Стратегии транснациональных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Поэтому целью моей работы является изучение рыночных стратегий ТНК, механизмов их действия, выявление характерных черт для той или иной стратегии. Данный анализ позволит выявить закономерности (или их отсутствие) для каждой из стратегий.

Содержание

Введение____________________________________________________________________2
Глава 1. Понятие ,сущность и роль ТНК. Роль транснациональных компаний в современной мировой экономике________________________________________________4
1.1. Понятие, сущность и виды ТНК______________________________________________4
1.2. Конкурентоспособность ТНК________________________________________________8
Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК____________________________ 11

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки_______________14

2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК________18

Глава 3. Российские ТНК на мировом рынке_____________________________________22

3.1 Формирование ТНК в России_______________________________________________22

3.2 Основные стратегии российских ТНК по завоеванию рынков____________________24

Заключение________________________________________________________________28

Список используемой литературы____________________________________________29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ЧерезовойК_330_3.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

     Более того, внутри компаний действуют так называемые трансфертные цены, разительно отличающиеся от рыночных и обеспечивающие каждому звену ТНК устойчивые конкурентные преимущества. Для контроля таких цен и противостояния их разрушительным последствиям у властей развивающихся стран обычно нет квалифицированных специалистов, а в целом ряде случаев – даже простых юридических прав (что особенно касается оффшорных зон). 
На современном этапе, обладая огромным потенциалом единой собственности, ТНК имеют реальную возможность сосредоточить абсолютную управленческую власть и диктовать условия, выгодные для реализации своих стратегий как внутри корпорации, так и в ее дочерних объединениях. Чем менее развит рынок и более новая техника, тем сильнее позиции ТНК. Способность производить новейшую продукцию, когда ее технология либо слишком сложна, либо защищена патентами, укрепляет ТНК в их переговорах с правительством при заключении различных сделок. Без них практически невозможно закрепление на важнейших мировых рынках. Опыт показывает, что ТНК нередко являются существенным, а порой и единственным проводником национальных компаний на мировые рынки.

     В основе же торговли различных ТНК между собой и с другими компаниями все чаще лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные производственные связи на базе соответствующих союзов. ТНК незаменимы, когда речь идет о реализации крупных проектов, распространении масштабных инноваций. Они доводят инновации до коммерческого продукта, стремясь опередить конкурентов, создать и закрепить за собой новые рынки и воспользоваться, по крайней мере, временными преимуществами пионеров новых технологий по всему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Сущность и основные формы стратегий ТНК

2.1 Основные формы стратегий выхода ТНК на международные рынки.

    Для современного этапа развития  мирового хозяйства характерно  нарастание активности крупных  зарубежных компаний, деятельность  которых обусловливает увеличение  масштабов глобализации и активизацию  интеграционных процессов. Устойчивость подобных компаний к воздействию нестабильной в условиях глобализации макросреды является источником их конкурентного преимущества. Поэтому изучение стратегий их развития крайне важно. 

      Каждая ТНК начинала свою деятельность как обычная компания, которая действует в одной отрасли на внутреннем рынке. В этот период она использовала преимущественно внутриотраслевые стратегии, но конкуренция и стремление к расширению экономической власти толкали ее к освоению других отраслей. Корпорация диверсифицировала и приобретала черты конгломерата, однако ее отделения и филиалы оставались пока в одной стране. Наконец, дальнейшее развитие крупной корпорации обычно связано с использованием преимуществ транснационализации и ПИИ - стратегий. На этом этапе корпорация становится транснациональной и использует стратегии интернационализации. На внутреннем рынке она продолжает использовать внутриотраслевые стратегии и стратегии деятельности компаний, ТНК использует весь спектр корпоративных стратегий - от внутриотраслевых до транснациональных. Прежде всего, на выработку стратегий влияет конкурентная среда, в которой действует компания. Рассмотрим некоторые из целей компании. Первая группа мер направлена на завоевание и отстаивание своей доли рынка, связана с повышением операционной эффективности. Здесь основную роль играет ценовая конкуренция. Компания всеми способами пытается снизить цену реализации своей продукции и тем самым расширить свою долю рынка и потеснить конкурентов в данном сегменте рынка. Для этого она расширяет свое производство, используя эффект масштаба для уменьшения себестоимости, провидит оптимизацию своей внутренней организации, ведет поиск лучших поставщиков и наиболее выгодных каналов сбыта. Она проводит технологические инновации для уменьшения себестоимости и увеличения выпуска продукции. То есть, исходя из вышесказанного можно дать следующее определение стратегии корпорации. 

