Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ особенностей развития и инструментов поддержки наименее развитых стран с выработкой рекомендаций повышения эффективности применения последних. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

- выделить основные характерные черты группы наименее развитых стран;

- обозначить основные проблемы из развития;

- проанализировать эффективность международной помощи развитию на конкретном примере (Конго).

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава I. Место и роль наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике 5
1.1. НРС: сущность и специфика 5
1.2. Основные финансовые отношения между НРС и развитыми странами 8
1.3. Оказание помощи НРС как особый вид отношений 13
Глава II. Взаимодействие развитых стран и международных организаций с НРС (на примере конфликтной ситуации в Конго) 18
2.1 Сущность ситуации и экономическая подоплека конфликта 18
2.2 Участие ООН и иных международных организаций в разрешении конфликта 21
2.3 Рекомендации по перспективам разрешения конфликта 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

     В 2003 г. Ж.Кабила сформировал переходное правительство, в которое вошли члены мятежных группировок, представители оппозиции и лояльные Кабиле политики, а на референдуме в 2005 г. конголезцы высказались в пользу новой конституции как основы для перехода к миру и стабильности в стране. 30 июня 2006 г. в Демократической Республике Конго впервые за 46 лет состоялись свободные выборы. По итогам второго тура 29 октября 2006 г. победу одержал Жозеф Кабила.

     Неудачи мирового сообщества в наведении  порядка в ДРК во многом объясняются  тем, что эта страна благодаря изобилию своих ресурсов является по сей день "лакомым куском" для соседних стран, да и не только для них. В октябре 2003 г. специальная комиссия, созданная под эгидой ООН, подготовила доклад "О незаконном использовании природных ресурсов и прочих естественных богатств Демократической Республики Конго"19, в котором говорилось о необходимости введения эмбарго на импорт золота, алмазов и других полезных ископаемых Руандой, Бурунди и Угандой (тремя активными участниками конголезского конфликта), осуществлявшими в нарушение норм международного права массовое расхищение и незаконный вывоз ресурсов из восточных районов Конго. Однако СБ ООН воздержался от применения в отношении указанных государств рекомендованных санкций. Тем не менее, приняв в сентябре 2005 г. резолюцию о прекращении военных действий и поддержании мира в Конго, Совет Безопасности впервые фактически признал связь между разграблением природных ресурсов в ДРК и не прекращавшимся там вооруженным конфликтом, закрепив в документе обязательства по предотвращению в дальнейшем такого рода незаконных действий. В январе 2006 г. СБ принял еще более решительный шаг - резолюция N 1653 устанавливала общие критерии безопасности и мирного сосуществования в регионе Великих Озер, правительствам ДРК, Уганды, Руанды и Бурунди предлагалось соблюдать принципы законного использования природных ресурсов на территории Конго и региона Великих Озер в целом20.

     Таким образом, международное сообщество принимает меры, направленные на то, чтобы положить конец конфликтам на территории ДРК и соседних с ней государств и ликвидировать предпосылки для возобновления военных действий в регионе. Вместе с тем, как международные, так и многочисленные неправительственные организации (НПО) пытаются претворить в жизнь целый ряд гуманитарных программ, призванных создать условия для реабилитации и возвращения к нормальной жизни гражданского населения, пострадавшего в войне, что также должно способствовать устранению потенциальных источников возникновения конфликтных ситуаций.

2.2 Участие ООН и иных международных организаций в разрешении конфликта

 

     Важный  вклад в миротворческий процесс  в ДРК внесли международные организации, в первую очередь, ООН. Согласно резолюции  Совета Безопасности ООН, уже в 1999 г. в ДРК была направлена миссия ООН (MONUC), задачей которой стало наблюдение за вступлением в силу Лусакского соглашения о прекращении огня. Однако первая миротворческая миссия ООН в Демократической Республике Конго, хотя и насчитывавшая 5 тыс. человек, оказалась недостаточно эффективной. К тому же в соответствии с соглашением, подписанным в сентябре 2002 г. в Луанде между ДРК и Угандой, угандийские войска были выведены из провинции Итури на северо-востоке страны. Безвластьем незамедлительно воспользовались местные племена ленду и хема, враждовавшие между собой. Вооруженные столкновения привели к тому, что в этой части страны, по сообщениям представителей ООН, в феврале 2003 г. 500-600 тыс. жителей оказались перемещенными лицами21.

     В апреле 2003 г. MONUC приступила к размещению в Итури 700 уругвайских "голубых беретов". Однако им не удалось положить конец насилию. Генсек ООН Кофи Аннан призвал Францию возглавить международные миротворческие силы, дабы стабилизировать ситуацию в регионе. В соответствии с резолюцией СБ ООН N 1484 Франция начала в июне 2003 г. миротворческую операцию "Мамба", которая позднее, 16 июня, была преобразована в миротворческую миссию ЕС под названием "Артемис". Помимо французов, насчитывавших до 2 тыс. человек, в ней участвовали военные контингенты Великобритании, Бельгии, Швеции, Германии, Испании, Италии, Греции и Португалии, а также Южной Африки, Канады и Бразилии. В общей сложности, в операции оказались задействованы 18 государств трех континентов.

