Участие Ирландской Республики в европейской интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление основных механизмов и предпосылок участия Ирландской республики в Европейской интеграции. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1) рассмотрение истории Ирландии от процесса вступления в ЕЭС до наших дней с точки зрения эффективности использования открывшихся в рамках единого рынка перспектив;
2)рассмотрение основных направлений внешней политики Ирландии в контексте европейской интеграции, определение их взаимосвязи с модернизацией самосознания ирландцев

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПЕЧАТЬ.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Приступая к работе в качестве председателя Евросоюза, премьер-министр Ирландской Республики Берти Ахерн рассказал  в выступлении на конференции, посвященной  приоритетам председательства, о  том, какими хочет видеть Ирландия основные направления этой деятельности. Прежде всего было отмечено, что «самым впечатляющим» событием в ближайшем будущем является именно расширение. Важнейшими целями ирландского председательства было объявлено экономическое развитие ЕС, придание нового импульса лиссабонскому процессу. В списке приоритетов — устойчивое развитие и рост занятости. В одном из интервью сам Б. Ахерн указал специфические шаги, которые предлагала Ирландия для реализации Лиссабонской повестки. А именно: проведение широких структурных реформ для достижения устойчивого роста и создания во всей Европе большего числа рабочих мест; фокусирование повестки дня Европейского совета на небольшом числе ключевых вопросов; обеспечение устойчивого роста путем постоянного расширения инвестиций в человеческий капитал; поддержание высокой конкурентоспособности, чтобы обеспечить и сохранять в ЕС высокий уровень занятости; совершенствование внутреннего рынка, особенно в сфере услуг, для устранения барьеров на пути расширения деловой активности. Ирландия наряду с Великобританией, Люксембургом и Нидерландами выдвинула инициативу: сделать этот круг вопросов приоритетным на период 2004–2005 годов. Далее в докладе была декларирована важность обеспечения безопасности в Союзе как от внешних, так и от внутренних криминальных угроз. Традиционный нейтралитет оказался совмещен с планами создания эффективной системы противодействия угрозам миру и безопасности, которые представлены терроризмом и распространением ОМП, и в связи с этим сделать вклад в реформу ООН. В связи с этим заявлялось, о приверженности ЕС тому, чтобы поддерживать идею эффективной многосторонней системы, в центре которой должна находиться сильная ООН. Ахерн также заметил, что «в период председательства мы особенно сосредоточимся на… создании в государствах, примыкающих к новым границам союза, зоны политической стабильности и экономического роста»5. Отношения ЕС и США объявлены «важным элементом политики треугольника сил». Вместе с другим сторонами — «твердой приверженности ООН и эффективной единой внешней политики и политики безопасности ЕС». По поводу реформы ООН и роли, которую мог бы сыграть Европейский Союз в этой реформе, ирландский министр иностранных дел Брайан Коуэн говорит так: «Есть необходимость в том, чтобы в особенности после разногласий, вызванных отношением к иракской проблеме, продемонстрировать: международная система коллективной безопасности работает. Как страна­председатель мы хотим всем весом Европейского союза поддержать усилия генерального секретаря ООН Кофи Аннана, стремящегося сделать совместные действия более эффективными. Европейцы становятся все более готовыми взять на себя глобальную ответственность. Главным элементом европейской стратегии безопасности служит основанный на правилах международный порядок, в центре которого — ООН. В период председательства вступит в силу подписанная в сентябре прошлого года совместная декларация по сотрудничеству в области управления кризисами. Идет работа над созданием сил быстрого реагирования ЕС, которые смогут стать эффективным орудием в руках ООН, как это продемонстрировала операция “Артемис” (миротворческая операция в Конго). ЕС также будет продолжать поддерживать работу созданной генсеком ООН группы высокопоставленных экспертов по угрозам, вызовам и переменам, которая должна выработать рекомендации по более результативным совместным действиям. Мы как странапредседатель будем координировать осуществление вклада союза в эту работу»6. Одним из важных направлений внешнеполитической деятельности ЕС является трансатлантическое сотрудничество. Далее Б. Коуэн напомнил, что хотя некоторые расхождения «несколько осложнили отношения, важно помнить, что во многих сферах мы плодотворно сотрудничаем». Стратегическая цель ирландского председательства, по словам министра иностранных дел, состояла в том, чтобы восстановить стабильность в этих отношениях. «Экономически ЕС и США — важнейшие партнеры друг для друга с самым большим в мире объемом двусторонней торговли. У них самые значительные в мире двусторонние инвестиционные отношения, в сумме с торговлей достигающие 2 триллионов евро. Доля каждого из партнеров в общем объеме торговли другого доходит до 25 процентов. Важно отметить также, что компании ЕС и США вкладывают в экономики друг друга значительно больше, чем в любой другой стране мира. Будучи крупнейшими игроками мировой торговли, они обречены иметь политически и экономически весомую повестку дня сотрудничества как на двустороннем уровне, так и в рамках ВТО». Возможность принятия в ЕС Болгарии и Румынии оценивается официальной Ирландией положительно: «Ирландия полностью поддерживает точку зрения Европейского совета на то, что Болгария и Румыния — это неотъемлемая часть той группы из 10 государств, уже вошедших в союз. В период своего председательства мы будем тесно сотрудничать с обеими этими странами, ведя переговоры с целью завершить их в 2004 году, если кандидаты будут готовы. Это соответствует четкому политическому мандату, выданному Европейским советом в декабре прошлого года. Это откроет путь для подписания договора о вступлении в 2005 году и принятия Болгарии и Румынии в Союз в 2007 году. У Ирландии прекрасные двусторонние отношения с обеими странами, и она окажет содействие их официальным лицам в период подготовки к вступлению»7. По поводу Турции Коуэн отозвался сдержанно, но отметил, что одобряет «прогресс, которого за последние два года Турция добилась в проведении правозащитных реформ. Важнейшим элементом, способным повлиять в декабре на решение Европейского совета, станет то, насколько эффективно эти законодательные реформы будут проводиться в жизнь на всех уровнях власти».

