Принципы иправила ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:08, реферат

Описание

На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры, иначе говоря, осуществлять дискриминацию.

Работа состоит из  1 файл

Принципы и правила ВТО.docx

— 38.24 Кб (Скачать документ)

Принципы и правила  ВТО

Торговля без дискриминации

На протяжении почти  пятидесяти лет ключевые положения  ГАТТ запрещали дискриминацию между  его членами, а также между  товарами, производимыми внутри стран  и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится положение о режиме наибольшего  благоприятствования (РНБ), государства-члены  обязаны предоставлять товарам  других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который  предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие  бы то ни было торговые преимущества для  других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные  меры, иначе говоря, осуществлять дискриминацию.

В статье I содержатся несколько исключений из РНБ. Наиболее важное касается исключения в отношении таможенных союзов и зон свободной торговли. Другое исключение из режима наибольшего благоприятствования, в целом, обеспечивает развивающимся и другим странам с недостаточно развитой экономикой возможность пользоваться преференциальными пошлинами.

Второй важный принцип  правовой системы ВТО известен как "национальный режим". Он подразумевает, что в отношении импортных  товаров по отношению к ним  на внутреннем рынке должен применяться  режим, который будет не менее  благоприятным, чем тот, который  действует в отношении национальных товаров. Так гласит статья III ГАТТ.

Помимо ГАТТ ряд  важных положений, касающихся "режима наибольшего благоприятствования" и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (см. ниже) содержит, с некоторыми исключениями, требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования  и национального режима и обеспечения  охраны интеллектуальной собственности  членами ВТО.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (см. ниже) обязывает  участников соглашения предоставлять  режим наибольшего благоприятствования  в отношении услуг и поставщиков  услуг других участников. Однако это  же соглашение допускает определенные исключения из этого обязательства. Речь идет о конкретных ситуациях, при  наличии которых члены ВТО  могут не предоставить такой режим  изначально. В тех случаях, когда  применяются такие исключения, они  подлежат пересмотру через пять лет, а срок их действия не должен продолжаться более десяти лет. С другой стороны, национальный режим является обязательством по ГАТС только в том случае, если участники соглашения обязуются  предоставлять такой режим в  отношении конкретных услуг или  деятельности, связанной с их оказанием. Это означает, что предоставление национального режима является результатом  переговоров между участниками. В соответствии с ГАТС, член ГАТС должен следовать национальному  режиму только в тех секторах экономики, по которым он взял на себя соответствующие  обязательства. Члены ГАТС не обязаны  применять национальных режимов  в тех секторах экономики, по которым  они не приняли на себя обязательств. Такой подход отличается от реализации национального режима в сфере  торговли товарами.

 Предсказуемый  и расширяющийся доступ к рынкам

Многосторонняя торговая система представляет собой попытку  со стороны правительств создать  для инвесторов, работодателей, работников и потребителей такую среду хозяйственной  деятельности, которая поощряла бы торговлю, инвестиции и создание рабочих мест, а также способствовала существованию на рынке возможности выбора и низких цен. Такая среда должна быть стабильной и предсказуемой, в частности для увеличения инвестиций и процветания.

Наличие надежного  и предсказуемого доступа к рынкам в большой степени определяется применением таможенных тарифов. Если квотирование торговли, как правило, запрещается, то тарифы считаются законным средством по правилам ВТО и достаточно широко используются правительствами  для защиты внутренних производителей и увеличения бюджетных доходов. Использование тарифов регулируется правилами: в частности, таможенные пошлины не должны носить дискриминационного характера по отношению к разным источникам импорта и в основном должны быть "связанными". Связанность  ставок таможенных пошлин означает, что  уровень пошлины в отношении  конкретного товара рассматривается  как обязательство, которое берет  на себя член ВТО. В этом случае ставку пошлины нельзя повысить в одностороннем  порядке без проведения переговоров  с основным поставщиком данного  товара (статья XXVIII ГАТТ 1994 года).

Обязательства об обеспечении  доступа к рынкам через снижение и связывания таможенных пошлин, которые  в ходе Уругвайского раунда взяли  на себя свыше 120 стран, зафиксированы  в национальных тарифных списках  общим объемом около 22500 страниц.

 

Аргументы в пользу открытой торговли

Философия лежащая в основе ВТО в пользу открытой системы торговли, базирующаяся на международных согласованных правилах, достаточно проста, а в её основе лежит главным образом коммерческий здравый смысл.

Все страны обладают ресурсами - людскими, промышленными, природными, финансовыми, которые они могут  использовать для выпуска товаров  и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с  ними на международные рынки, вступая  в конкуренцию с другими поставщиками. Термин "сравнительное преимущество" означает, что процветание стран  зависит от того, как они воспользуются  своими ресурсами для концентрации усилий на производстве тех товаров  или услуг, которые они могут  производить лучше других. Такая  ситуация возникает естественным образом  для фирм, действующих на внутреннем рынке, но это лишь часть общей  картины. Есть еще и мировой рынок. Большинство фирм признают, что, чем  обширней рынок, тем больше их потенциал  с точки зрения достижения наиболее эффективных масштабов производства и получения доступа к наибольшему  числу клиентов. Другими словами, меры по либерализации торговли, которые  обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства приумножают те выгоды, которые они получают от выпуска  продукции наивысшего качества, наилучшей  конструкции и по наилучшим ценам.

Однако успехи в  торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным  видам продукции может варьироваться  от компании к компании, когда изменения  на рынке или внедрение новых  технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного  качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, компании которых  обладают определенными преимуществами, в стоимости трудовых или природных  ресурсов, могут утратить конкурентоспособность  части своих товаров или услуг. При наличии открытой экономики, однако, они приобретают конкурентоспособность  в других областях. Этот процесс, развивается  постепенно. Компании нацеливают свои усилия на выпуске новой продукции, стараются найти новую "нишу" в той области, в которой они работают, или расширить производство за счет выпуска новых изделий. Мировой рынок эти возможности расширяет.

Альтернативный вариант, который заключается в защите от импорта или предоставлении правительственных  субсидий, ведет к тому, что неэффективные  и громоздкие компании заваливают потребителя  устаревшими и непривлекательными изделиями. В конечном итоге заводы закрываются, а работники теряют свои рабочие места, несмотря на протекционизм  и субсидии. Если правительства стремятся  осуществлять такую же политику в  своей внешней торговле, происходит сжатие рынка, а мировая экономическая  активность сокращается. Одна из целей  ВТО как раз и заключается  в том, чтобы предотвратить такой  бесперспективный и саморазрушительный дрейф в сторону протекционизма.

 

 Помощь развивающимся  странам и странам с переходной  экономикой

      Секретариат  ВТО, организует командирование  специалистов, проводит различные  семинары и оказывает практическую  техническую помощь правительствам  и их должностным лицам в  проведении переговоров о присоединении,  выполнении обязательств ВТО,  а также содействует их эффективному  участию в международных переговорах.  Организуются различные курсы  и программы индивидуальной помощи  по конкретным направлениям деятельности  ВТО, включая урегулирование споров  и подготовку докладов о состоянии  торговой политики. Более того, развивающиеся  страны, прежде всего наименее  развитые, получают помощь от  организации, которая предоставляет  им данные о торговле и тарифах,  которые касаются их собственных  экспортных интересов и участия  в работе органов ВТО.

      Секретариат  ВТО также продолжает программу  ГАТТ по организации и проведению  учебных курсов. Эти курсы для  должностных лиц из развивающихся  стран проходят в Женеве дважды  в год, один раз на английском, другой раз на французском  языках, они были открыты в  1955 году. С тех пор, по конец  1994 года в них приняли участие  почти 1400 специалистов по вопросам  торговли из 125 стран и 10 региональных  организаций. Начиная с 1991 года, в Женеве каждый год организуются  специальные курсы для должностных  лиц стран с переходной экономикой.

 

 Специализированная  помощь в развитии экспорта

      Международный  торговый центр был создан  ГАТТ 1964 г. по просьбе развивающихся  стран для оказания им помощи  в развитии экспорта. Работой  центра совместно руководят ВТО  и Организация Объединенных Наций,  которая действует через ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле  и развитию). Центр строит свою  работу в соответствии с запросами  развивающихся стран об оказании  им помощи в формулировании  и реализации программ развития  экспорта, а также импортных операций  и методики их выполнения. Центр  предоставляет информацию и оказывает  консультации по экспортным рынкам  и маркетинговым технологиям;  помогает этим странам в создании  и становлении служб, занимающихся  развитием экспорта и маркетингом,  а также в подготовке необходимых  кадров. Наименее развитые страны  получают помощь по линии Центра  бесплатно. 

 

Региональные торговые соглашения

      Во  многих уголках мира были заключены  и действуют региональные торговые  соглашения, в рамках которых  группы стран договорились о  ликвидации или снижении бартеров  в отношении импортных операций  между собой. В статье XXIV ГАТТ  признается важность более тесной  интеграции экономики отдельных  стран в результате взаимной  либерализации торговли. Поэтому  допускается создание таких группировок  в порядке исключения из общего  правила о предоставлении режима  наибольшего благоприятствования,  при условии, однако, соблюдения  определенных строгих критериев.  Правила ВТО устанавливают, что  заключаемые региональные соглашения  должны облегчить торговые отношения  между заинтересованными странами, и не вести к созданию дополнительных  препятствий в их торговле  с остальным миром. Таким образом,  региональная интеграция будет  дополнять международную систему  торговли, а не угрожать ее  существованию.

      Региональные  торговые группировки в соответствии  со статьей XXIV могут принимать  форму таможенных союзов или  зоны свободной торговли. В обоих  случаях таможенные пошлины и  иные барьеры в отношении практически  всей торговли между странами, которые входят в такую группировку,  должны ликвидироваться. В зоне  свободной торговли каждый ее  член проводит свою собственную  политику внешней торговли, включая  тарифы, по отношению к тем  странам, которые не входят  в состав той же группировки.  В каждом из обоих случаев  пошлины или нормы, регулирующие  торговлю членов группировки  со странами, которые не являются  ее членами, не должны быть  более ограничительными сравнению с теми, что существовали до создания группы.

 

Наблюдение за национальной торговой политикой

      Наблюдение  за торговой политикой, проводимой  странами, - одно из основных направлений  всей деятельности ВТО. Центральным  элементом этой работы является  механизм по обзору за торговой  политикой.

      Цели, которые стоят перед организацией на этом направлении, заключаются в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в этой области, содействовать повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства.

Рассмотрение обзоров  осуществляется на регулярной, периодической  основе. Четыре крупнейших участника  мировой торговли, а именно Европейский  Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония и Канада, проходят процедуру  рассмотрения обзоров их торговой политики примерно раз в два года. Еще  шестнадцать стран, которые следуют  за ними согласно их доле в мировой  торговле, проходят процедуру рассмотрения каждые четыре года, а остальные  страны - каждые шесть лет, при этом для наименее развитых стран предусматривается  возможность проходить процедуру  рассмотрения обзоров их торговой политики реже. Процедура обзора торговой политики регулируется приложением 3 к Соглашению об учреждении ВТО.

Рассмотрение обзоров  проводится специальным Генеральным  Советом, который созывается в этом случае в качестве Органа по проведению обзора торговой политики. Этому органу представляются два документа: официальный доклад Правительства, в котором излагаются основные положения торговой политики, и подробный доклад, который готовится отдельно Секретариатом ВТО. Оба документа, а также протоколы рассмотрения обзора торговой политики публикуются после окончания заседаний, на которых проходило рассмотрение торговой политики той или иной страны.

Информация о работе Принципы иправила ВТО