     Операция "Артемис" оказалась успешной. Уже 8 июля столица Итури г. Буниа  была взята под контроль и объявлена "освобожденным городом". 1 сентября 2003 г. ответственность за ситуацию в регионе приняла на себя MONUC, в распоряжение которой был предоставлен 5-тысячный контингент "голубых беретов" из числа представителей Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала и Индонезии. В 2004 г. состав MONUC был увеличен до 16,7 тыс. человек22.

     Однако  напряженность на северо-востоке  Конго сохранялась. В июле 2003 г. Совет  Безопасности ООН ввел на 12 месяцев  эмбарго на поставки вооружений в  восточные районы страны, в которых вопреки условиям соглашения продолжались вооруженные столкновения. В мае 2005 г. действие эмбарго было расширено на всю территорию Конго, а также введены ограничения на передвижения лиц, ответственных за нарушение перемирия. К сожалению, реализовать эмбарго не представилось возможным ввиду отсутствия достаточных технических средств у миротворцев, а также в силу сложностей, связанных с масштабами территории ДРК, превышающей территорию всей Западной Европы.

     Неудача, постигшая миротворцев в этом вопросе, привела к тому, что в восточных провинциях Конго разразилась гуманитарная катастрофа, превзошедшая по своим масштабам катастрофу в соседнем Дарфуре (Судан). Генеральный секретарь ООН К.Аннан неоднократно призывал ведущие мировые державы обратить пристальное внимание на ситуацию в Конго, а также предоставить дополнительные технические и финансовые ресурсы для поддержания операций MONUC. Однако страны Запада, прежде всего США, не поддержали эту инициативу на том основании, что вплоть до 2006 г. на содержание миссии затрачивалось свыше 1 млрд.долл. в год23, а видимых результатов ее деятельность, по их мнению, не приносила.

     ООН оказала поддержку проведению в 2006 г. выборов в ДРК. Безопасность голосования в 50-миллионной стране, прошедшей после обретения независимости в 1960 г. через десятилетия диктатуры и гражданских войн, обеспечивал самый большой на сегодня контингент миротворцев ООН за рубежом в 17, 6 тыс. "голубых касок", а также 2 тыс. военнослужащих Евросоюза и 60 тыс. местных полицейских. Затраты ООН на эту операцию, одну из самых дорогих в ее истории, превысили полмиллиарда долларов24

     Подводя итоги одной из самых разрушительных гражданских войн последнего десятилетия  на Африканском континенте, международная  неправительственная организация OXFAM (Международная конфедерация 13 независимых неправительственных организаций, учрежденная в 1995 г. для целей ведения борьбы с мировой бедностью и несправедливостью.) привела следующую статистику: жертвами конголезского конфликта стали свыше 2,5 млн.человек, причем многие из них погибли от излечимых болезней; на востоке страны смертность среди новорожденных детей превысила 41%; свыше 800 тыс. детей стали сиротами по причине растущей эпидемии СПИДа;

  • более 2 млн.человек являются внутренне перемещенными лицами, из них более 1 млн.не получали какой-либо внешней помощи;
  • 16 млн.человек страдают от голода; только половина населения страны имеет доступ к питьевой воде;
  • 18,5 млн.человек (37% населения страны) не имеют доступа к медицинской помощи; в стране имеется лишь 2,5 тыс. лицензированных врачей, при том, что население Конго составляет 50 млн.человек;
  • в стране действуют вооруженные формирования, состоящие из несовершеннолетних детей, общей численностью 10 тыс. человек25.

     Устранение  последствий конфликта, укрепление доверия и предотвращение возможностей для возникновения новой конфликтной ситуации являются одними из важных направлений деятельности ООН. Искоренение причин конфликтов предполагает "действия, направленные на выявление и поддержку структур, способных укрепить мир с целью недопущения возобновления конфликта"26. Эти действия должны включать меры по восстановлению разрушенной экономики и оказание помощи развитию для устранения экономических причин конфликта, контроль за проведением демократических выборов, а также создание политических институтов или механизмов политического сотрудничества, способных консолидировать общество.

     Проблемой, с которой столкнулись международные  правительственные и неправительственные  организации, а также частные  донорские фонды, принявшие участие в постконфликтной реконструкции ДРК, - отсутствие возможностей для оказания помощи наименее защищенным слоям конголезского общества, а именно - беженцам и перемещенным лицам, а также нехватка человеческих ресурсов, необходимых для осуществления гуманитарных операций. Помощь этим лицам, как правило, поступает в ограниченном количестве и не соответствует минимальным стандартам, зафиксированным в международных договорах и конвенциях, в учредительных документах неправительственных организаций.