Среди прочих проблем, за непринятием в 2003 году конституции, последовали тенденции  к складыванию «двухскоростной  Европы», создания ядра более интегрированных  стран. В связи с этим председатель Европейской комиссии Романо Проди  заявил в Дублине в начале января, что это складывание неизбежно. Однако премьер-министр Ирландии Берти Ахерн отмежевался от этой позиции, призвав страны-участницы «двигаться вместе». Его позиция как председательствующего в ЕС понятна: он должен обеспечивать единство.

      Однако, хотя официальные лица и заинтересованы в продолжении европейской интеграции, население Ирландии проявляло определенное несогласие с проводимыми реформами. 8 июня 2001 года в республике прошел референдум по поводу ратификации Договора Ниццы, открывающего путь к реформам и расширению Европейского союза. Результат был следующим: 53,87% пришедших на избирательные участки ирландцев проголосовали против договора и 46,13% поддержали его.8Не последнюю роль в провале референдума сыграли экономические мотивы, такие как уменьшение помощи Ирландии со стороны ЕС, которая после расширения будет направляться экономически более слабым восточноевропейским государствам. Существовали опасения, что Чехия или Литва могут оказаться более привлекательными для иностранных капиталовложений, чем Ирландия. Также высказывались претензии к «большому скачку» численности государств ЕС.

19 октября  2002 года в Ирландии состоялся  новый референдум. Голоса на нем  разделились так: 63% за и 37% против  Договора Ниццы. Таким образом, референдум не стал серьезным препятствием для расширения.

Помимо  этих еще не оправдавшихся страхов, в Ирландии произошло значительное удорожание жизни9. Впрочем, ответственность за это несет не столько введение единой валюты, сколько экономическая политика самого государства и значительное увеличение благосостояния граждан Ирландии, хотя в обществе потребителей начались размышления о влиянии евро на рост цен.В итоге во время председательства Ирландии в Евросоюзе произошло следующее. Был назначен новый председатель Европейской комиссии – Жозе Мануэль Дюро Баррозо. По словам Б. Ахерна, нельзя было найти лучшего кандидата: «он человек, который готов вести и способен принимать решения».

