пособий, руководств, а также специального обучения этикету. Первый дошедший до нашего времени трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приема гостей, ведения беседы и т.п. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по правилам хорошего тона (этикету) для светских лиц, представителей различных сословий, однако основные правила этикета были обращены к придворным, членам высшего света. Для них этикет становился непреложными правилами игры, основной смысл которой состоял в том, чтобы уметь под маской светской учтивости и добродетельности тщательно скрывать свое подлинное «я», т.е. прятать содержание под формой, производя при этом на окружающих благоприятное впечатление, будучи предсказуемым и не нарушая привычного спокойного течения жизни.

   В Новое время этикет меняет свою смысловую  нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека еще более приятным и предсказуемым в обществе. Идеал поведения в этот период — невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности. Внешне же этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно манеры (фр. татеге — способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и манерность (утрированность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов).

   Значительно большее значение, чем ранее, приобретает  соответствие формы содержанию, т.е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, не только невозмутимый вид, но и невозмутимость, не только вежливость с людьми, но и уважение их достоинства как основа вежливости. Таким образом, в этот период предполагается, что поведение и внешний облик человека отражают, а не скрывают, как это было ранее, его духовный мир.

   В этот период большое значение в этикете  приобретают уважение к людям и на его основе вежливость с представителями всех сословий. Дж. Локк в своих размышлениях о воспитании («Письма о терпимости») пишет, что способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучать ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что чем больше им дано, тем они должны быть добрее, сострадательнее и мягче к своим собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, простодушие — льстивостью. Видно, что правила этикета в трактовке Дж. Локка в большей степени отражают принципы гуманизма, чем ранее. Принцип равенства постепенно становится одной из основ этикета.[15]

Информация о работе Этика и этикет в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние