Принципы иправила ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:08, реферат

Описание

На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры, иначе говоря, осуществлять дискриминацию.

Работа состоит из  1 файл

Принципы и правила ВТО.docx

— 38.24 Кб (Скачать документ)

Хотя Россия провела  уже 14 официальных раундов переговоров  по присоединению к ВТО, а Беларусь – 3, эксперты считают, что обе страны находятся примерно на одинаковой стадии вступления. Это объясняется разницей в масштабе тех проблемных вопросов, с которыми сталкиваются в ходе переговоров  с ВТО Россия и Беларусь. 

Первоочередные меры 

В первую очередь  Беларуси необходимо привести законодательство в соответствие с правилами ВТО. Фронт работы весьма обширен –  нетарифное регулирование, ценовая  политика, государственная поддержка  сельского хозяйства, налогообложение, порядок получения льгот и  субсидий, лицензирование, стандартизация и техническое нормирование, таможенное регулирование, защита интеллектуальной собственности, сектор услуг. 

Во многих случаях, как отмечают эксперты, ломки не потребуется, вполне достаточно корректировки  существующих положений. Например, при  исчислении таможенной пошлины адвалорный эквивалент (процент от стоимости) нужно  заменить на фиксированную ставку. 

И все же в некоторых  секторах без «хирургического» вмешательства  не обойтись. В частности, много вопросов вызывает действующая система мер  нетарифного регулирования и  практика предоставления «индивидуальных» налоговых льгот (вплоть до полного  от них освобождения) и льгот по платежам. Согласно правилам ВТО преференции  должны предоставляться либо по «горизонтали»  – всем предприятиям данного сектора, либо – вообще всем без исключения без деления на государственные и частные. 

На втором месте  в рейтинге ВТО – выработка  долгосрочной тарифной политики страны и ее закрепление в виде международных  обязательств. В целом, по предварительным  оценкам некоторых специалистов, для экономики Беларуси вполне безболезненным могло бы стать снижение пошлин примерно на 70% импорта. В любом случае единовременно  это не произойдет: правила ВТО  допускают определенный переходный период. Этот период может длиться 5–7 лет, а по отдельным позициям –  и до 9 лет. 

Условия роста для  конкурентов 

В секторе услуг  основное требование ВТО – создание конкурентной среды на банковском, страховом и телекоммуникационном поле с открытием этих рынков для  иностранных инвесторов. В банковском секторе на сегодняшний день квота  участия иностранного капитала определяется правлением Нацбанка и согласовывается  с президентом – такой порядок, по мнению экспертов, все же оставляет  возможности для маневрирования. Квота рассчитывается как отношение  суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, а также  дочерних банков зарубежных кредитно-финансовых учреждений к совокупному уставному  фонду банков, зарегистрированных на территории Беларуси. 

Куда более ухабисто белорусское страховое поле. Для  иностранных инвесторов здесь установлено  несколько барьеров: создание страховой  компании с участием иностранного капитала осложнено условиями и оговорками; создание страховой компании со стартовым 100%-ным иностранным капиталом невозможно, плюс действует дополнительный запрет для иностранцев на ключевые виды деятельности (страхование жизни и имущества). В отличие от банковского сектора квота иностранного участия определяется на сегодняшний день лишь декретом президента. 

Синхронный подход 

Если в отношении  таможенно-тарифной политики, как отмечает первый секретарь Департамента координации внешней экономической деятельности Министерства иностранных дел Беларуси Александр Кулинкович, уже можно говорить практически о полной унификации позиций Беларуси и России по тарифным обязательствам в рамках ВТО, то в области доступа зарубежных фирм на внутренний рынок услуг ситуация иная. Страны – члены ВТО как раз и указывают белорусской делегации на серьезные ограничения по доступу на рынок телекоммуникаций, банковских и страховых услуг. 

Дело в том, что  законодательство, регулирующее условия  работы иностранных инвесторов в  основных секторах услуг, в Беларуси и России разное. К тому же российские переговорщики ведут «конфиденциальные  беседы» о либерализации до 2005 года рынка телекоммуникационных услуг. Предполагается, что к этому времени  «Ростелеком» не будет монополистом на российском рынке связи. Аналогичное  решение с белорусской стороны  означает, что и «Белтелеком» к 2005 г. не должен оставаться единственным в стране оператором фиксированной  связи. Однако вряд ли к этому готово белорусское правительство. 

Исходя из всего  этого можно сделать вывод: координация переговорных усилий в этом направлении продолжается. Недавно сторонам удалось договориться о том, что белорусский представитель войдет в состав российской переговорной команды. Это позволит Беларуси более эффективно отстаивать свою позицию при вступлении в ВТО. 

Сравнивая переговорные позиции делегаций России и Беларуси, представитель МИДа обращает внимание на следующее: «У нас с Россией  должны быть идентичные «потолки» –  тарифы, но это не запрещает нам  иметь небольшую разницу в  импортных пошлинах. Например, по шерстяным  изделиям и автомобилям Беларусь может иметь ставку в 10%, а РФ –  нулевую ставку». 

Не так страшно, как кажется 

Предполагается, что  уже в будущем году аналитики  проведут углубленное независимое  исследование по вопросам присоединения  Беларуси к ВТО. Это позволит детально оценить все плюсы и минусы судьбоносного для страны решения.  

Совет Министров  уже дал поручение Министерству финансов найти под это деньги. Потребуется где-то 20–30 млн. BYB. Предполагается, что автора исследования будут искать на основе открытого конкурса. 

В Министерстве промышленности полагают, что больших стрессов для  национальной экономики в связи  с вступлением Беларуси в ВТО  быть не должно. Специалисты министерства проанализировали 1,5 тыс. видов продукции  на предмет возможного установления защитных мер. Оказалось, что критических  позиций всего 1–3, что потребует  уточнений. 

В ряде же случаев  вступление в ВТО для белорусских  экспортеров –– это благо, как говорит начальник управления внешних связей Министерства промышленности Николай Стародынов, потому что это открывает для них европейские рынки. Сегодня они для отечественных производителей практически закрыты. Таможенные пошлины (от 35 до 50%) делают абсолютно неконкурентоспособным белорусский экспорт. Понятно, что тягаться с производителями, которые имеют беспошлинный ввоз или минимальную пошлину до 5%, невозможно. 

Учитывая особую позицию ВТО в отношении поддержки  сельского хозяйства, специалисты  прогнозируют негативные последствия, которые могут возникнуть для  предприятий отечественного сельхозмашиностроения. Выигрышная экспортная позиция –  телевизоры, холодильники. А вот  прогнозировать ситуацию для МАЗа сложнее, говорит Н. Стародынов. Если на рынке  потребуются автомобили с двигателем «евро-3» и «евро-4», то предприятию  пока будет проблематично осуществить  такой переход. Правда, заметил он, МАЗ работает также с группой  стран, которые не входят в ВТО. 

Однако самым чувствительным для белорусского экспорта станет вопрос, связанный со стоимостью российских энергоносителей. Некоторые страны – члены ВТО настаивают на унификации внутренних российских цен на энергоносители с мировыми. «Если это случится, то многие отрасли нашей промышленности станут неконкурентоспособными, а западные рынки будут для них закрыты», – подчеркнул Н. Стародынов. 

И хотя на недавнем заседании  правительство РФ приняло решение  не обсуждать вопрос унификации в  рамках вступления в ВТО, Н. Стародынов считает, что поскольку это один из самых принципиальных вопросов для  российской делегации, то нельзя исключить, что позиция России может измениться под давлением некоторых стран. В частности, этот вопрос усиленно лоббирует  США. 

Несмотря на то что такое требование не прописывается ни в одном соглашении (к примеру, Канада и некоторые другие страны – члены ВТО имеют внутренние цены на энергоносители), эксперты не исключают, что решение этого вопроса может перейти в политическую плоскость. 

Каковы ориентиры? 

Еще недавно не исключалось, что Россия может стать членом ВТО уже к очередной Министерской конференции (высший орган ВТО), которая  пройдет в Мексике в ноябре 2003 года. Вряд ли Россия уложится в эти  рамки. Более реальные сроки для  России, как считает А. Кулинкович, 2003-2004 год. «У России есть шанс завершить  переговоры к этому сроку, а мы будет стараться идти параллельно», – говорит представитель МИДа. По его словам, Беларусь планирует  завершить этот процесс в 2005 году. 

Может ли повлиять на ход переговорного процесса тот  факт, что Беларусь, в отличие  от России, не имеет статуса страны с рыночной экономикой? Особой проблемой  этот фактор не является, отмечает А. Кулинкович. Дело в том, что основным документом по итогам переговоров станет протокол – основной документ, в котором  по пунктам будут изложены условия  вступления Беларуси в ВТО. Конечно, если в этом документе будет записано, что Беларусь является страной с  нерыночной экономикой, возникнут серьезные  проблемы. «Поэтому мы не должны допустить  того, чтобы в протоколе появилась  такая запись», – подчеркнул представитель  МИДа. 

Что для этого  нужно 

Беларусь восстановила с ВТО полномасштабные переговоры, и теперь важно, чтобы этот процесс  был подтвержден реальными и  неотложными мерами, отмечает заместитель  министра иностранных дел Александр  Михневич. Прежде всего требуется привести законодательство в соответствие с нормами ВТО. Поэтому нужно уходить от администрирования во внешней торговле, менять законодательство и нацеливать его на стимулирование экономического роста. В конечном итоге стоит задача включить отечественных производителей в конкурентные условия. Вступление в ВТО не означает автоматического снижения ввозных таможенных пошлин по всем товарным группам. 

ВТО обладает инструментами, которые позволяют точечно защищать ту или иную отрасль. Поэтому, подчеркивает А. Михневич, в условиях членства в  ВТО можно проводить самую  агрессивную промышленную политику, но «она должна выражаться не в распределении  государственных льгот и кредитов, а в создании условий для предпринимательства  и благоприятного инвестиционного  климата». 

Если же вступление в ВТО ухудшит положение производителей (и если оно действительно будет  вызвано причинами, связанными с  внешней торговлей, а не следствием внутренних проблем), то эта организация  предоставляет возможность выхода из ВТО в течение 6 месяцев. Правда, за всю историю ВТО ни одна из 144 стран не воспользовалась этим правом. 

Начальник отдела ВТО  Департамента координации и внешнеэкономической  деятельности МИД Беларуси Антон  Кудасов считает сегодня одной  из основных задач согласование позиций  России и Беларуси при вступлении в ВТО. Это крайне важно для  национальной экономики, ибо если Россия вступает в ВТО раньше Беларуси, то Беларусь де-факто оказывается  в ВТО, но без прав. Кроме того, для Беларуси может сложиться  ситуация, подобная той, через которую  прошла Россия в результате реформ в первой половине 90-х годов: они  были проведены без координации  с процессом присоединения к  ВТО. 

Таким образом, проведя  либерализацию экономики в рамках интеграции с Россией, Беларусь впоследствии окажется перед необходимостью вторично открывать свой рынок, теперь уже  под ВТО. А это также означает, что «придется дважды менять правила  игры для белорусского бизнеса, деловых  кругов, предприятий». 

Наконец, у Беларуси есть проблемы с Россией, которые  не удастся решить без ВТО. Прежде всего это касается порядка взимания НДС во взаимной торговле. Но и обгонять Россию в процессе вступления в ВТО также не рекомендуется, говорит А. Кудасов. Ибо Россия на сегодняшний день – единственная страна, которая последовательно отстаивает «нормальные» – не дискриминационные со стороны ВТО – условия присоединения по сравнению с теми странами, которые уже вступили в организацию с момента ее образования. 

Почему это так  важно? В противном случае, поясняет А. Кудасов, Беларусь не сможет воспользоваться  правовыми механизмами ВТО для  устранения тех дискриминационных  мер, которые сегодня применяются  против отечественных производителей на зарубежных рынках. В результате этих ограничительных мер Беларусь несет потери, оцениваемые в 100 млн. USD. 

Также стоит обратить внимание на то, что в мае в  Москве главы государств в рамках ЕврАаЭС договорились о том, что при присоединении к ВТО позиция России по тарифному вопросу принимается этими странами за основу. Чтобы Беларуси как-то воспользоваться такой удачей, необходимо вхождение белорусского представителя в российскую делегацию. Необходимая работа уже ведется. 

Информация о работе Принципы иправила ВТО