Российско-японские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание

История, современные проблемы и пути развития отношений между Россией и Японией

Содержание

Введение

Глава 1. История развития российско-японских отношений…………..
Зарождение российско-японских отношений
Отношения в Советскую эпоху
Новая Россия и Япония

Глава 2. Современные проблемы российско-японских отношений в XXI веке и пути их решения

2.1. Территориальная проблема

2.2. Торгово-экономические проблемы

2.3. Внешнеполитические факторы в российско-японских отношениях

Глава 3. Перспективы развития российско-японских отношений

Заключение

Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

kursach1.docx

— 57.10 Кб (Скачать документ)

Пакт  о нейтралитете между СССР и Японией — советско-японский договор о взаимном нейтралитете, подписанный в Москве 13 апреля 1941, через два года после пограничного конфликта на реке Халхин-гол.

     Согласно  ему «в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта».

     Пакт  позволил СССР обезопасить свои восточные границы на случай конфликта с ГерманиейЯпония, в свою очередь, развязала себе руки в разработке плана Войны за Великую Восточную Азию против СШАГолландии и Великобритании.

     9 августа 1945 года СССР начал войну с Японией, что де-факто прекратило действие пакта о нейтралитете.

     Советско-японская война 1945 года — частьВторой мировой войны и войны на Тихом океане. Состояла из Маньчжурской и Южно-Сахалинскойсухопутных, Курильской и трёх корейских тактических десантных операций.

     В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, утраченные Российской империей в 1905 году по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт-Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил.

     Последняя территориальная потеря Японией  не признана до сих пор. Согласно Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин (Карафуто) и Курилы (Тисима Рэтто). Но договор не определял принадлежность островов, и СССР не подписал его. Однако в 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией.  

     1.3. Новая Россия и  Япония

     Появление в 1991 году на международной арене  новой России как суверенного  государства, провозгласившего путь демократических  и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного  по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом - Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с  Японией как неизбежного следствия  прежнего советско-американского соперничества.

     Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень  будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного  партнера в мировое сообщество, его  глобальные (восьмерка, МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений  с Японией было необходимым для  решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное  задействование потенциала российско-японского  экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока  России; подключение дальневосточных  субъектов Федерации к взаимовыгодному  сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной  Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических  реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

     Японское  правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства  продолжателя СССР и заявило о  своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического  курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в  России отвечает интересам всего  международного сообщества, включая  Японию.

     Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений  России и Японии стал официальный  визит Б. Н. Ельцина в Токио  в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между  новой Россией и Японией, а  также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

     Токийские договоренности на высшем уровне открыли  путь для дальнейшей активизации  российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны  важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

     Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х  годов создали предпосылки для  повышения их уровня. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней  политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства  на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и  тесного экономического сотрудничества.

     1999 год для российско-японских отношений  прошел под знаком последовательной  реализации поставленной на высшем  уровне задачи строительства  партнерских отношений. Российско-японские  отношения продвигались вперед  в ключе общего понимания, что  созидательное партнерство предполагает  широкое, активное развитие всего  комплекса двусторонних связей  и сотрудничества в сочетании  с продолжением конструктивного  решения проблемы пограничного  размежевания.

     5 сентября 2000 года состоялся официальный  визит Президента России В.  В. Путина в Японию. Переговоры  В. Путина с И. Мори были  сфокусированы на таких ключевых  аспектах, как стратегическое сотрудничество  в мировых делах, развитие двусторонних  торгово-экономических связей и  проблема мирного договора, причем  по каждому из этих аспектов  был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних  отношений Президент России и  премьер-министр Японии подписали  Совместное заявление о взаимодействии  России и Японии в международных  делах. 

     Подводя итог, можно сказать, что визит  В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между  двумя странами. Это позволяет  высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции  в отношениях России и Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Современные проблемы российско-японских отношений 

  в XXI веке

  2.1. Территориальная  проблема

  «Границы  – это бритвенные лезвия, на которых  зависают насущные вопросы войны  и мира и жизни целых народов. Границы остаются самой щекотливой темой для государств и в их отношениях друг с другом». Так сказал лорд Керзон в начале нашего века. Это  высказывание очень даже характерно для российско-японских отношений.

  После распада  СССР, Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и  раньше, главной проблемой, стоящей  на пути полноценного развития отношений  между обеими сторонами, остался  спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.