На межправительственной конференции 18 июня было достигнуто соглашение по конституции.Во время шестимесячного председательства Ирландия официально принимала десять новых членов в Европейский союз. Однако в связи с расширением некоторые экономически развитые страны Евросоюза опасаются бесконтрольного притока иммигрантов из числа новых европейцев. Поэтому целый ряд государств, в том числе Великобритания и Ирландия, вводят пока определенные ограничения для свободного перемещения рабочей силы из новых стран.

В период ирландского управления началась начальная  фаза переговоров о будущем финансировании союза с 2007 по 2013 год.Был достигнут прогресс в учреждении Европейского агентства по управлению границами, важной мере в борьбе с нелегальной иммиграцией. 

      Одним из наиболее сложных для Ирландии вопросов было политическое сотрудничество, особенно в сфере безопасности. Дело в том, что конституция страны прямо запрещает любое ограничение прав ирландского правительства в области внешней политики. Политика нейтралитета и неучастия в каких бы то ни было военно-политических альянсах глубоко укоренилась в общественном сознании и политической культуре ирландцев. Поэтому, начиная с референдума 1972 года, обсуждение этого аспекта интеграции проходило с большими сложностями. Обосновывая целесообразность ратификации Маастрихтского договора, ирландское правительство делало упор на том, что общая внешняя политика и политика безопасности строится исключительно на межправительственной основе, причем в договоре прямо говорится о том, что он не ставит под вопрос особый характер политики безопасности и обороны некоторых государств-членов. Этот довод был принят политическими партиями и общественностью Ирландии.

      Выступая за укрепление политического единства Европы, Ирландия вместе с тем отказывается принимать участие в военной интеграции ЕС. Центральным аргументом является то, что политика в области обороны определяется возглавляемым США блоком НАТО, тогда как Ирландия в качестве условия ее подключения к совместным военным усилиям выдвигает их сугубо европейский характер. В целом правительство исходит из того, что в будущем при решении вопроса о выводе американских ядерных сил из Европы Ирландия возьмет на себя обязательства по участию в оборонной политике на континенте.10

Тем не менее, в практических вопросах наблюдалась  определенная эволюция. Республика, в частности, приняла статус наблюдателя в Западноевропейском союзе и стала регулярно участвовать в заседаниях его руководящих органов.

Ирландия  поддерживала идею коммунитаризации политики иммиграции, выдачи виз и предоставления убежища. Однако в силу своего географического и политического положения она была вынуждена воспользоваться исключением и не участвовать в соответствующих разделах договора. Дело в том, что Великобритания решила сохранить национальный контроль на своих границах. Это поставило Ирландию перед выбором. Она могла либо сохранить свободу движения людей в рамках «общей зоны путешествий» с Великобританией, либо пожертвовать этой свободой и присоединиться к шенгенской зоне. С учетом своей специфики, в частности проблемы Северной Ирландии, Дублин избрал первый вариант. Особое положение Ирландии и Великобритании в области свободного передвижения людей было зафиксировано в двух специальных протоколах к Амстердамскому договору. Впрочем, хотя пока и не идет речи о полном вхождении этих стран в Шенгенское соглашение, они сохраняют возможность присоединиться к нему в любое время.

  

Лиссабонский  договор 

Договор о внесении изменений в Договор  о Европейском союзе и Договор  об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный  как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван  заложить основы функционирования Евросоюза  на ближайшие 15 — 20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда  страны-члены должны будут провести процесс его ратификации (2008 г.). Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения необходима поддержка 3/5 Парламента, а в случае с Ирландией еще и поддержка населением страны на референдуме.

