Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:16, шпаргалка

Описание

1. Международные экономические отношения (МЭО): предмет и объект изучения. Сущность и этапы развития.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_po_MEO.docx

— 141.63 Кб (Скачать документ)

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную  продукцию.

Теория сравнительных  преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные  преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых  она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или  наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного  преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах  товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту  общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том  случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить  обмен английского сукна на португальское  вино, что приносит выгоды обеим  странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в  Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она  испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые  условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно  факторы производства, имеющиеся  в избытке, и, наоборот, тенденция  к ввозу той продукции, по которой  имеется дефицит каких-либо факторов;

развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных»  цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность при  достаточной международной мобильности  факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

              Парадокс Леонтьева

Леонтьев – американский экономист, родившийся в России, пришел к выводам, на первый взгляд противоречащим положениям теории Хекшера-Олина. В соответствии с указанной теорией и сложившимися представлениями о масштабах  и структуре экономики США, для  которой был характерен избыток  капитала и определенная ограниченность трудовых ресурсов, в экспорте этой страны должны были превалировать капиталоемкие  товары, а в импорте напротив трудоемкие. Однако расчеты, проведенные Леонтьевым, дали прямо противоположные результаты - в послевоенный период из США экспортировались преимущественно трудоемкие товары, импортировались преимущественно  капиталоемкие товары. Капиталоемкость  американского импорта в расчетах Леонтьева оказалась на 30% выше, чем  капиталоемкость экспорта. Таким  образом, суть парадокса Леонтьева  состоит в трудоемкости американского  экспорта и капиталоемкости американского  импорта. Расчеты последователей В. Леонтьева, сделанные позднее, подтвердили  его выводы.

  Леонтьев объяснял полученные  им парадоксальные результаты  тем, что США, которые располагают  высококвалифицированной рабочей  силой, специализируются на производстве  и экспорте сложной промышленной  продукции, в которой воплощен  сложный и более дорогостоящий  труд американских производителей. При этом в структуре американского  импорта традиционно велик удельный  вес топливно-сырьевых и энергетических  ресурсов, а отрасли добывающей  промышленности традиционно относятся  к разряду капиталоемких отраслей.

 

10. Модель международной  торговли на основе технологического  разрыва М. Познера. Теория  конкурентных преимуществ.

Основоположником этой модели стал английский экономист М. Познер, опубликовавший свою работу в 1961 г. По мысли Познера, торговля между странами может быть вызвана техническими изменениями, возникшими в одной из отраслей торгующих  стран. Страна, в которой впервые  появились технические новшества, приобретает сравнительные преимущества по производству традиционных товаров  с меньшими издержками. Если же страна первой открыла новый продукт, то в течение определенного времени  она обладает монополией на рынке данного товара и обеспечивает как внутреннее потребление, так и внешний спрос.

Вследствие введения технических  новшеств между странами, обладающими  ими и не имеющими их, образуется технологический разрыв. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться. При  этом производство нового продукта в  других странах будет налажено не сразу либо с помощью покупки  лицензии, либо путем создания имитирующего изделия. Период наладки будет тем  короче, чем менее сложен товар  и ниже расходы на НИОКР для  его производства.

В 1991 г. американский экономист Майкл  Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран"

в которой он предложил новый  подход к анализу развития международной  торговли. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе. Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. 
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях. главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).

 

11. Теория жизненного  цикла Р. Вернона.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой  попытался объяснить развитие мировой  торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это  период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью  на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.  Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения, расходы на внедрение и выпуск продукта в «стране-инноваторе» оказываются достаточно большими. Поэтому велики и цены на данный продукт, а спрос на него ограничен потребителями с высокими доходами. На этой стадии масштабы экспорта продукта будут незначительными.

2.  Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Издержки, а вслед за ними и цены начинают снижаться, что стимулирует рост спроса как в своей собственной стране, так и за рубежом. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. На внутреннем рынке уже достигается ситуация насыщения внутреннего спроса на данный продукт. Технологии его производства широко освоены, растет число фирм — производителей продукта как внутри страны-инноватора, так и за рубежом. Объем производства данного продукта достигает своего максимума. Одновременно у фирм-производителей уже возникают проблемы снижения издержек производства и поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производства.

4. Упадок. Характеризуется тем, что данный продукт как бы исчерпывает свой исторический («жизненный») ресурс, «стареет». Цены на него снижаются, но одновременно с этим снижается и спрос на него, а вслед за этим снижаются и масштабы его производстваСуть принципиальных положений теории Р. Вернона состоит в следующем. Каждый новый продукт проходит несколько стадий своего «цикла жизни»: внедрения, расширения, зрелости и «старения».

 

12. Внешняя торговля России.

Внешняя торговля России — торговля России со странами мира.

Экспорт. 
Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие. 
Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности. 
В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие: 
1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. 
2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта. 
3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. 
4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках. 
5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли. 
6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

 

Импорт.

Крупнейший импортёр товаров в  Россию — Германия

Ситуация в импортном секторе  РФ также характеризуется рядом  особенностей. В товарной структуре  российского импорта отмечены следующие  тенденции: 
1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее. 
2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте. 
3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием. 
4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. 
Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%

 

13. Платежный баланс: сущность, структура. Сальдо платежного  баланса. Государственное регулирование  платежного баланса.

Платежный баланс страны - это учет торговых и финансовых операций страны с другими странами мира за определенный период (год, квартал, месяц).

      Платежный баланс  состоит из двух разделов - поступлений  и платежей. Если поступления  превышают платежи, то платежный  баланс активен (имеет место  положительное сальдо), в противном  случае он пассивен.

Платежный баланс имеет следующие  разделы:  
- торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;  
- баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);  
- баланс движения капиталов и кредитов 

Торговый баланс: Основу платежного баланса составляет торговый баланс. Торговый (внешнеторговый) баланс характеризует экспорт и импорт товара. Торговый баланс положителен, если страна вывозит товаров и услуг больше, чем ввозит из-за рубежа. В этом случае торговый баланс имеет активное сальдо. Если импорт больше экспорта, тогда торговый баланс отрицателен или имеет дефицит. Следовательно, изменения в балансе текущих операций связаны с изменениями в объеме внутреннего производства и занятостью.

Баланс услуг. : Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной,  телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом ит.д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. 

Баланс движения капиталов  и кредитов :выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и  
ссудного капитала.  

Сальдо платёжного баланса — разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу. Положительное сальдо платёжного баланса означает превышение всех платежей, поступающих в страну из-за границы, над платежами из данной страны в другую. Отрицательное сальдо платёжного баланса — превышение платежей из страны над платежами в страну. Обычно международные платежи осуществляются в наиболее конвертируемой валюте, например, в долларах США или евро. Отрицательное сальдо платёжного баланса постепенно уменьшает валютные резервы страны. Требуется его пополнение за счёт продажи товаров за валюту или получения стабилизационных займов. Но этого не происходит, если платежи производятся в национальной валюте государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"