Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ особенностей развития и инструментов поддержки наименее развитых стран с выработкой рекомендаций повышения эффективности применения последних. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

- выделить основные характерные черты группы наименее развитых стран;

- обозначить основные проблемы из развития;

- проанализировать эффективность международной помощи развитию на конкретном примере (Конго).

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава I. Место и роль наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике 5
1.1. НРС: сущность и специфика 5
1.2. Основные финансовые отношения между НРС и развитыми странами 8
1.3. Оказание помощи НРС как особый вид отношений 13
Глава II. Взаимодействие развитых стран и международных организаций с НРС (на примере конфликтной ситуации в Конго) 18
2.1 Сущность ситуации и экономическая подоплека конфликта 18
2.2 Участие ООН и иных международных организаций в разрешении конфликта 21
2.3 Рекомендации по перспективам разрешения конфликта 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный  Университет

им. Ломоносова

Высшая  Школа Бизнеса

Программа «Бакалавр» 
 
 

Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран. 
 
 
 
 

Выполнил: Розанов И.С.

Научный руководитель: Данилина В.Н. 
 

Москва

2008 год 

Оглавление 
 
 

Введение

 

     Современное мировое хозяйство представлено более, чем двумястами странами и  автономными территориями, которые  значительно отличаются по уровню экономического развития. Традиционно все это многообразие государств делят на относительно однородные группы, среди которых развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. При этом локомотивом развития и роста мировой экономики являются развитые страны, а также отдельные представители развивающегося мира, в связи с чем именно на них направлено основное внимание исследователей. В результате зачастую в стороне остаются проблемы другого полюса мирового хозяйства, который представлен рядом развивающихся стран. Тайвань,  Южная Корея, Сингапур,  Гонконг, Чили,  Малайзия,  Бразилия,  Мексика и некоторые другие государства в последние несколько десятилетий смогли довольно удачно вписаться в современную мировую систему. Эти страны организуют растущую группу, быстро сближающегося с развитым  ядром мирового сообщества. Следом идет значительная группа государств, где ВВП на одного жителя растет от 3,75 до 7% в год, обеспечивая так же довольно быстрое сближение с развитыми странами. Отметим, что для того, чтобы Россия успешно преодолевала свое отставание от Запада по доходам на душу населения, нам нужно сохранять темпы экономического роста в этом диапазоне. Затем страны с приростом ВВП от 2 до 3,75%, тут сокращение идет более медленным темпом. Государства со средним приростом ВВП ниже 2% все ещё отстают, однако эта группа значительно уменьшилась в последнее время, но все ещё остается значительной. У наиболее отсталых стран ВВП на одного жителя продолжает сокращаться. Удельный вес таких стран в общей массе стран «Юга» в последнее время стал уменьшаться, но количество людей, проживающих в таких условиях, почти неизменно.

     При этом в условиях глобализации важно учитывать и понимать некоторые общие закономерности явлений, связанных с разрывом между высокоразвитым и богатым «Севером» и отставшими от него странами «Юга». Этот разрыв является серьезной проблемой для создания грамотно выстроенных и взаимовыгодных мировых отношений в мировом хозяйстве, а также для положительного будущего в целом, так как все проблемы развивающихся стран непосредственно влияют на мировое сообщество.

     Преодоление разрыва невозможно без активного  участия в этом процессе наиболее развитых стран. При этом статистика показывает сокращение этой помощи в  пользу расширения влияния различных  международных организаций. Однако остается открытым вопрос, насколько подобные структуры эффективны в борьбе с экономическим отставанием наимнее развитых стран.

     Целью настоящей работы является анализ особенностей развития и инструментов поддержки  наименее развитых стран с выработкой рекомендаций повышения эффективности применения последних. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

     - выделить основные характерные  черты группы наименее развитых  стран;

     - обозначить основные проблемы  из развития;

     - проанализировать эффективность  международной помощи развитию  на конкретном примере (Конго). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Место и роль наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике

1.1. НРС: сущность  и специфика

 

     В мировом хозяйстве, представляющем собой сложную и противоречивую по формам общественной организации совокупность национальных экономик, отчетливо выделяется группа так называемых «наименее развитых стран» (НРС). Создание мировым обществом группы НРС связанно с характерными чертами самих наименее развитых стран как периферии мировой экономики.

