Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:55, доклад

Описание

Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики. Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

докдад готовый.docx

— 144.68 Кб (Скачать документ)

2.2. Политическое сотрудничество  Франции и России

     Говоря о политическом сотрудничестве между нашими странами на современном этапе, эксперты часто  характеризуют его как «привилегированное партнёрство». Для такой оценки есть немало оснований.

     Действительно, по большинству «горячих» проблем  мировой политики – будь то иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане или Чаде – наши позиции близки или совпадают. Правда, есть и разногласия. Например, по Косово.

     В целом Москва разделяет приверженность Парижа идее многополярного или, лучше  сказать, многостороннего мира, в  котором ни одной стране, какой  бы мощной в военном и экономическом  отношении она ни была, не дано право  навязывать свои порядки и устои другим государствам. Такая точка зрения стала выглядеть ещё более обоснованной в контексте глобального финансового кризиса.

     Продуктивно складывается взаимодействие наших  государств и в международных  организациях, в том числе такой  важнейшей, как ООН. Обе страны полагают, что ООН, как наиболее представительная и безальтернативная международная  организация, должна и дальше выполнять  миссию главного регулятора международных  отношений, – что не исключает  реформирования этой организации, необходимость  которого давно назрела. В частности, Франция продвигает идею расширения числа постоянных членов Совбеза ООН, считая, что миллиардное население Африки, равно как и Южной Америки, должно иметь там своих представителей. На традиционном совещании послов, состоявшемся в Париже в конце августа 2009 г., французский лидер, в частности, заметил, что деятельность Совбеза ООН строилась с учётом расклада сил в мире в 1945 г., а сегодня статус некоторых стран не соответствует их реальному весу в мировой политике. (В целом, приветствуя французскую идею о расширении состава постоянных членов Совета безопасности ООН, нельзя не задаться вопросом: как один представитель, например, «чёрного континента» сможет выражать подчас совершенно противоположные интересы африканских государств?

     Во  многом, если не по всем позициям, совпадают  интересы Москвы и Парижа в вопросах реформирования мировой финансовой архитектуры. Здесь уместно напомнить, что именно Н. Саркози принадлежит идея проведения саммитов «двадцатки», объединяющей наиболее сильные в экономическом плане государства, на долю которых приходится более 85 % мирового ВВП. Две встречи (в ноябре 2008 г. в Вашингтоне и апреле 2009 г. в Лондоне) в целом можно расценить как превращение на практике «большой восьмёрки» в «большую двадцатку». Предложения российской делегации, подготовленные к лондонскому саммиту, во многом были схожи с позициями, обозначенными президентом Саркози. Лидер неоголлистов в категорической форме настаивал на принятии конкретных обязывающих решений, таких как реформирование МВФ и Мирового банка, усиление контроля за деятельностью финансовых учреждений и совершенствование работы рейтинговых агентств, ликвидация «финансовых оазисов» и регламентирование работы хедж-фондов.

     Приоритетное  место в российско-французских  отношениях занимает тема европейской  и мировой безопасности, включая  проблемы противодействия новым  угрозам и вызовам – таким  как терроризм, организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления. Для более результативного взаимодействия в этой ключевой сфере решением двух президентов в 2002 г. был создан специальный российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Он собирается на регулярной основе два раза в год (последняя встреча состоялась в Москве в ноябре 2009 г.).

     Позиции Франции в вопросах европейской  безопасности и отношениях с Россией  были конкретизированы по горячим следам южно-кавказского кризиса. Наиболее концентрированно они были изложены президентом Саркози в его выступлениях на конференции по мировой политике в Эвиане (октябрь 2008 г.) и на ежегодной конференции по проблемам безопасности в Мюнхене в феврале 2009 г. Так, лидер Франции поддержал инициативу президента Д.А. Медведева о «новом пакте по безопасности» и предложил провести соответствующие переговоры в рамках формата ОБСЕ, – правда, оговорив при этом ряд условий. В их числе: включение в повестку дня вопросов демократии и прав человека (это, по словам Саркози, не стремление «давать уроки демократии России», а просто принципиальная позиция Европы); участие в диалоге России и Европы «наших американских друзей и союзников»; наконец, отказ от политики сфер влияния на постсоветском пространстве (ближнее зарубежье, по мнению Саркози, должно стать сферой кооперации, а не соперничества).

     Политические  отношения с Россией Франция  сегодня вынуждена выстраивать  с оглядкой на своих партнёров  по Евросоюзу. Стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был  не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия  голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».

     Что касается Франции, то главное заключается  в том, что она отказалась принять  американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное  включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и  Белоруссии, что окончательно вытеснило  бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена  не столько дружескими чувствами  к России, сколько прагматическими  соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?

