Деловые конфликты и их разрешение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия конфликта и его разновидность, структуры конфликта, изучить причины и характер делового конфликта а также определить поведение в конфликтах и способами управления конфликтами.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Понятие конфликта. Его разновидность...........................................................5
Структура конфликта, этапы в процессе его протекания................................8
Причины и характер делового конфликта........................................................9
Поведение в конфликте. Управление конфликтом........................................11
Наука конфликтология и ее значение в постижении законов общения.......15
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы..............................

Работа состоит из  1 файл

Деловое общение.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)
 
 

по  дисциплине «Деловое общение» 

Тема: «Деловые конфликты и их разрешение» 
 

 

Содержание 

Введение...................................................................................................................3

  1. Понятие конфликта. Его разновидность...........................................................5
  2. Структура конфликта, этапы в процессе его протекания................................8
  3. Причины и характер делового конфликта........................................................9
  4. Поведение в конфликте. Управление конфликтом........................................11
  5. Наука конфликтология и ее значение в постижении законов общения.......15

Заключение.............................................................................................................18

Список  литературы................................................................................................21 

 

Введение 

     Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.

     Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл, нельзя их полностью  позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфликтах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических исследований.

     Проблема  конфликта охватывает все виды и  уровни отношений человека с объективной  действительностью. В связи с взрывным ростом конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозирования их возникновения и последствий.

     Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие общества, возникающее  между производительными силами и производственными отношениями  в рамках уходящей тоталитарной системы, является основным в противоборствах самых различных групп, работающих с представителями этой системы.

     Актуальность  данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации  на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрении понятия конфликта и его разновидность, структуры конфликта, изучить причины и характер делового конфликта а также определить поведение в конфликтах и способами управления конфликтами.

 

      1. Понятие конфликта. Его разновидность 

     Сегодня существует множество определений  понятия конфликта. Рассмотрим некоторые  из них. Само понятие конфликт берет  свое начало от латинского слова «conflictus» - столкновение. Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». [2, с. 62]

     Российские  конфликтологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. [3, с 54].

     Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике  отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. [4, с.111].

     В свою очередь Зельдович Б.З. предлагает такое его определение:

Конфликт  — противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов; связывается с противоречием или одним и его моментов — борьбой противоположностей.

     Один  из существенных признаков конфликта  — противоположность интересов, которые сопрягаются с ценностями и целями организации. Интересы — главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

     Существуют  четыре основных типа конфликта:

• внутриличностный конфликт;

• межличностный  конфликт;

• конфликт между личностью и группой;

• межгрупповой конфликт (рис. 1.1). 

     Рис. 1.1 Типы конфликтов.

     Внутриличностный  конфликт. Потенциальные дисфункциональные последствия этого типа аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы.

     Одна  из самых распространенных форм —  ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

     Внутриличностный  конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

     Исследования  показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой  уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

     Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.

     Межличностный конфликт может проявляться и  как столкновение личностей. Люди с  различными чертами характера, взглядами  и ценностями иногда просто не в  состоянии ладить друг с другом

     Конфликт  между личностью  и группой. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Даже если этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы организации, его или ее все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

     Аналогичный конфликт может возникнуть на почве  должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и снизить производительность труда.

     Межгрупповой  конфликт. Организации состоят из множества групп — как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

     Неформальные  группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

     Частым  примером межгруппового конфликта  служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной  персонал обычно более молодой и  образованный, чем линейный, при общении любит пользоваться довольно сложными техническими терминами. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении.

     Линейные  руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом.

     Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта.

     Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям, вместо того чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене. [6, с. 417]. 

     2. Структура конфликта,  этапы в процессе  его протекания 

     Несмотря  на специфику и многообразие, конфликты  имеют в целом общие стадии протекания:

     1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

     2) переход потенциального конфликта  в реальный или стадию осознания  участниками конфликта своих  верно или ложно понятых интересов;

     3) конфликтные действия;

     4) снятие или разрешение конфликта;

     5) послеконфликтную ситуацию, которая может быть функциональной (конструктивной) и дисфункциональной (разрушающей).

     Каждый  конфликт имеет также более или  менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

     Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

     Конфликт  предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

     И, наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

     Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры  конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную  ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, рас-ширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

     Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей  в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. [12, с. 267]  

3. Причины и характер  делового конфликта.

     Несомненно, для успешного разрешения конфликта  и для его профилактики необходимо в первую очередь выявить причины, как создавшие конфликтную ситуацию, так и грозящие ее созданием в будущем.

     Как мы заметили ранее, конфликт включает в себя присутствие противоположных  интересов. Само по себе это условие  не является необходимым или достаточным  для конфликта. Иногда он возникает даже тогда, когда нет противоположных интересов. Очевидно, что в таком случае многие факторы и условия способствуют его появлению. Можно выявить две основные их группы: факторы, относящиеся к структуре организации или ее функционированию, и к межличностным отношениям. [5, c.134]

Информация о работе Деловые конфликты и их разрешение