       Стратегия корпорации — это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях.

        Цель стратегических действий – обеспечение успешного развития компании в новых условия производственной и коммерческой деятельности, изменившихся социально-экономических условиях.13

       Стратегии развития ТНК основаны  на концентрации ресурсов (маркетинг, разработка услуг, повышающих лояльность потребителя и стоимость продукта, НИОКР) в сфере собственных стратегических преимуществ.

    Принято выделять четыре вида стратегий, связанных с территориальной экспансией организации на международные рынки:

  1. Множественно-национальная стратегия (multidomestic strategy)

       Компания, преследующая множественно-национальную стратегию, подстраивает продукты под потребности покупателей каждой страны, в которой она функционирует. Организация переносит в зарубежные страны основные возможности, которых достигла «дома» и учреждает полную собственность на иностранные подразделения. Стратегический контроль децентрализован между иностранными подразделениями, которые функционируют автономно и развивают их собственный набор видов деятельности. Производство, проектно-конструкторские работы, проектирование продукта, маркетинг находятся за рубежом. Размещаясь зарубежом, организация преследует цель получения ресурсов и навыков, существующих в этих странах. Иностранные подразделения получают преимущество над местными конкурентами от дифференциации, связанной с возможностью комбинирования конкурентных преимуществ на месте базирования со знаниями, полученными от основной организации. Однако, основная организация часто может предложить своим иностранным филиалам только финансовые ресурсы. Потому что отечественные и иностранные подразделения автономные и связаны разными рынками, они функционируют в отдалении и только малая доля совместного обмена навыками и опытом может быть достигнута. Таким образом, целью множественно-национальной стратегии является реакция на покупательский спрос на иностранном рынке и получение преимущества в дифференциации. Эта стратегия имеет результатом учреждение набора успешных иностранных подразделений, каждое из которых может преобладать на собственном отечественном рынке. Этот подход приводит к экономии на административных расходах, связанных с управлением международными подразделениями). Главным недостатком стратегии является возможность потери потенциальных доходов из-за распределения основных конкурентных преимуществ – ресурсов и навыков, между различными подразделениями и таким образом, лишение возможности для глобального обмена знаниями. 

  1. Международная стратегия (international strategy)

       Корпорация, выбравшая международную стратегию стремиться повторить определенные аспекты ее операций в каждой стране или регионе мира, в которых функционирует. Как и в множественно-национальной стратегии организация переводит ее основные конкурентные преимущества  в производстве и реализации в иностранную страну и таким образом, создает преимущество дифференциации. Главное отличие международной стратегии от множественно-национальной стратегии состоит в централизации конкурентных преимуществ головной организации в научно исследовательских и опытно-конструкторских работах, развитии продукта и маркетинга в месте ее расположения. Иностранные подразделения  организации просто производят и реализуют их продукты, используя подходы, используемые головной организацией. Международная стратегия это стратегия, предлагающая покупателям во всех странах стандартные продукты; иностранные подразделения незначительно адаптируют продукты под потребности покупателей. Недостаточная реакция на изменение покупательских предпочтений балансируется14 использованием общих конкурентных преимуществ распространяемых на иностранные подразделения, например в форме улучшенных продуктов. К недостаткам международной стратегии относится потери в экономии от масштаба. Организация увеличивает свою стоимость от глобального обмена знаниями и навыками, она не имеет дохода от использования их иностранными подразделениями, она постоянно экспортирует общие конкурентные преимущества. Административные расходы выше, чем для множественно-национальной стратегии, потому что существует потребность в координации потоков ресурсов между штаб-квартирой и иностранными подразделениями.  