Изначально  Лиссабонский договор назывался Договором о реформах. Он призван заменить собой проект Европейской конституции после его провала на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Лиссабонское  соглашение предусматривает создание поста президента Евросоюза, которого руководители стран Старого Света будут выбирать из числа своих нынешних или бывших коллег.

Первоначально ирландцы отклонили этот документ. Противники Лиссабонского договора опасались, что принятие этого закона приведет к сокращению суверенитета страны, повышению налогов, проблемам в сфере торговли. Стоит также отметить непопулярность в Ирландии комиссара ЕС по вопросам торговли Питера Мэндельсона (Peter Mandelson), которая отчасти объясняет большое количество готовых сказать "нет" Лиссабонскому договору. Так, его фотография была напечатана на листовках, призывающих не голосовать за принятие закона. 11Однако по прошествии 18 месяцев в стране сформировался лагерь «Да». В него вошли все крупнейшие политические партии и видные представители ирландского истеблишмента. Сторонники Лиссабонского договора убеждали избирателей, что если они снова заблокируют Лиссабонское соглашение, то страна окажется на политической окраине Европы. Успех агитации был замечен еще до проведения повторного референдума. Опросы общественного мнения выявили, что количество ирландцев, которые согласились с ратификацией, составит около 60%.

     За несколько часов до объявления исхода плебисцита премьер-министр Ирландии Брайн Коуэн заявил, что уверен в положительном результате. «Сегодня ирландский народ высказался ясно и громко, - сказал он. - Это прекрасный день для Ирландии, это прекрасный день для Европы».

     С 12 июня 2008-го ирландцы обдумывали свое отношение к новой конституции Европы. Власти Ирландской Республики согласились на проведение повторного референдума по Лиссабонскому соглашению после получения гарантий выполнения своих требований. Основными вопросами, требующими обсуждения, стали вопросы военного нейтралитета, законодательства по абортам и налогообложения.

После разрешения всех разногласий, основные партии страны присоединились к акции «Да». Исключением стала националистическая Шинн Фейн, считающая, что непринятие Лиссабонского договора сделает Европейский союз более демократической организацией. Всего в Ирландии зарегистрировано 3 миллиона избирателей. В Дублине была зарегистрирована 44-процентная явка.    

      Разворот на 180 градусов спустя всего 17 месяцев после скандального провала голосования по Лиссабонскому договору - пакету реформ, направленных на реформирование системы управления Евросоюза, жители Ирландии, как и в прошлый раз, сделали совершенно осознанно. Итоги референдума действительно весьма показательны: 41 из 43 избирательных округов поддержал проект реформирования ЕС.

     Ни для кого не секрет, что одним из самых серьезных аргументов для ирландцев сказать "да" Лиссабонскому договору стал экономический кризис, который самым серьезным образом подточил материальное благополучие Евросоюза. Похоже, испытывать судьбу и продолжать выторговывать себе "бонусы" в непростых экономических условиях ирландцы посчитали рискованным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Отношение    общественности   и   официальных   кругов   Ирландии   к нахождению   страны   в   составе   ЕС 

    Центральной европейской проблемой для Ирландии является общеевропейский договор, который долгое время не мог быть принят по причине его торможения на разных этапах. В общеевропейских делах основными задачами для Ирландии являются «продвижение и защита ирландских интересов в сердце Европейского союза, который продолжает эволюционировать и расти»12

   Понимание проблем, связанных с европейской интеграцией в самой Ирландии, носит, в известной степени, информационный характер. Поэтому правительство Ирландской республики провело ряд мероприятий, имеющих просветительское назначение. Так, для «углубления общественного понимания и увеличения общественной поддержки ирландского участия в Союзе» предполагалось более широко разъяснять позицию правительства и цели принимаемых на общеевропейском уровне актов для успешной ратификации договора и беспрепятственного продвижения по пути интеграции, а также усилить информационную политику в вопросе освещения ирландской роли в ЕС и обоснованности продолжения участия в Союзе для будущего ирландского развития .

Информация о работе Участие Ирландской Республики в европейской интеграции