Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание

В современной мировой экономике, в эпоху активного международного товарообмена, в условиях обострения конкуренции и связанных с ней торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще проявляется потребность в диверсификации средств регулирования внешней торговли. Практика развитых стран способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе за счет снижения таможенных пошлин и применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций. Системный кризис, охвативший мировое хозяйство в конце текущего десятилетия усилил роль нетарифного регулирования международной торговли и в целом, государственного участия в экономических процессах.

Содержание

Введение ………………………………………...……..…...…………..…… 3
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... 5
1.1. Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. 7
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………...
13
2.1. Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга ……….. 13
2.2. Сущность антидемпинговых мер …………..……………………… 15
2.3. Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. 16
3. Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… …………..

18
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 48.70 Кб (Скачать документ)

     Экспортные  квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

     Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой  разрешается беспрепятственный  ввоз или вывоз товара, включенного  в соответствующий список, в течение  определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой  разрешается импорт либо экспорт  определенного товара с указанием  его количества, стоимости, страны происхождения  или назначения, а в ряде случаев  и таможенного пункта, через который  должен быть осуществлен экспорт  или импорт.

     Важное  место в современном арсенале нетарифного регулирования отводится особым видам пошлин:

- антидемпинговым пошлинам, устанавливаемым для противодействия демпинговому импорту, т.е. импорту товаров по цене ниже нормальной стоимости такого товара;

- компенсационным пошлинам, применяемым для нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль национальной экономики;

- специальным пошлинам, вводимым в качестве защитной меры, если будет установлено, что товар импортируется в таких возросших количествах, которые способны нанести ущерб отрасли национального производства, выпускающей подобные или аналогичные конкурирующие товары.

     Порядок применения специальных видов пошлин, унифицированный в рамках ВТО, позволяет  четко отграничить антидемпинговые, компенсационные и специальные  пошлины (особые виды пошлин) как разновидность  нетарифных мер от инструментов таможенно-тарифного  регулирования - таможенных пошлин. Особые виды пошлин представляют собой индивидуализированные  платежи, размеры и сроки взимания которых устанавливаются в каждом конкретном случае. В отличие от таможенной пошлины особые виды пошлин не имеют универсального характера, то есть не могут применяться ко всем внешнеторговым операциям, а используются только применительно к конкретным торговым отношениям и устанавливаются  на определенный период времени (то есть имеют временный характер). Обязательным условием введения специальной, антидемпинговой  или компенсационной пошлины  является проведение специального расследования, в ходе которого доказывается наличие  оснований для введения данных защитных мер. 
Основаниями введения особых пошлин могут быть: наличие возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения серьезного ущерба) отрасли национальной экономики, наличие демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли национальной экономики. 
По своей природе антидемпинговые, компенсационные и специальные виды пошлин ближе к восстановительной штрафной санкции и тем отличаются от таможенной пошлины и иных видов косвенных налогов. Сравнение специальных видов пошлин со штрафными пошлинами имеет под собой историческое основание, поскольку прототипом антидемпинговой пошлины явилась именно штрафная пошлина.

     Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта.

     К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

     В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они  были нейтральными по отношению к внешней торговле, т. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

     Государство может устанавливать валютные ограничения, т. е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях.

     Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

     Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

  1. прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

- выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;

- возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

- финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т. д.

  1. косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:

- налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

- государственное кредитование. Государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа.  
 
 
 

  1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В СОСТАВЕ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
    1. Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга.

     Конкурентная  борьба на мировом рынке породила специфические антидемпинговые  меры нетарифного ограничения, которые  часто используются страной-импортером для оказания давления на экспортеров  других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции.

      Основанием  для применения антидемпинговых  пошлин является наличие демпинга и  ущерба, таким демпингом наносимого.

      Ключевым  понятием, необходимым для определения  демпинга является нормальная стоимость (normal value), которая может быть установлена на основе:

      - цены на национальном рынке  экспортера и/или производителя  товара

      - цены товара, поставляемого в  третью страну

      - составной цены.

     Основным  критерием демпинга является сравнение  фактических цен ввезенных товаров  с ценами внутреннего рынка в  стране экспортера и установление факта  продажи товара по искусственно заниженной цене.