        

  1. Глобальная стратегия (global strategy)

           Глобальная стратегия - это стратегия, преследующая цель уменьшения производственных затрат. Таким образом, организация может предложить иностранным покупателям продукты по цене ниже, чем в месте ее расположения. Продукты производятся в нескольких местах, где возможно снижение затрат и затем предлагаются на мировой рынок. Как и в случае международной стратегии в данном случае действия подразделения по удовлетворению предпочтений покупателей конкретной географической территории ограничены. Стандартизация продуктов позволяет организации достигать большой экономии от масштаба деятельности, предлагая продукты с низкими затратами и по низкой стоимости. Если низкие затраты сопровождаются высоким качеством организация получает очень сильное конкурентное преимущество. Глобальная стратегия не позволяет передавать производственную, сбытовую и другие деятельности в каждую иностранную страну в которой функционирует организация. С глобальной стратегией компании развивают глобальные сети для сокращения стоимости по созданию продуктов. Компания располагает функциональные отделы и подразделения в странах, где существует преимущества в стоимости и устанавливает долгосрочные контракты для получения входов с поставщиками – отечественными или иностранными. Если компания теряет возможность использовать преимущество в низкой стоимости в данной стране, компания изменяет месторасположение ее функциональных отделов или подразделений в место, где она может получить более дешевые ресурсы. Компании, преследующие данную стратегию, имеют тенденцию быть высоко централизованными. Перенос ресурсов между отделами, создающими продукцию, контролируются менеджерами корпоративной штаб-квартиры. Следовательно, административные расходы при использовании данной стратегии очень высокие. Важный недостаток данной стратегии состоит в неспособности компании отвечать на потребности разных покупателей в разных странах, что не организации выявить требования к ее продуктам. Кроме этого, распределение позволяет функциональных отделов и подразделений во многие страны ограничивает возможности обмена знаниями, навыками и опытом. По сути компании утрачивает преимущество в дифференциации продукции ради достижения преимущества в низкой стоимости.  
 
 

  1. Транснациональная (многонациональная) стратегия (transnational (multinational) strategy)

      Транснациональная стратегия ориентирована на одновременное достижение преимуществ глобальной стратегии и множественно-национальной стратегии. Главная цель транснациональной стратегии состоит в получении преимуществ и в низкой стоимости и дифференциации. Транснациональная компания передает основные конкурентные преимущества в страны, где они могут наиболее успешно использоваться при производстве продукции с низкими затратами и преимуществом дифференциации. Организация создает глобальную сеть для обеспечения координации, которая позволит отечественным и иностранным подразделениям делиться навыками и ресурсами для улучшения из конкурентных преимуществ. Каждое подразделение ожидает передачи ему навыков и ресурсов, полученных другими подразделениями, чтобы передать созданные продукты другим подразделениям. Целью стратегии является развитие конкурентных преимуществ в глобальной координации ресурсов организации между подразделениями. При этом дифференцированные продукты должны иметь низкую стоимость и высокое качество. Данная стратегия учитывает потребности глобальных покупателей и таким образом увеличивает требования к продуктам. Административные расходы в связи с высокой степенью координации между подразделениями большие. Фактически эта стратегия объединяет все административные затраты, сопровождающие все вышеописанные стратегии. Существует объективная проблема построения структуры и системы контроля в организации имеющую данную стратегию. Данную стратегию чаще всего используют ТНК из США.

       Таким образом, рост конкуренции между  компаниями стимулирует развитие транснациональной  стратегии для достижения одновременных преимуществ в дифференциации и низкой стоимости. В некоторых отраслях затраты на реализацию множественно-национальной стратегии очень высоки и поэтому организации использующие эту стратегию не могут составить конкуренцию организациям с глобальной стратегией. Далее в некоторых отраслях, организации, преследующие глобальную или международную стратегии, проигрывают организациям стремящихся получить преимущества дифференциации и низких затрат.

      Решения о выборе организационной структуру и международной стратегии оказывают значительное влияние на успех организации в ее попытках использовать возможности международной внешней среды.  
 

2.2 Общие изменения и акценты в стратегической политике современных ТНК

     Транснационализация производства и капитала, выражением которой стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой современной глобализации мировой экономики. Одновременно глобализация ведет к возникновению экономической взаимозависимости государств, в результате чего происходит постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета и появление новых наднациональных экономических образований — глобальных корпораций — транснациональных управленческих структур.

     Сложившийся мировой порядок все более проявляет себя как порядок экономический. Глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств.

В данном случае возникает нечто большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.

      Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства, данная ситуация может изменять стратегию компании, например стратегию маркетинга.

      Отличительная черта современных ТНК заключается в том, что ими исповедуется в некотором смысле «двойной стандарт»: с одной стороны, ТНК заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экономического пространства, с другой, — законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются   определенная стратегия, внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а, с другой, — желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире.

Информация о работе Стратегии транснациональных компаний