Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:16, шпаргалка

Описание

1. Международные экономические отношения (МЭО): предмет и объект изучения. Сущность и этапы развития.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_po_MEO.docx

— 141.63 Кб (Скачать документ)

 И в настоящее время АСЕАН  продолжает держать курс на  содействие региональному сотрудничеству  в экономической, социальной и  культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.

 Ежегодно проходят министерские  Конференции АСЕАН, служащие форумом  по обмену мнениями по вопросам  безопасности в Азиатско-тихоокеанском  регионе между АСЕАН и ее  партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией,  Новой Зеландией, Южной Кореей  и Соединенными Штатами Америки).

42 вопрос Интеграционные  процессы в Южной Америке, МЕРКОСУР-общий  рынок стран Южного Конуса.

Серьезными препятствиями для  развития интеграции являются:

  • отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами;
  • природные условия (горы, экваториальные леса). Они также могут затруднять взаимообмен между соседями.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет выявить следующие причины, приведшие к ускорению интеграции в регионе:

  • усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций – с другой побуждали к созданию более крупных и открытых рынков;
  • предпринятая южноамериканскими странами в конце 1980-х гг. либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создавала условия для подписания двух– и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик;
  • радикальный пересмотр механизмов интеграции в регионе.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке  все более заметную роль играет МЕРКОСУР, созданный в 1991 г., который является общим рынком стран Южного конуса, Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции.

В настоящее время МЕРКОСУР –  это крупнейший интегрированный  рынок Латинской Америки, где  сосредоточено 45 % населения (более 200 млн человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли континента.

Договором о создании МЕРКОСУР предусмотрены  отмена всех пошлин и тарифных ограничений  во взаимной торговле между четырьмя странами, т. е. свободное движение капиталов  и рабочей силы, введение единого  внешнего тарифа и образование таможенного  союза, координация политики в области  промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированы правила функционирования свободных промышленных зон, утвержден  единый порядок определения происхождения  товаров.

В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд долл. в 1991 г. до 11,5 млрд долл. в 1996 г.

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением  мер регулирования торговли вооружениями, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также реструктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального, культурного  достояния. Сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.

Вопрос 43 Интеграционные процессы на африканском континенте

Интеграционные процессы в Африке начались в начале 1960-х гг. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития, а по сравнению с мировым он был и остается низким. И тогда, и сейчас отмечается широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным возможностям и т. д.

На начальном этапе интеграции возникали организации, скорее присущие африканским условиям, – семь организаций  «речного профиля»:

ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия);

ОМВС (Организация по освоению реки Сенегал);

Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации «Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества».

АФЭС – общий рынок на базе существующих региональных организаций), соглашение о котором вступило в  силу в мае 1994 г. План постепенного –  в шесть этапов – создания АФЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей конструкции АФЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые двадцать лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), созданного в 1975 г. В состав ЭКОВАС входят шестнадцать государств.

Целью ЭКОВАС является:

поэтапное создание общего рынка в  регионе;

дальнейшая активизация сотрудничества и углубление интеграции (путем реализации договоренностей о свободном  перемещении людей и товаров);

развитие торговли и транспортной сети;

создание единого Парламента и  совместного Трибунала;

введение к 2006 г. единой валюты.

В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был  подписан договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран  Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в общий рынок Восточной и  Южной Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах которого – формирование общего рынка к 2006 г., валютного союза  – к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

В Центральной Африке в плане  экономической интеграции более  или менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает шесть стран). За тридцать лет его существования  внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф. На основе совместного участия  стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной  Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной  Африки, выпускающий единые для всех участников платежные средства. В  рамках ЮДЕАК действуют также  органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.

44 вопрос Статические  и динамические эффекты, обусловленные  возникновением и функционированием  таможенного союза. Эффект создания  торговли.

Становление теории экономической  интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого ДжекобаВайнера. В основе анализа лежит сравнение  торговли между странами в условиях существования у каждой из них  собственного таможенного тарифа и  в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза  Вайнера в результате его создания в экономике возникают два  типа эффектов:

- статические эффекты – экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

- динамические эффекты – экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

 Среди статических эффектов  наибольшее значение имеют эффекты  создания торговли и отклонения  торговли.

Эффект создания торговли. В результате создания ТС может возникнуть ситуация, когда товары, традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные  за рубежом. Если до создания ТС местные  производители находились под защитой  импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то их отмены в рамках ТС зарубежный товар оказывается  дешевле местного и потребители  стали его покупать из-за рубежа.  В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы  стали использоваться более эффективно.

Эффект отклонения торговли

 Создание таможенного союза  означает предоставление взаимных  торговых преференций его членами  друг другу, но не другим  странам. В результате взаимного  устранения таможенных пошлин  может возникнуть как эффект  создания торговли, так и эффект  отклонения торговли, по сути  противоположный эффекту создания  торговли, поскольку источник поставки  товаров из стран, участвующих  в интеграции, далеко не всегда  является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие  в интеграции, но отгороженные  от неё общим таможенным барьером  интегрирующихся стран, могли  бы обеспечить поставки того  же товара по значительно низшим  ценам. 

Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупки  товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный  внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных  пошлин в рамках таможенного союза.