     Величина  демпинга – есть разница между экспортной ценой и ценой, принятой за базу сравнения. Примером демпинга: ввоз товара поставщиком, чье государство освободило его от налога на экспорт (через государственные субсидии), что позволило ему снизить цену.

      При определении нормальной стоимости  основным ориентиром выступает цена товара на внутреннем рынке (domestic price) экспортирующей страны между независимыми сторонами. Эта цена должна быть сопоставимой, обычно уплаченной или подлежащей уплате (что исключает применение прайс-листов, не отражающих действительные цены) в обычных условиях торговли для идентичного или подобного товара. Если экспортер в экспортирующей стране не торгует подобным товаром, нормальная стоимость может быть определена на основе цены, используемой  иными продавцами или производителями. Действует презумпция, что страны в торговле независимы, поэтому если они действуют совместно или имеют компенсационное соглашение (compensatory agreement), любая иная нормальная стоимость может использоваться только если не затрагивает положений такого соглашения.

      Продажи аналогичного товара, предназначенного для потребления на внутреннем рынке  экспортирующей страны обычно используются для определения нормальной стоимости, если объем таких продаж составляет 5% или более от продаж данного  товара в импортирующую страну.

      Когда данные о продаже товара в обычных  условиях торговли отсутствуют, или  имеющихся данных недостаточно, нормальная стоимость рассчитывается на основе стоимости производства в стране происхождения плюс обоснованные расходы  по продаже, общие и административные издержки и прибыли, или на базе экспортных цен, в обычных условиях торговли, для третьей страны, где эти  цены представлены.

      Продажи подобного товара на внутреннем рынке  экспортирующейся страны или продажи  в третью страну по ценам ниже стоимости (удельных издержек) производства с  добавлением административных, торговых и общих издержек могут рассматриваться  как осуществляемые не в обычных  условиях торговли по причине цены и могут игнорироваться при определении  обычной цены.

      Для определения стоимости расходы  обычно рассчитывается на базе учетной  документации  стороны, находящейся под расследованием при условии, что эти документы надежны. Расходы по продаже и прибыль основываются на фактических данных, относящихся к производству и продаже экспортером или производителем по результатам расследования. Когда такие объемы не могут быть определены таким путем, они основываются на:

      а) среднесоставных фактических сумм (the weighted average), определенных для других экспортеров или производителей в отношении которых ведется расследование в связи с производством или продажами аналогичного товара на внутреннем рынке страны происхождения;

      б) фактические сумм, уплаченных или  полученных при производстве или  продаже той же категории товаров (same category of products) на внутреннем рынке страны происхождения;

      в) любого другого приемлемого метода, при условии, что установленная  сумма дохода не превышает дохода, получаемого обычно другими экспортерами или производителями от продажи  товаров той же категории на внутреннем рынке страны происхождения.

    1. Сущность антидемпинговых мер.

     Сущность  антидемпинговых мер состоит  во взимании с экспортера компенсации  за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостной, и критерий экономического ущерба.

     Ставка  антидемпинговой пошлины устанавливается  в каждом случае индивидуально. Назначение такой пошлины не носит автоматического  характера: она взимается только после расследования на предмет  подтверждения факта демпинга и, что важно, – выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

     Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждением о возможности  принятия более суровых мер в  отношении экспортера.

     Постоянные  меры являются более серьезными и  вызывают значительные потери экспортера, а возможно, и его полный уход с рынка. Существует также принятие экспортером обязательств по соблюдению минимального уровня цен или ограничению  количества поставляемого товара.

     Поскольку антидемпинговые пошлины на порядок  превышают средний уровень таможенно-тарифного  обложения промышленно развитых стран, то даже угроза применения таких  защитных мер, как правило, приводит к сокращению объемов импорта. По этой причине роль окончательных мер в общем объеме начатых расследований постоянно снижается, и торговая политика корректируется уже на этапе расследования либо принятия предварительных мер. Нередко расследование прекращается вследствие добровольного принятия экспортером обязательств, которые предполагают пересмотр экспортной цены или сокращение объема импорта по демпинговым ценам и т.д.

Информация о работе Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России