     Согласно данным OXFAM, международные доноры выделяют при проведении гуманитарных операций в Конго лишь по 8 долл. на каждого гражданина страны. Для сравнения: при проведении операции в Косово на каждого человека было выделено по 207 долл. В своем докладе OXFAM подчеркивает также, что международное сообщество попросту игнорирует последствия "первой африканской мировой войны", и местное население вынуждено практически самостоятельно сражаться за собственное выживание27.

     Необходимо  подчеркнуть, что нехватка человеческих ресурсов ограничивает возможности донорских организаций оказывать помощь отдаленным районам Конго, в частности, таким провинциям на востоке страны, как Маниема, Ориенталь, а также некоторым районам провинции Катанга. Как сообщали местные НПО, эти территории не получали международную помощь в течение всего 2006 г.28 В докладе Мировой продовольственной программы (WFP), опубликованном в августе 2006 г., отмечалось, что поставки затруднило отсутствие финансовых и материальных ресурсов у донорских организаций29.

     Данное  обстоятельство чревато весьма неблагоприятными последствиями для миротворческого  процесса. А если учесть, что эти  районы изобилуют природными ресурсами  и продолжительное время оккупировались вооруженными силами соседних государств, то риск дестабилизации ситуации здесь многократно возрастает.

     Управление  Верховного комиссара ООН по делам  беженцев (UNHCR) нередко упрекают в  том, что оно не прилагает достаточных  усилий для оказания содействия беженцам и перемещенным лицам. Гуманитарное содействие этой категории населения до настоящего времени фактически сводилось к возвращению людей в родные места и к распределению среди них продовольственной помощи и минимума строительных материалов для изготовления временного жилища. При этом на распространителей продовольственной помощи часто совершались нападения, в результате чего продовольствие попадало в руки вооруженных формирований. К тому же гуманитарное содействие не всегда оказывалось населению в районах, где ведутся военные действия, или являющихся средоточием миграционных потоков и беженцев, покидающих соседние, затронутые войной районы.

     Что же касается переселения людей в  места их прежнего обитания, то и  эта практика сталкивается с трудностями. По данным ОСНА (ОСНА (UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs) - Служба ООН по координации гуманитарной деятельности - http://ochaonline.un.org), в Конго возник серьезный дисбаланс в рамках гуманитарных усилий, направленных на возвращение в страну беженцев. Немалое количество беженцев, переживших эмоциональный и психологический стресс на родине, не испытывают желания возвращаться, предпочитая остаться там, где им удалось укрыться от преследования и насилия. Отсутствие в местах, куда возвращают переселенцев, инфраструктуры и мер социальной защиты также не способствует стремлению людей поскорее вернуться на родину. Временные переселенцы, решившие вернуться в родные места, нередко сталкиваются с политической нестабильностью, отсутствием безопасности и минимальных условий для нормальной жизни. Без содействия международного сообщества в создании условий для интеграции этих людей в мирную жизнь не исключено, что они будут вынуждены в дальнейшем вновь покинуть эти места в поисках лучшей доли.

     Все вышеизложенное мешает реконструкции  государства, пережившего военный конфликт и гуманитарную катастрофу, поскольку бывшие конфликтные зоны превращаются в незаселенную "пустыню". В этой связи представляется необходимым повышенное внимание к ситуации в "обойденных" районах со стороны международных и африканских организаций, в частности, Африканского Союза. Оказание помощи местному населению, несомненно, поможет сохранить стабильность в этом районе Африки, не знающем покоя с середины 60-х гг. прошлого века.

     В последние годы в Конго наметилась тенденция к оказанию других видов содействия перемещенным лицам. Так, многие международные НПО активно участвуют в гуманитарных операциях на территории ДРК: обеспечивают перемещенных лиц продовольствием, питьевой водой, кровом, оказывают помощь в приобретении строительных материалов, орудий труда и производства, семян, создают условия для получения ими образования, оказывают им медицинскую помощь. Разного рода помощь была оказана в 2005 г. свыше 450 тыс. переселенцам в восточных районах Конго30.

     Фонд  быстрого реагирования (RPF), действующий под эгидой UNHCR и ОСНА, оказывает продовольственную помощь и техническое содействие тем районам Конго, где сконцентрировано максимальное количество переселенцев. Механизм достаточно прост: НПО напрямую, без участия каких-либо посредников, реализуют программу содействия в трех конголезских провинциях: Северном Киву, Южном Киву и Итури. Кроме того, подписано соглашение о гуманитарном сотрудничестве Фонда в провинции Катанга с Католической службой содействия (Catholic Relief Services).

Информация о работе Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран