Тенденции развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

     Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательство в отбор отраслей межгосударственной специализации, предоставив его «невидимой руке конкуренции».

     Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в другой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность или укрепить обороноспособность страны. 

     Доктрина  «сравнительных преимуществ» Д. Рикардо

    Дальнейшее  развитие теории международного разделения труда связано с именем Д. Рикардо, которому удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А. Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Даже страны, имеющие абсолютные более высокие уровни издержек производства по обоим товарам, могут выиграть от торгового обмена.

    Доктриной сравнительных преимуществ часто  руководствуются и в других ситуациях, не только при анализе результатов внешней торговли. Фирме или отдельному лицу целесообразно специализироваться на тех видах деятельности, где они обладают сравнительными преимуществами, приобретая остальное путем обмена.

    Таким образом, свободная торговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующее преимущество: позволяет каждой стране потреблять необходимое количество товаров, минимизируя реальные расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.

    Однако  здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обмен происходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться друг с другом. Д. Рикардо удалось доказать и то, что отмеченное преимущество сохранится, если учитывается и обменный курс национальной валюты. В данном случае вероятен факт несбалансированности экспортно-импортных платежей. Подобное неравновесие компенсируется путем изменения курса валют или корректировки всех цен в какой-либо стране. Общий итог действия на практике доктрины сравнительных преимуществ остается неизменным.

    В соответствии с доктриной устанавливается, что торговля осуществляется за счет использования преимуществ в отношении условий производства. Однако при этом не определяется, какие конкретные количества товаров будут обмениваться.

    После установления соотношения между ценами на экспортируемые и импортируемые товары следует ввести такое понятие, как «условия торговли» (terms of trade). Для определения условий вводится индекс, рассчитываемый по формуле 1.1 [7, с. 85]:      

    индекс  условий торговли = индекс экспортных цен · 100 = Эи · 100    (1.1)

                                                    индекс импортных цен         Ии

    Рост  величины индекса, например, со 100 до 105 свидетельствует об улучшении условий  торговли, т.е. меньшее количество экспорта потребуется для того, чтобы оплатить данное количество импорта. Все страны стремятся улучшить условия торговли, т.е. добиться более благоприятного соотношения цен на импортируемые и экспортируемые товары.

    На  практике условия торговли будут  зависеть, во-первых, от изменения спроса на отдельные товары в соответствии с колебаниями цен. Производители товаров (например, поставщики нефти и нефтепродуктов), спрос на которые остается практически неизменным, несмотря на изменение цен, будут, очевидно, иметь преимущество.

    Во-вторых, условия торговли взаимосвязаны  с «эластичностью» поставок или производства. В тех случаях, когда поставщики или производители товара быстро реагируют на изменение цен на данный продукт, страна-экспортер вряд ли существенно выиграет от увеличения потребности в данном товаре. Примером товаров подобного рода могут быть машины и оборудование, производство которых гибко реагирует на спрос.

    Наконец, в-третьих, условия торговли изменяются в зависимости от изменений условий  производства или потребления товара. Для производителей сахарного тростника, например, негативным моментом выступило снижение мирового производства сахара, изготавливаемого из сахарного тростника, в связи с увеличением производства свекольного сахара.

    В 50-70-е годы ХХ века среди экономистов широко распространялось мнение об ухудшении условий торговли стран, менее развитых, специализирующихся на экспорте первичных сырьевых товаров, и, наоборот, об улучшении условий торговли стран, специализирующихся на производстве готовых изделий [8, c. 145].

    Индекс  условий торговли дает информацию, характеризующую положение страны в мировой торговле, но он имеет ряд недостатков. Важнейший из них заключается в том, что, свидетельствуя об общем улучшении условий, этот показатель не учитывает количества проданного товара. Другими словами, наряду с улучшением условий торговли может ухудшаться платежный баланс из-за сокращения объема экспортируемых товаров и, наоборот, из-за увеличения объема импортируемых товаров.