 Если в результате образования  таможенного союза возникает  эффект отклонения торговли, то  благосостояние не участвующих  в нем стран однозначно ухудшится,  поскольку ограниченные ресурсы  используются менее эффективно, чем это могло бы быть в  условиях свободы торговли.

Вопрос 45 Влияние таможенного  тарифа на производителей и потребителей

Отечественные производители, выпускающие  конкурирующую с импортом продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение  импорта. Чем дороже обходится потребителю  иностранный товар, тем с большей  охотой обращаются они к отечественным  производителям, которые в результате выигрывают как за счет роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся благодаря введенному тарифу.

Выигрыш отечественных производителей от введения тарифа не перекрывает  потерь потребителей. Причина проста: производители получают преимущество за счет повышения цен только в  отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены  платить одинако Тариф на продукт  какой-либо отрасли является защитой  не только по отношению к самим  фирмам, производящим этот товар на территории страны. Он защищает также  доходы рабочих и служащих, занятых  на этих фирмах и участвующих в  производстве «добавленной стоимости». Кроме того, тариф защищает также  доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы. Таким  образом тариф на велосипеды оказывает поддержку не только велосипедным фирмам, но и рабочим, занятым на данном производстве, и фирмам, поставляющим этой отрасли стальные детали, резину и прочие промежуточные товары. Все это несколько осложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие велосипеды. На положение фирм данной отрасли влияют также тарифы, установленные на импорт товаров, представляющих для нее элементы затрат. Например, на фирмы, выпускающие велосипеды, окажет влияние введение импортных пошлин на сталь или резину. Это еще более осложняет процедуру измерения воздействия всей тарифной системы на отдельную промышленную компанию.во высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары.

Доходы от таможенных тарифов, безусловно, представляют собой выигрыш для  страны в целом. Сумма, полученная государством от взимания пошлин, может впоследствии служить различным целям: превратиться в дополнительные расходы на социальные программы, способствовать снижению таких, к примеру, налогов, как подоходный, или просто поднять оклады ненасытным государственным служащим

 

46.Интеграция на постсоветском пространстве опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизационного пространства. Интеграционный процесс в рамках постсоветского пространства во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства. Результаты интеграции на постсоветском пространстве оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.основные факторы, порождающие интеграционные тенденции на постсоветском пространстве:

- разделение труда, которое невозможно  было изменить целиком за короткий  промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

- желание широких масс населения  в странах – членах СНГ поддерживать  достаточно тесные связи из-за  смешанного населения, смешанных  браков, элементов общего культурного  пространства, отсутствия языкового  барьера, заинтересованности в  свободном перемещении людей  и т.п.;

- технологическая взаимозависимость,  единые технические нормы и  др.

Основной целью создаваемой  международной интеграционной группировки  является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

47.Транснациональная компания представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества.Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.Причины возникновения ТНК: Неодинаковые темпы накопления капитала; Интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил; Экспансия капитала за границей и создание там собственных отделений; Стремление к получению сверхприбылей; Жесткая конкуренция, ведущая к концентрации производства и капитала в международном масштабе; Снижение значения геополитических и экономических границ.Условно выделяют пять этапов развития ТНК:Первый период символически мог бы быть ограничен 1900 и 1928 гг.развитие будущей «Большой семерки», в которую в последней четверти ХХ в. вошли ведущие государства мира.подготовка к Первой мировой войне 1914-1918 гг. и сами военные действия сыграли значительную роль в развитии ТНК и существенно усилили позиции ведущих компаний воюющих сторон, включая компании проигравшей стороны.Первый период развития ТНК в ХХ в. определил основу структуры мирового производства, выявил содержание социальных проблем и ввел правила игры для ТНК и государств практически на целое столетие.Второй период охватывает время с 1929 по 1945 гг.Этот период развития ТНК обеспечил аккумулирование трудовых, технологических и управленческих ресурсов для громадного прыжка к недостижимым ранее возможностям второй половины столетия.Третий период продолжался с 1946 по 1972 гг. Он включает в себя не только восстановление мировой экономики после Второй мировой войны, но также историческое разрешение в середине 1960-х гг. наиболее сложной социальной проблемы: обеспечения гарантированных приемлемых стандартов нижнего уровня качества жизни населения в группе ведущих западных стран.Четвертый период простирается с 1973 по 1985 гг.и охватывает время энергетического кризиса и ликвидации его последствий, время перестройки отношений между Севером и Югом, частичного перераспределения рынка между нефтяными компаниями стран-членов ОПЕК и западными нефтегазовыми компаниями, время первого, но очень эффективного использования долгов Югa в качестве чувствительного политического инструмента.Пятый период развития ведущих ТНК и их трансформация в глобальные компании начались приблизительно в 1985 г.Транснациональные корпорации получают преимущества не только от расширения территории эксплуатации, но и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Имея филиалы и дочерние компании в разных странах, ТНК могут: осуществлять быстрый хозяйственный маневр, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы; стремиться получать высокие прибыли в странах, в которых существует низкий уровень налогообложения; оптимизировать свои производственные и сбытовые программы применительно к специфическим условиям разных национальных рынков;манипулировать балансами своих заграничных филиалов и дочерних компаний, подчиняя их политику доходов и расходов интересам центральной штаб-квартиры.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"