Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:16, шпаргалка

Описание

1. Международные экономические отношения (МЭО): предмет и объект изучения. Сущность и этапы развития.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_po_MEO.docx

— 141.63 Кб (Скачать документ)

Цели и эффекты интеграции

Цели международной экономической  интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной  среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению  на рынок конкурентов из третьих  стран.

В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного  пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной  торговли и в дальнейшем — таможенного  союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским  актом (1986 г.). Предполагалось:

  • создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;
  • проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;
  • проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;
  • выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его  территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производствен-ных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Вопрос 38 Европейский союз (ЕС): этапы его формирования и  механизмы управления

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного  союза европейских народов.

Членом Союза имеет право  стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы  свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип  правового государства

Для вступления в состав Европейского Союза необходимо, кроме того, наличие  в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого  со средними показателями ЕС, и осуществление  правовой реформы с тем, чтобы  заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата  в соответствие с нормами права  Европейского Союза.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС – объединение  европейских государств, участвующих  в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 –  Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские  сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто  употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

 

Включает 278 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

В декабре 2011 был подписан договор  с Хорватией о вступлении в  ЕС. В 2013 после ратификации договора Хорватия станет членом Европейского Союза.

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному  прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

. Становление Европейского экономического  сообщества прошло несколько  этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками  при сохранении их автономии в  таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с  введением вместо автономных средств  торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к  единой торговой политике в отношении  третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего  рынка, предусматривавшего помимо мер  таможенного союза осуществление  мероприятий, обеспечивающих свободное  движение услуг, капиталов и рабочей  силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного  союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют  единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический  и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

Совет министров (Совет) — законодательный  орган, играющий главную роль в системе  власти. На его уровне принимаются  решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран взвешены по их экономической силе и решения в нем принимаются квалифицированным большинством.

Комиссия Европейских сообществ (Комиссия, КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение  Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна  и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т. Д

Европейский парламент (Европарламент) — контролирующий орган. Следит за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет. Взаимодействует с Советом  министров и КЕС.

Суд Европейских сообществ (Суд) —  высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Вопрос 39 Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Особенности интеграции в североамериканском регионе.

Североамериканская зона свободной  торговли (НАФТА) — соглашение о  свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). 17 декабря 1992 г. было подписано  Соглашение между США, Канадой и  Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым  продуктом в размере 10,3 триллиона  долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и  инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства  и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом  факторов: географической близостью  стран-участниц и элементами взаимодополняемости  структур национальных экономик;

  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
  • растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось  снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. На сегодняшний  день цели НАФТА включают:

  • снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Особенность североамериканской экономической  группировки заключается в том, что ее участники находятся в  разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось  приблизиться поглавным экономическим  макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого  государства с большой внешней  задолженностью, пока еще сохраняет  значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Вопрос 40 Экономическая  интеграция в Азиатско-Тихоакеанском  регионе. Азиатско-Тихоакеанскоесотрудническтво (АТЭС).

Созданное в 1989 г.  Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Малайзия…), к  которым затем в 1997 году присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и  сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

 Предполагается, что к 2020 г.  в рамках АТЭС будет образована  крупнейшая в мире зона свободной  торговли без внутренних барьеров  и таможен.

Поначалу организация возникла как форум для обмена мнениями по поводу экономических проблем. Но на эффективность деятельности этого  форума оказывает влияние тот  факт, что по берегам Тихого океана расположились государства, имеющие  различный уровень развития. Так, формально равноправными участниками  АТЭС являются США и Папуа - Новая  Гвинея. Понятно, что привести к единому  знаменателю экономические и  политические устремления и интересы этих и других стран - дело весьма сложное, если вообще возможное.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и  сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Особенностью интеграционных процессов  в Азиатско-Тихоокеанском регионе  является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности  внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

41 вопрос Характеристика  регионального интеграционного  потенциала АСЕАН.

Ассоциация Стран Юго-Восточной  Азии была основана 8 августа 1967 года в  Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился  Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет  Папуа - Новая Гвинея.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались  странами-членами именно в области  политического сотрудничества и  сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание  мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния  внешних сил.

В принятой Декларации АСЕАН  ставились следующие цели:

– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса  стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

 – укрепление мира и региональной  стабильности;

 – расширение активного сотрудничества  и взаимопомощи в области экономики,  культуры, науки, техники и подготовки  кадров;

– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского  хозяйства;

– расширение взаимной торговли и  повышение жизненного уровня граждан  стран-участниц;

– установление прочного и взаимовыгодного  сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

В Декларации отмечалось, что АСЕАН  открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"