Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

В современной мировой экономике, в эпоху активного международного товарообмена, в условиях обострения конкуренции и связанных с ней торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще проявляется потребность в диверсификации средств регулирования внешней торговли. Практика развитых стран способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе за счет снижения таможенных пошлин и применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций. Системный кризис, охвативший мировое хозяйство в конце текущего десятилетия усилил роль нетарифного регулирования международной торговли и в целом, государственного участия в экономических процессах.

Содержание

Введение ………………………………………...……..…...…………..…… 3
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... 5
1.1. Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. 7
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………...
13
2.1. Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга ……….. 13
2.2. Сущность антидемпинговых мер …………..……………………… 15
2.3. Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. 16
3. Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… …………..

18
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 48.70 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………...……..…...…………..…… 3
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... 5
1.1. Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. 7
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………...  
13
2.1. Нормальная  стоимость, как ключевое понятие  демпинга ……….. 13
2.2. Сущность антидемпинговых  мер …………..……………………… 15
2.3. Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. 16

3. Развитие и перспективы  антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… …………..

 
18
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список  использованной литературы ……………...……………….…... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В современной мировой экономике, в эпоху активного международного товарообмена, в условиях обострения конкуренции и связанных с  ней торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще проявляется  потребность в диверсификации средств  регулирования внешней торговли. Практика развитых стран способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе за счет снижения таможенных пошлин и применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций. Системный  кризис, охвативший мировое хозяйство  в конце текущего десятилетия  усилил роль нетарифного регулирования  международной торговли и в целом, государственного участия в экономических  процессах.

      В посткризисный период, который является ближайшей перспективой развития мирового хозяйства, прогнозируется активизация  применения средств нетарифного  регулирования, которые также как  и таможенные пошлины, могут существенно  сказываться на динамике, товарной и географической структуре международной  торговли.

     В начале текущего десятилетия сформировалась глобальная тенденция усиления легализованных в рамках ВТО мер ограничения  импорта: антидемпинговых разбирательств, ответных мер на субсидирование иностранными государствами своих экспортеров, а также так называемых защитных мер. В 2000-е годы глобальный торговый протекционизм достиг беспрецедентного уровня. В течение первой декады 2000-х было инициировано рекордное  количество антидемпинговых и защитных расследований, а также дел, возбужденных в связи с предоставлением  иностранными правительствами экспортных субсидий. В результате увеличилось  количество споров и конфликтов между  странами-членами ВТО. В последние  годы проблема защиты национальной экономики  в процессе интеграции страны в мировое  хозяйство приобрела для России особое значение в связи с планируемым  присоединением к ВТО, в условиях образования Таможенного союза. Кроме того, перед Россией стоят масштабные задачи формирования нетарифной ограничительной системы, отвечающей ее национальным интересам на этапе модернизации экономики.

     Характер  применения нетарифных ограничительных  мер сегодня коренным образом  отличается от ситуации конца прошлого века. В последнее десятилетие, и  особенно в связи с нестабильностью  мирового хозяйства, предмет настоящего исследования претерпел значительные изменения. Вместе с тем учеными-экономистами недостаточно полно обосновано экономическое  содержание нетарифной ограничительной  практики в сфере международной  торговли. В значительной мере это  затрагивает внешнюю торговлю России, где отсутствует четкое определение  сущности антидемпингового и других нетарифных регуляторов, не завершено  обоснование научных положений, учитывающих российскую специфику  объекта и субъекта регулирования. Используемый понятийный аппарат в  ряде случаев нуждается в уточнении.

      Исключительно важная роль нетарифных ограничительных  мер в международной торговле в целом и, в частности, во внешней  торговле России, а также растущая необходимость разработки методов  эффективного их применения  в современных  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НЕТАРИФНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

     Многие  процессы, происходящие в мировой  экономике, такие как неравномерность  развития отдельных стран, экономические  и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования  приводит к тому, что любое одностороннее  действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной  стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду  производства, как это происходило  в начале 30-х годов во время  «Великой депрессии».

     Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим  инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования  оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.

     Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам  преимущества в регулировании внешней  торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

    1. Понятие и сущность нетарифных ограничений.

     Во  всех странах регулирование внешней  торговли осуществляется в той или  иной мере государством, в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство  в мировой экономике стремится  защитить свои интересы, интересы отечественных  производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

     Большинство из нетарифных методов, в отличие  от таможенных тарифов, слабо поддаются  количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность  правительствам использовать отдельные  из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в  области торговли в рамках политики протекционизма. 

     К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

     Нетарифные  ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в  достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует  себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими  эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

    1. Классификация нетарифных ограничений

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

  1. Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
  2. Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
  3. Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

   Существует  также распространенная классификация  нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

- Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

- Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

- Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.

- Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

- Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

- Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

- Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.

     Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Информация о работе Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России