Теория  конкурентных преимуществ М.Портера

  Одна  из общих проблем теорий внешней  торговли - совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию "международной конкурентоспособности наций" [9, c. 9].

  Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоянные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.

  М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис. 1.1). 

  

 

  Рис. 1.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны /9, c. 127/

  Эти детерминанты, каждый в отдельности  и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.

  Страны  добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда  в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя  перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.

  Преимущество  по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.

   М. Портер - сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том  числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).

   Второй  компонент - спрос - определяющий для  развития фирмы. При этом состояние  внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

   Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.

   В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость -важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки - негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в     90- х годах ХХ в.

    По  теории конкурентной экономической  политики М. Портера, изложенной в работе "Конкурентные преимуществе наций" (1990 г.), факторы мировой конкурентоспособности намного шире факторов эффективного производства товаров [9, c. 125]. 

    Можно говорить о выделении трех стадий конкурентного производства товаров (рис. 1.2):

    1) фактороинтенсивной;

    2) инвестиционно-активной;

    3) инновационо-активной.

    Фактороинтенсивная  экономика     --->     Инвестиционно-активная экономика     --->     Инновационно-активная экономика
     
    Стоимость первичных факторов производства           Эффективность использования факторов производства           Уникальность  товаров и услуг

    Рис. 1.2. Стадии экономического развития (по М. Портеру) /9, c. 129/

     В основе разделения стран по стадиям  экономического развития лежит модель трех стадий экономического роста, предложенная М. Портером, которая объясняет причинно-следственную зависимость между конкурентоспособностью компаний в стране и уровнем развития этой страны. Модель содержит три стадии экономического развития, характеризующие процесс поступательного развития экономики, в котором бизнес-среда страны способствует появлению сложных и прогрессивных форм конкуренции компаний на внутреннем рынке. Таким образом, компании различных стран конкурируют между собой внутри своей страны по-разному, в силу различных уровней экономического состояния бизнессреды, в которой они находятся. По мере экономического развития страны повышается и ее конкурентоспособность.

     В первой стадии преобладающего влияния  базовых экономических факторов такие факторы, как дешевая рабочая  сила или неистощенные запасы природных сырьевых ресурсов, играют основную роль в определении конкурентоспособности страны. Компании производят товары широкого потребления или другие несложные продукты. При этом технологии импортируются, ввозятся иностранными производителями или имитируются. Страны, которые находятся на первой стадии, особо чувствительны к фазам развития мировой экономики, ценам на предметы первой необходимости и колебаниям курсов валют. К таким странам, например, относятся Китай, Монголия, Чад.

     На  второй стадии эффективность производства стандартных продуктов и услуг становится преобладающим фактором в достижении конкурентоспособности стран. Большие инвестиции в создание эффективной инфраструктуры, правительственные структуры, содействующие развитию бизнеса, доступность заемного капитала — все это помогает наращиванию производительности. Производимые в стране продукты и услуги становятся более совершенными, но технологии по-прежнему в основном импортируются. Такие страны подвержены высокому риску финансовых кризисов в целом и кризисам в отдельных отраслях. Россия, например, находится на второй стадии.

     На  третьей стадии основным фактором конкурентоспособности  является способность создания инновационных  продуктов и услуг с использованием наиболее передовых технологий. Все составные части бизнес-среды этих стран хорошо развиты. Такие страны характеризуются совокупностью сильных отраслей,  для которой не существует предела развития. Институты и механизмы, обеспечивающие инновационные процессы, работают очень эффективно. Компании конкурируют в области обладания уникальными технологиями. Сфера сервиса в странах с преобладанием инновационных предложений имеет очень большую долю в экономике, а в целом такие страны более устойчивы к нестабильности экономической среды и кризисам. На третьей стадии находятся, например, страны Скандинавии, США, Германия, Швеция.

Информация о работе Тенденции развития внешней торговли России