     Критерии  отнесения независимых государств к наименее развитым странам впервые  были разработаны Комитетом ООН  по планированию развития (с 1998 г. -Комитет  ООН по политике развития) в 1971 г. и  затем пересматривались в 1991 г. и в 2000 г. Эти критерии в настоящее время включают:

     (1) уровень подушевого валового  внутреннего продукта (ВВП);

     (2) расширенный индекс физического  качества жизни - Human Assets Index;

     (3) индекс экономической уязвимости - Economic Vulnerability Index-EVI. Расширенный индекс физического качества жизни рассчитывается по четырем показателям:

     (а)  показателю уровня питания (измеряется  средним подушевым потреблением  калорий в процентном отношении  к среднему требуемому для  нормальной жизнедеятельности подушевому потреблению калорий);

     (б)  показателю здоровья, измеряемому  уровнем смертности детей в  возрасте до пяти лет;

     (в)  показателю охвата детей соответствующих  возрастных групп начальным и  неполным средним школьным образованием  и

     (г)  уровнем грамотности взрослого населения.

Индекс  экономической уязвимости, в свою очередь, базируется на пяти показателях:

     (а)  доле обработанных товаров и  современных видов услуг (включая  транспортные услуги и услуги  связи) в ВВП;

     (б)  уровне диверсификации товарного экспорта;

     (в)  степени нестабильности объемов  сельскохозяйственного производства;

     (г)  степени нестабильности объемов  экспорта товаров и услуг и

     (д)  численности населения.

     Причисление государства к категории НРС  осуществляется Генеральной Ассамблеей ООН по представлению Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) и рекомендации Комитета ООН по планированию развития. Для получения статуса наименее развитой страны государство должно иметь полдушевой ВВП менее 900 долл. США в расчете по текущему валютному курсу, его расширенный индекс физического качества жизни должен быть менее 59 единиц, индекс экономической уязвимости - свыше 36 единиц, и его население должно быть менее 75 млн. человек. Для лишения этого статуса (опять же по решению Генеральной Ассамблеи ООН) подушевой ВВП должен быть свыше 1035 долл. США, расширенный индекс физического качества жизни более 68 единиц, индекс экономической уязвимости - менее 31 единицы1. В настоящее время в группу наименее развитых стран входят 47 государств, в том числе 33 государства Африки южнее Сахары, 12 государств Азии, 1 государство Ближнего Востока (Йемен) и 1 государство Карибского бассейна (Гаити). Отличительная черта НРС - исключительно низкий уровень экономического развития. Так, по данным на 2000 г., средний подушевой валовой национальный продукт (ВНП) по группе наименее развитых стран (рассчитанный по валютным курсам) составлял всего 523 долл. При этом в девятнадцати государствах он был менее 300 долл., а в шести (Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Малави, Нигер, Сьерра-Леоне, Эфиопия) - менее 200 долл.2.В структуре внутреннего валового продукта НРС преобладает либо низкоэффективное сельское хозяйство, либо добывающая промышленность, в структуре сферы слуг - оптовая и розничная торговля. В экономике этих стран сохраняются отсталые, до индустриальные формы общественной организации хозяйства, с которыми связана экономическая активность значительной части населения. Приведем полный список НРС: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бенин, Бутан, Буркина-Фасо, Бурунди, Камбоджа, Капо Верде, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Биссау, Гаити, Кирибати, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мальдивы, Мали, Мозамбик, Мьянма, Непал, Руанда, Самоа, Сенегал, Сьерра-Леоне, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Того, Уганда, Танзания, Йемен, Замбия. 

     28 государств, относящихся к НРС,  классифицируются Международным  валютным фондом как страны, пораженные  долговым кризисом. Это означает, что размер внешнего долга  каждого из этих государств  превышает 50% странового ВНП и 275% странового экспорта, а отношение совокупного обслуживания внешнего долга к стоимости экспорта составляет более 30%.

     Низкий  уровень экономического развития НРС, огромная сумма их внешней задолженности обуславливают масштабность стоящих перед этими странами социальных проблем. В подсистеме развивающихся государств наименее развитые страны лидируют по числу сверх бедных граждан, т.е. лиц, вынужденных жить менее чем на 1 долл. в день.