  Первые  сведения о Курильских островах сообщил  в 1697 г. русский землепроходец В.В.Атласов. В 1745 г. большая их часть была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе. На всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, был поднят флаг, также были установлены православные кресты. Именно на эти земли претендует Япония.

  Подписав  декларацию в 1956 г. о передаче Японии двух малых островов, почти удалось  договориться, но договоренность не была претворена в жизнь.

  Также прорывом стало принятие в 1997 г. так называемой «Доктрины Хасимото», которая предусматривала  развитие отношений с Россией  на принципах доверия, взаимных интересов  и долгосрочных перспектив. Эта Доктрина признавала невозможность «решить  проблему северных территорий путем  победы только одной стороны и  проигрыша другой».

  В 2004 году Россия как государство-продолжатель СССР признала Декларацию 1956 года как  существующую и готова вести территориальные  переговоры с Японией на ее базе. Япония, в свою очередь, заявила, что  их не устраивает передача лишь двух островов. Они претендовали на все острова, иначе подписывать мирный договор  они не собирались.

  Основной  причиной конфликта по поводу Курильских островов является дефицитное сырье (морское  – минеральное и биологическое). Только на Итурупе разведаны залежи высококачественных железных, титанованадиевых руд, золота и серебра. На Кунашире преобладают  запасы полудрагоценных камней, цинковых и свинцовых руд, найдены уникальные редкоземельные полиметаллы – лимонитовые  руды самого высокого качества, содержащие титан, фосфор, висмут. Кроме того, на Кунашире имеются золотые и серебряные месторождения, запасы самородной серы. Электроэнергетический потенциал  Южных Курил оценивается в  несколько тысяч киловатт. На их шельфе есть и «черное золото».

  Курилы  богаты морепродуктами, а в Японии выловили почти всю рыбу и морепродукты вокруг своих островов, поэтому нужда  заставляет их двигаться в сторону  Курил. Так как акватория и  шельф Курильских островов являются одним из ключевых мест добычи морепродуктов  для рыбной промышленности России, Сахалин заявил о невозможности  передачи островов Японии.

  В 2005 году президент России Владимир Путин, в  соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, решил разрешить  территориальный спор, передав Японии Хабомаи и Шикотана, но японская сторона не пошла на компромисс.

  Для снижения напряженности между двумя странами в 2007 году Япония предложила помощь России в развитии дальневосточного региона. Предполагалось развивать атомную  энергетику, проложить оптические интернет-кабели через территорию России для связи  Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничать в области  туризма, экологии и безопасности.

  В августе 2009 года премьер-министр Ю.Хатояма  пообещал добиться заключения мирного  договора с Россией и решения  проблемы «северных территорий», чтобы  создать «новые японо-российские отношения»3. Российская сторона, в свою очередь, предложила наладить на четырех островах полноценное и масштабное российско-японское экономическое сотрудничество по таким направлениям, как разведение морских живых ресурсов, развития инфраструктуры и др4.

  Я думаю, что сейчас мы находимся на бескомпромиссно-противоположных  позициях по этому вопросу. Думаю, что  и России, и Японии нужно искать обоюдно приемлемые решения. На мой  взгляд, одно из таких возможных  решений заключается в приложении максимальных усилий для совместного  освоения Южных Курил и Дальнего Востока в целом.

  Предлагались  идеи о создании совместного управления с целью развития Южных Курил. Соглашения об этом должны быть зафиксированы  на уровне международного договора, который, в свою очередь, необходимо рассматривать  как часть реализации программы  по заключению мирного договора.

  И еще  одно немаловажное замечание: с российской стороны к управлению Курилами наряду с федеральными должны быть привлечены и представители Сахалинской  области, а с японской стороны - представители  префектуры Хоккайдо, ближайшей к  этим островам территории Японии.

  Выходов теоретически может быть три:

  1) официально  обозначить проблему и заключить  договор, как бы он ни назывался.  Ничего необычного здесь нет  - у Японии есть территориальные  проблемы со всеми соседями (Россия, Корея и Китай) и с двумя  последними вопрос о спорных  островах тоже есть. Но с Россией  этот вариант неприемлем для  Токио из-за настроений избирателя  – он может привести к падению  премьера, правящей партии или  к еще большим потрясениям,  которые Москве тоже не нужны.

Информация о работе Российско-японские отношения