Российско-японские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

История, современные проблемы и пути развития отношений между Россией и Японией

Содержание

Введение

Глава 1. История развития российско-японских отношений…………..
Зарождение российско-японских отношений
Отношения в Советскую эпоху
Новая Россия и Япония

Глава 2. Современные проблемы российско-японских отношений в XXI веке и пути их решения

2.1. Территориальная проблема

2.2. Торгово-экономические проблемы

2.3. Внешнеполитические факторы в российско-японских отношениях

Глава 3. Перспективы развития российско-японских отношений

Заключение

Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

kursach1.docx

— 57.10 Кб (Скачать документ)

  2) решить  проблему в варианте, приемлемом  для Японии. Тогда потрясения  произойдут в России, и это  опять же не нужно Токио.  В обеих столицах уже давно  поняли, сколько выгод несет сотрудничество  двух соседних государств.

  3) наметить  новый срок расплаты – год,  два, пять – в надежде, что  за это время "территориальная  проблема" сдвинется в глазах  общественного мнения на дальний  план. В конце концов, разве это  не происходит в последнее  время, разве не очевиден спад нездорового возбуждения по поводу судьбы Курил и в России, и в Японии, разве не отодвигаются они на второй, третий план отношений?

  На данный момент достигнуты конкретные шаги в  частности, Россия и Япония подписали  программу совместного хозяйственного освоения Южно-Курильских островов. Программа  была подписана в Токио в 2000 году в ходе официального визита в Японию президента России Владимира Путина.

  Пути решения  территориальной проблемы ищут все, кто интересуется вопросами российско-японских отношений. Предлагаются различные  варианты, в том числе и совместное пользование островами. На мой взгляд, Японии нужны Курильские острова  чисто из экономической выгоды. Ведь это богатейший рыбный район всего  Дальнего Востока. Континентальный  шельф этих островов обладает колоссальными  морскими ресурсами.

  Япония  просит о передаче только четырех  островов, гряды Хабомаи, имеющие  русское название – острова Малой  Курильской гряды. Мне кажется, что  Южный Сахалин и Курильские острова  надо все же закрепить за Россией, на основании Ялтинских решений.

  Хотя справедливости ради отметим, что территориальная  проблема не может быть решена выгодно  для обеих сторон. Потеря Россией  Южных Курил нанесет ущерб  не только экономике нашей страны, но и геополитическому присутствию  в этом стратегически важной районе.

  2.2. Торгово-экономические  проблемы

  Первые  попытки побудить Японию к активизации  экономического сотрудничества с СССР предпринимались еще М.С.Горбачевым, но японская сторона некоторое время  демонстрировала отсутствие интереса к предложениям Москвы.

  Главная причина этого заключалась в  том, что правительство Японии попыталось воспользоваться заинтересованностью  СССР в получении японских инвестиций и передового технологического и  экономического опыта в целях  оказания давления на Москву по территориальной  проблеме. Затем Токио сменило  тактику, решив, что склонить руководство  СССР к возвращению «северных территорий» будет проще, удовлетворив часть пожеланий Москвы по поводу активизации экономического сотрудничества. Тем не менее, долгое время Россия не могла добиться от Японии главного: увеличения объемов японских инвестиций. В разговорах на официальном уровне главным тормозом для увеличения инвестиций японская сторона называла нерешенность территориальной проблемы, но в откровенных частных беседах причинами низкой активности японских инвесторов в России называли неразбериха в российском законодательстве, коррупция российских чиновников, рэкет, обман со стороны российских партнеров. 

  Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 г.

  Активное  развитие российско-японских экономических  отношений началось в 1997 г. Экспортно-импортный  банк Японии выделил значительный кредит на реализацию проектов освоения нефтегазовых месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2»  на шельфе Сахалина. В том же году был принят «План Ельцина-Хасимото».

  После визита В.В.Путина в Японию в 2000 г. Программу  углубления сотрудничества в торгово-экономической  области неофициально стали называть «Планом Путина-Мори», сменившего «План  Ельцина-Хасимото». Она определила в качестве основных направлений российско-японского сотрудничества в экономической сфере поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, сотрудничество в области транспорта, науки и технологии, атомной энергетики, освоении космоса. 

  Важную  роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность учрежденной  в 1994 г. Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам (МПК) и двух ее Подкомиссий. К настоящему времени было проведено  девять заседаний МПК.

  29 июня 2003 г. во Владивостоке состоялась  встреча сопредседателей МПК  (В.Б.Христенко - Ё.Кавагути), а 30 июня - 1 июля 2003 г. - VI заседание Полкомиссии  по вопросам экономических отношений  с Дальневосточным регионом, в  ходе которых был проведен  содержательный обмен мнениями  о состоянии и перспективах  развития делового сотрудничества  между регионами Сибири и Дальнего  Востока России и Японией5.

  По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим  ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. – прирост  по сравнению с 2006 годом – 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

  Примерно  с 2007 года начинается строительство  автозаводов «Nissan», «Suzuki», «Isuzu», также планируют организовать производство компании «Mitsubishi Motors». Российские компании «Транстелеком» и «Ростелеком» совместно с японскими фирмами реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

  В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в 2007 г. составили 6,8 млн. тонн на сумму 3,7 млрд. долл.

  Хотя цифры  товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше – на 238 млрд.долл. в год. Столь  же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую  и российскую экономики. Общий объем  японских инвестиций в российскую экономику  составляет всего 1,4%. 

  Для Японии Россия – малозначимый экономический  партнер. Российская доля в товарообороте  Японии не достигает и 1%. Японские деловые  круги все еще проявляют немного  интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов. В то же время для России Япония – один из важнейших торговых партнеров  в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который занимает второе место по объему товарооборота после КНР.