     Крайне  неблагоприятная ситуация сложилась  в наименее развитых странах в плане неравенства в распределении доходов. Средняя величина коэффициента Джини3 по данной группе стран превышает 35 единиц. Вместе с тем во многих НРС этот показатель намного больше. Так, в Сьерра-Леоне коэффициент Джини составляет 62, 9, в Лесото - 56, в Замбии - 52, 6, в Мали и Нигере - 50, 54

     Ожидаемая продолжительность жизни в среднем  по группе НРС составляет менее 53 лет. При этом во многих представителях данной группы этот показатель существенно  меньше. Например, в Сьерра-Леоне  ожидаемая продолжительность жизни составляет всего 37 лет, в Замбии - 38 лет, в Ботсване и Малави - 39 лет, в Руанде - 40 лет, в Бурунди, Уганде и Эфиопии - 42 года, Мали и Мозамбике - 43 года, в Центрально-Африканской Республике - 44 года 5.

     Значительная  часть населения наименее развитых стран вынужденно проживает в антисанитарных условиях, лишена доступа к медицинскому обслуживанию. Неудивительно поэтому, что многие наименее развитые страны лидируют по частоте проявления опасных инфекционных заболеваний.

     Еще одной масштабной социальной проблемой НРС является уровень неграмотности взрослого населения, существенно ограничивающий возможности ускорения их экономического роста. Во многих из наименее развитых стран доля неграмотных в общей численности взрослого населения превышает 50%. Так, в Нигере этот показатель равен 85%, в Буркина-Фасо - 77%, в Сенегале - 64%, в Эфиопии - 63%, в Бенине и Камбодже-61%, в Мали и Непале-60%, в Чаде - 59%, в Мавритании - 58%, в Мозамбике - 57%, Йемене - 55%6

     Все наименее развитые страны относятся по классификации Программы развития ООН к странам с низким уровнем развития человека.

     Колоссальный  груз экономических и социальных проблем обуславливает повышенный уровень политических рисков в группе НРС. Достаточно сказать, что за последние  пятнадцать лет состояние острой политической нестабильности, этнических конфликтов или гражданских войн имело место в 10 наименее развитых странах (Ангола, Непал, Либерия, Бурунди, Мозамбик, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Руанда, Сомали, Того).

     Вместе с тем группа наименее развитых стран наряду с общими проблемами имеет существенные страновые различия. Эти различия касаются целого ряда аспектов и прежде всего степени соответствия базовым критериям НРС. В настоящее время по крайней мере показатели четырех государств, имеющих статус наименее развитых стран, не соответствуют всем трем критериям НРС. Так, подушевой ВВП Вануату, Самоа и Кабо Верде превышает (причем в случае Самоа и Кабо Верде существенно) уровень в 1035 долл. У Мальдивов превышены сразу два критерия - предельный размер подушевого ВВП и предельный размер расширенного индекса физического качества жизни. Однако вопросы о лишении этих стран статуса НРС хотя и поднимались, но далеки от разрешения. Связано это в конечном итоге с тем, что статус НРС дает стране вполне ощутимые привилегии. Страновые программы технической помощи ООН применительно к НРС утверждают, в первую очередь, приоритеты правительств этих стран относительно конкретного содержания проектов помощи и методов их исполнения также обычно воспринимаются в ООН в полном объеме. Да и финансовых ресурсов выделяется на помощь НРС, как правило, больше. И это в целом понятно, поскольку, даже принимая во внимание различную динамику социально-экономического развития на страновом уровне, группа НРС в целом остается критическим очагом отсталости современной мировой экономической системы.

1.2. Основные финансовые  отношения между  НРС и развитыми  странами

 

     Долговая  зависимость от стран-кредиторов - одна из самых острых проблем для многих стран, прежде всего для развивающихся. Внешний долг последних, помимо внутренних причин, является следствием неэквивалентного обмена между ними и развитыми странами, которые через транснациональные корпорации и совместные предприятия «выкачивают» минеральное сырье и другие природные ресурсы, перемещают в них экологически грязные производства и отходы. В сочетании с кредитной политикой развитых стран и международных финансовых организаций это приводит к спаду экономики развивающихся стран, нарастанию внешнего долга и к другим негативным последствиям.

Информация о работе Современные формы стимулирования развития наименее развитых стран