Тенденции развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

     Современное положение России во внешней торговле, с моей точки зрения, не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам. Мощная природно-ресурсная база, имеющая мировое значение, сохранившийся несмотря на существенные потери производственный, научно-технический и технологический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров во всех основных сферах деятельности — эффективное использование всех этих факторов стало основой выхода России из кризисной ситуации 90-х гг. и перехода к динамическому экономическому росту в XXI в.

   Основными зарубежными партнерами России являются страны СНГ. Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии.

      Из  опыта СНГ выросло и несколько  продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно на основе совпадающих интересов сторон развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью.

      Также крупнейшим партнером является Европейский союз. Наш постоянный диалог с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов. Совместная реализация нами концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития.

      Особое  значение для России и для всей международной системы имеют отношения с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. И Россия готова предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи.

     Анализ роли внешней торговли  в экономике России показал,  что внешняя торговля заметно влияет на макроэкономику и в то же время на внешнюю торговлю значительное влияние оказывают основные макроэкономические показатели. Положительные изменения в динамике экономического развития во многом связаны с благоприятными внешними факторами. Экспортные поставки следует рассматривать, во-первых, как важную составляющую доходной части бюджета, поддержания платёжеспособного спроса населения и удовлетворения им жизненных потребностей в питании, одежде, жилищном строительстве. Во-вторых, экспортная выручка выступает источником формирования инвестиционных фондов на предприятиях-экспортёрах, создания новых рабочих мест, повышая занятость населения. 

       Как показывает анализ современной  структуры российского импорта,  она достаточно далека от оптимальной. Пока наш импорт чётко ориентирован на удовлетворение текущих потребительских нужд. Значительное место в нём занимают продовольствие и сельскохозяйственное сырьё, алкогольные и другие напитки, сигареты, медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытовая техника и изделия лёгкой промышленности.

            Мировая торговля является в  настоящее время сферой обмена  преимущественно готовыми изделиями:  на них падает около 80% мирового  экспорта. У России соответствующий  показатель составляет примерно 40%, то есть вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% – на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной – примерно 2%. В российском импорте непомерно высока для страны доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья (примерно 1/5), в то время как 11% самодеятельного населения заняты в сельском хозяйстве.

     Анализ географической структуры внешней торговли показал, что основным направлением внешней торговли России остаётся европейский континент. В отраслевой структуре внешней торговли РФ преобладают «старые» члены ЕС.

       Важное место в российской  внешней торговле занимают государства СНГ. Основными торговыми партнёрами России среди стран СНГ продолжают оставаться Белоруссия, Украина и Казахстан, на долю которых приходится 90% от общего объёма товарооборота с этими государствами.  

   Причём  по объёму товарооборота Белоруссия в настоящее время занимает 2 место, после Германии, среди государств дальнего и ближнего зарубежья, а Украина входит в первую десятку торговых партнёров России.

       Важными экономическими партнёрами  России становятся динамично  развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди них Китай, Япония, США.

   В повышении эффективности внешней  торговли важная роль принадлежит государственному и международному регулированию  внешнеторговых связей. В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным методам.  

   Фактически  это означает проведение политики селективного протекционизма, что находит отражение  в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

       Эффективность внешней торговли  определяется принятыми в этой  области законами. Например, обеспечение  благоприятных условий для ВТД и защита экономических и политических интересов нашего государства достигается с помощью ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который был принят 21 ноября 2003 г. С 1 января 2004 г. таможенные органы начали работать на основе нового таможенного кодекса (ТК РФ). Валютное регулирование осуществляется на основе ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 27 февраля 2003 г.

       Продолжавшийся долгие годы процесс формирования на пространстве ЕврАзЭС Таможенного союза завершился 27 ноября 2009 г.  в Минске, где Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали соответствующие документы. С 1 января 2010 года вводится в действие единый таможенный тариф, а полномочия по его формированию передаются наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. А с 1 июля 2010 года начала функционировать единая таможенная территория трех государств.

     Впрочем, Таможенный союз - это только первый шаг к более крупному экономическому объединению на постсоветском пространстве. Шаг к Единому экономическому пространству.

       Автор считает, что последовательное  проведение конкретной и главное,  реалистичной политики постепенного  замещения импортных товаров  отечественными может стать важнейшим  средством восстановления реального сектора экономики нашей страны.

  Итак, в Российской Федерации в обозримом будущем (2010-2015 годы) независимо от развития кризиса или выхода из него будет обеспечена надежность национальной валюты, положительное сальдо внешней торговли, устойчивость государственных финансов и другие факторы макроэкономической стабильности. Кризис в обрабатывающей промышленности скорее всего примет форму длительной стагнации, а локомотивом экономики по-прежнему будут являться «сырьевые» отрасли.

Наличие сырьевых ресурсов создает широкие  возможности для финансирования инвестиций, образования и в конечном счете — для экономического роста. Вместе с тем нестабильность цен  на ресурсы может вызвать волатильность  макроэкономических показателей, что  отрицательно сказывается на инвестиционной активности (в том числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.

     Чтобы решить эти проблемы, нам необходимо обеспечить диверсификацию своей экономики с помощью ряда стратегий: прямые инвестиции в избранные несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру и сферу образования в интересах развития всех   несырьевых отраслей; перераспределение бюджетных доходов для более равномерного доступа населения к ресурсному богатству; развитие финансовой системы и превращение ее в эффективно действующего посредника по привлечению средств, полученных от продажи сырья и из других источников, во все отрасли экономики. Существуют и внешние побудительные мотивы для улучшения качества институтов, например Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях, а также антикоррупционное законодательство, действующее на родине иностранных компаний и определяющее их поведение в странах — получателях. Процесс создания институтов в богатых ресурсами странах скорее всего будет долгим и трудным, но хочется надеяться — успешным.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 08.12.2003 N 164-ФЗ). http://nalog.consultant.ru/doc45397.html

2. Басовский Л.Е. Мировая экономика. - М.: Инфра-М, 2009. - 208 с.

3. Современный экономический словарь/ Под ред. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.

4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2004. - 478 с.

5. Горяинова Л.В. История экономических учений. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. - 143 с.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Политиздат, 1962. - 423 с.

7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 2004. - 158 с.

8. Международная экономика / Под ред. Гоголев Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. М.: КНОРУС, 2005. - 304 с.

9.Портер  М. Международная конкуренция. - М., 1993. – 149 с.

10.Холопов  А.В. Международная экономика. М.: РОССПЭН, 2005. -312 с.

11.Шуркалина  А.К., Цыпина Н.С. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. М.: Логос, 2006. - 248 с.

12.Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник.  М.:ИНФРА-М, 2009. - 496 с.

13.Евдокимов  А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2003. - 552 с.

14.Смитенко  Б. Внешнеэкономическая деятельность. 3-е изд. М., 2006. -304с.

15.Об  итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993-2003 гг // Внешняя торговля, 2004. № 9. - С. 59-75.

16.Воинов  Ю.Россия-Польша: в интересах взаимной выгоды // Внешняя торговля, 2004. №10. - С. 8- 21.

17.Ежегодное  Послание Президента РФ Федеральному  Собранию в 2009 году от 13 ноября 2009 года. http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html

18.Оболенский  В.П. О некоторых проблемах развития торгово – экономических отношений России с ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - №12. –С. 34-37

19. Дынкин А. Мировая жкономика:прогноз до 2020 г. - М. : 2007. – 234 с.

20.Ежегодное  Послание Президента РФ Федеральному  Собранию в 2006 году от 10 мая  2006 года // Кремлевские новости. 2006. №12. - С. 45 - 58

21.Б.  Болотин. Мировая экономика за 100 лет // МЭиМО, 2001. №9. – 125 с.                                    

22.http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=trade.htm

23.Оболенский В.П. Внешняя торговля и промышленность России в условиях повышения мировых цен на нефть // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. - №2. – С. 3.

24.Крюков  В., Петров Н. Динамика экспорта  // Экономист. 2003. № 4. - С. 76 – 81

25.Внешнеторговый  оборот России.  http://tassgraphics.ru/item?id=17980&categoryID=18

26.Мировая  экономика и внешнеэкономическая  деятельность / Под ред. В.Д. Белоусова,  А.А. Нестерова. Самара.,2009.-378 с.

27. Экспорт-импорт России важнеиших товаров. http://www.customs.ru/ru/stats/ekspress/detail.php?id286=6560

28. Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2010/MERT_NEW201002261853/MERT NEW201002261853_p_008.htm

29. Международные экономические отношения / Под ред. А. Е. Стровского. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. - 304 с.

Информация о работе Тенденции развития внешней торговли России