  В свою очередь  в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих  навыков, знаний, а главное – терпения, так как для продвижения иностранных  товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

  Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность  территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые  круги принимать во внимание это  обстоятельство».

  В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение  к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи  холодной войны. Потому считается преждевременным  идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть  в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей6. Еще одним препятствием российско-японской торговли и долговременных экономических отношений стала проблема финансирования японского экспорта: пока не будет гарантий со стороны российского государства, японские деловые круги не смогут финансировать соответствующие экспортные операции.

  В стадии проработки находятся новые крупномасштабные проекты сотрудничества: строительство  магистрального газопровода Сахалин-Хоккайдо-Хонсю  и сооружение энергомоста Сахалин-Япония, включающего строительство электростанции и прокладку подводного электрокабеля, а также разработка Эльгинского  угольного месторождения.

  Вместе  с тем, к числу основных неурегулированных  проблем с японской стороной относится  уровень ввозных пошлин на автомобили, а также определённые различия в подходе сторон в вопросе допуска на российский рынок услуг7.

  В последнее  время по вопросу территорий обострились  отношения Японии с Китаем и Кореями, что увеличивает пропасть между  Россией и Японией, поскольку  России выгодно вести дела со странами-соседями, с которыми у нее нет территориальных  проблем, а деловая активность китайцев и корейцев в дальневосточных  регионах России во многом определяет вектор развития данного региона.

  В целом, можно сказать, что экономическое  взаимодействие заметно активизировалось, что значительно улучшает российско-японские отношения, увеличивает рост взаимного  интереса российского и японского  бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей. 

  2.3. Внешнеполитические  факторы в российско-японских  отношениях

  К внешнеполитическим факторам можно отнести отношения  Японии с США, странами Восточной  и Центральной Азии.

  В годы холодной войны США сыграли очень важную в российско-японских отношениях в  споре о Южных Курилах. Именно они настояли на том, чтобы Япония требовала возвращения всех спорных  территорий. Но в начале XXI века, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора вплоть до наших дней.

  Ю. Хатояма  провозгласил целью своей внешней  политики ослабление зависимости Японии от США и придание отношениям этих двух стран характера равноправных8.

  Но, на мой  взгляд, России не стоит ждать ухудшения  отношений между Японией и  США как единственной возможности  обрести козыри в переговорах  с Японией по поводу заключения мирного  договора и решения территориального вопроса.

  Ю.Хатояма  выдвинул инициативу создания Восточноазиатского сообщества (ВАС), которое может стать  для региона тем же, чем Евросоюз является для Европы. ВАС мог бы помочь Японии сохранить политическую и экономическую независимость  от США и Китая. К реализации ВАС  может подключиться любая страна АТР, в чем заинтересована и Россия.

  Кроме того, интерес для России представляет и политика Японии в Центральной  Азии и на Кавказе. Хатояма приостановил программы сотрудничества с ЦА и  Кавказом, ценными для Японии как  источник и важный узел транспортировки  энергоресурсов, из-за занятости отношениями  с США и реализацией ВАС. Но Токио заявило, что не намерено отказываться от развития отношений с ЦА. Вопрос лишь в том, насколько частыми  будут контакты со странами этого  региона и собирается ли Япония учитывать  интересы России в этом регионе.

  Россия  в последние годы взяла курс на укрепление связей с АТР, за счет которого она намерена обеспечить развитие Восточной  Сибири и Дальнего Востока. После  прихода к власти Хатоямы, обе  страны подтвердили стремление строить  новые российско-японские отношения  в АТР. На мой взгляд, России стоит  обратить внимание на поиск возможностей активизации сотрудничества с Японией  в развитии Сибири и Дальнего Востока, а также реализации инициативы ВАС.

  В российско-японских отношениях за последние годы, несомненно, возросла роль китайского фактора. Долгие годы КНР благожелательно рассматривалась  Японией как безусловный противник  СССР и противовес «советской угрозе», если не союзник, то, по крайней мере, меньшее из двух зол. Но распад СССР и сокращение российского военного присутствия на Дальнем Востоке  и в АТР вкупе с мощным экономическим  прогрессом Китая и ростом его  военной мощи изменили баланс сил в регионе в пользу Китая. Более того, Москва и Пекин не только покончили с враждой прошлых лет, но и объявили о переходе к стратегическому партнерству.

  Теперь  Японии приходится считаться с союзом России и Китая, которые могут  выступить против нее отдельным  единым блоком в определенных вопросах.

  Повышение статуса Японии в ООН и заключение мирного договора с Россией являются наиболее трудными и ответственными задачами, которые стоят сегодня  перед японской дипломатией. Несмотря на многосторонний характер обеих проблем, их успешное решение зависит, прежде всего, от самой Японии – ее политиков  и дипломатов, а также общественных деятелей, аналитиков и журналистов, чью роль не следует преуменьшать.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3. Перспективы развития российско-японских отношений

  В настоящее  время обсуждение экономических  и политических вопросов двусторонних отношений на различных уровнях  ведет к появлению новых тенденций  в российско-японских экономических  отношениях. В торгово-экономических  и научно-технических отношениях подтверждена необходимость обеспечения  новых возможностей для развития сотрудничества по мере продвижения  российских реформ, а также определены его приоритетные области: топливно-энергетические отрасли, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, транспорт и связь.

  Все, что  мешает развитию отношений между  странами и народами, должно быть ликвидировано. Это профессиональный долг политиков  и дипломатов. Окончательное решение  территориального спора между Россией  и Японией, которое должно получить одобрение российской и японской общественности, в конечном счете  должно быть выгодно обеим сторонам. К нему надо стремиться. Оно должно основываться на действующих договоренностях  и обязательствах сторон.

Информация о работе Российско-японские отношения