     У Европы просто нет иного пути, как  развивать максимально широкое  сотрудничество с Россией. Со своей  стороны, у России также нет исторических перспектив вне Европы. Ментально  и цивилизационно мы идентифицируем себя с Европой, хотя и полагаем себя особой её частью. Более того, Россию можно рассматривать как естественное дополнение к Западной Европе. Было бы просто глупо не использовать совместно наши потенциалы. Шансы Европы превратиться в мировой полюс силы без сотрудничества с нами существенно уменьшаются. Думается, что французское руководство, несмотря на имеющиеся среди представителей французских элит критические (если не антирусские) настроения, вполне осознаёт данный вывод. А поэтому однозначно выбирает курс на стратегическое партнёрство с Россией. Именно так можно расценить слова премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные им при открытии 14 сессии межправительственного франко-российского семинара в конце ноября 2009 г.: «Наша цель – построить со временем вместе с Россией единое пространство, основанное на полной свободе перемещения людей, товаров, капиталов и услуг». Такая цель на 100 % совпадает и с российскими ожиданиями.   

2.3. Анализ внешнеэкономической  деятельности России  и Франции

В последние  два десятилетия отмечалось расширение торгово-экономических связей между  двумя странами, чему способствовали укрепление договорно-правовой базы отношений (в настоящее время она включает более 50 документов по вопросам регулирования  различных направлений двустороннего  сотрудничества), создание специальных  структур для содействия сотрудничеству (с 1992 г. действует Российско-французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), а с 1996 г. - Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств), а также улучшение экономической ситуации в России.

2010 г. был объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Он стал периодом укрепления политического диалога двух стран, а также годом плодотворного сотрудничества в различных сферах, в том числе и в экономической. 

Торговые отношения: основные тенденции, масштабы, товарная структура, перспективы.

Франция является одним из основных торговых партнеров России, однако в этой области сохраняется ее значительное отставание от других развитых стран.  

С 1995 г. товарооборот России с Францией увеличивается. В период с 1995 по 2008 г. он вырос в 8,6 раз, в том числе экспорт  - в 8 раз, а импорт – в 9,4 раза. Однако в 2009 г. отмечался спад во взаимной торговле.

Таблица 1

Торговля России с Францией (млн. долл. США)

Годы 1995 2005 2006 2007 2008 2009 I полугодие 2010 г.
Товарооборот 2 593 9 784 13 538 16 450 22 216 17 150 9 739
Экспорт РФ 1 519 6 111 7 675 8 684 12 201 8 722 5 904

Импорт  РФ

1 074 3 673 5 863 7 766 10 015 8 428 3 835
Сальдо 445 2 438 1 812 918 2 186 294 2 069

Составлено по: Внешняя  торговля Российской Федерации со странами дальнего зарубежья / www.gks.ru

В 2009 г. доля Франции в товарообороте России со странами дальнего зарубежья составила 4,3% (более чем в 2 раза меньше доли Германии и Нидерландов, ведущих торговых партнеров нашей страны), доля в импорте – 5,8%, в экспорте – 3,4%[8]. На Францию приходится всего 2,3% российского экспорта и 2,8% импорта услуг[9].             

По данным французской статистики, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. экспорт Франции в Россию сократился на 27,4% до 5 101 млн евро (в первую очередь за счет снижения поставок продукции авиационной и химической промышленности). Импорт уменьшился на 31,5% (рекордное сокращение с момента окончания Второй мировой войны) до 9 336 млн евро.[10] Экспорт Франции в Россию за 9 месяцев 2010 г. составил 4 434 млн евро, импорт – 9 481 млн евро.[11]                                                           

                                       
 
 

Таблица 2            

Географическая структура внешней торговли Франции, 2008 – 2009 гг., млрд. евро

Регионы и страны Экспорт Импорт
2008 2009 2008 2009
млрд евро 08/07, % млрд евро 09/08, % млрд евро 08/07, % млрд евро 09/08, %
Европейский союз 259,3 -0,3 208,8 -19,5 285,0 3,1 233,3 -18,1
Германия 59,6 3,8 50,1 -15,9 78,5 4,2 64,3 -18,0
Италия 36,0 -1,0 28,5 -20,9 39,4 1,2 31,6 -19,8
Третьи страны 147,2 8,0 127,2 -13,6 192,8 9,1 159,7 -17,2
Европа  30,3 15,0 24,3 -19,8 43,8 15,1 34,2 -22,0
Россия 7,0 24,3 5,1 -27,4 13,6 21,6 9,3 -31,5
Америка 38,0 2,2 30,0 -20,9 38,7 2,2 34,7 -10,5
США 24,0 -4,0 19,7 -17,7 26,2 -0,6 25,1 -4,3
Азия 38,3 5,3 33,2 -13,2 64,5 2,0 57,7 -10,5
Китай 9,0 -0,9 7,9 -12,4 31,2 7,0 29,8 -4,4
Африка 25,2 13,3 23,3 -7,6 27,3 27,5 20,0 -26,7
Ближний и Средний Восток 13,0 7,6 13,7 5,2 12,0 15,3 6,6 -45,1
Всего 406,5 2,6 336,0 -17,3 477,8 5,5 393,1 -17,7

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития внешнеэкономичекой детяельности Российской Федерациисо странами Западной Европы