PR-деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:29, реферат

Описание

Перед тем как начать разговор о PR-деятельности в органах государственной власти следует обратить внимание на основной понятийный аппарат Public Relations, с которым будем сталкиваться в дальнейшем в этой работе.
Итак, Public Relations – это система связей с общественностью, предполагающая постоянную деятельность по развитию взаимоотношений между фирмой и общественностью.1
Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений через средства массовой информации (СМИ) с целью информирования и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1
Опыт российской государственной PR-деятельности………………….4
PR-деятельность в органах государственной власти…………………..8
Специфика PR-служб в органах власти…………………………….8
Структура PR-служб в органах власти………………………………11
Органы власти как целевая аудитория…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

реферат исходник.docx

— 51.27 Кб (Скачать документ)

2)  Достаточно высокий статус, приближенность к первому лицу, лидеру;

3)  Ориентированность на укрепление авторитета действующего лидера и его сторонников.

Как показывает анализ Положений  структур по связям с общественностью ряда регионов, в качестве основных целей деятельности PR-служб выдвигаются следующие:

  1. обеспечение гласности, открытости в работе администрации;
  2. обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
  3. содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке программ и решений;
  4. содействие в реализации законодательства;
  5. содействие становлению институтов гражданского общества8.

Причем  формулировки порой обтекаемые и многозначные, в них далеко не всегда заложен смысл, соответствующий цивилизованной PR-деятельности.  Трудно встретить ориентацию на диалог и партнерские отношения с общественностью. Преобладают цели и задачи в режиме односторонней коммуникации. Например, формулировка из «Положения о службе по связям с общественностью Краснодарского края»: «Разъяснение руководителям партий и объединений необходимости мотивов принятия администрацией края решений, имеющих социально-политическое значение… информирование населения о деятельности администрации и правительства края». Еще более узко определена задача службы администрации Орловской области: «разъяснение руководству политических партий, общественных объединений основных положений стратегического курс, осуществляемого главой администрации».

В отдельных администрациях на уровне субъектов федерации представлена аналитическая функция PR. Так, Положение о комитете по связям с общественностью при губернаторе Калужской области предписывает изучение мнения различных слоев населения, анализ и прогнозирование социально-политических процессов в области и на отдельных территориях. Разработка на основе полученной информации методов действия, оценки принятых решений или проектов по корректировке политики руководства области.

Есть отдельные примеры включения в Положение консультативных функций. Курганская область: «Участие в подготовке проектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений Главы администрации (губернатора) Курганской области, регулирующих деятельность средств массовой информации и обеспечивающих  свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений». Лишь в 58% указывается на необходимость участия PR-служб в разработке проектов документов и законов, на привлечение к этой работе граждан.

Как общий вывод можно  отметить следующее: приоритетными  являются информационные функции. Исследователи  также отмечают, что не предусматривается  осуществления  замкнутого цикла  – от исследования, выработки программ PR до их реализации. Что свидетельствует о том, что управление общественными отношениями как сфера деятельности в органах власти субъектов федерации в основном находится в стадии «созревания». Это можно считать естественным, учитывая недолгий период демократизации российских органов власти.

 

б) Структура PR-служб в органах власти

 

Структура PR-служб в региональных органах власти формируется в основном из следующих подразделений: пресс-центр (работа со СМИ), аналитический отдел, подразделение по работе с политическими и общественными объединениями, а также с религиозными и национально-культурными организациями. Есть примеры, когда функция взаимодействия с общественностью распределена между различными подразделениями. Например, при администрации области создается два разных комитета по работе со СМИ (ТВ, радио, Интернет и печатные), а также  управление по работе с общественными организациями, религиозными и национально-культурными центрами. Экономический комитет взаимодействует с хозяйствующими субъектами, бизнес-структурами. Управление делами администрации имеет отдел взаимодействия с органами местного самоуправления. Все эти подразделения подчинены разным вице-губернаторам. Подобная схема видится мало эффективной, так как затрудняет четкую координацию всей деятельности по управлению общественными отношениями. 

На федеральном уровне PR-службы формируются также без типовых рекомендаций. Можно увидеть большое разнообразие вариантов. Обращаясь к анализу государственной PR-службы,  было введено понятие минимальной

достаточности9, при которой может реализовываться PR-функция. Вот что включает в себя этот минимум функций:

  1. Оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ;
  2. Распространение, подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;
  3. Подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
  4. Проведение аккредитации журналистов, освещающих деятельность данной организации;
  5. Оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле-радиопередач;
  6. Подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации;
  7. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами;
  8. Анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей;
  9. Подготовка при необходимости опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций.

Данный объем работы поручается, как правило, информационным центрам, которые имеют информационно-аналитические  службы, а иногда – и подразделения  по работе с заявлениями и письмами граждан.  

В администрации Президента РФ есть два управления, которые  выполняют PR-функции: управление пресс-службы и управление по связям с общественностью. Второе подразделение является центром разработки PR-стратегии, имеет отдел социологических исследований, а также отдел по связям с общественностью в регионах.

На уровне министерств  есть ряд заметно проявившихся PR-служб, а в некоторых министерствах предпочитают свои службы не создавать – ограничиваются договорами с внешними PR-фирмами. Так, в начале нынешнего столетия заметно активизировались PR-службы Министерства РФ по налогам и сборам и МЧС. Среди лауреатов национальной премии в области связей с общественностью со времени ее учреждения (1997 год) значатся PR-подразделения органов власти различных уровней : пресс-центр Федеральной пограничной службы РФ, пресс-центр Московской городской Думы, управление по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы власти как целевая аудитория

 

Тема «PR-деятельность в органах власти» достаточно обширна и может быть рассмотрена в разных аспектах. В литературе чаще освещается работа с общественностью органов власти, выступающих в роли базисных PR-субъектов.  Между тем, в реальности - власть, точнее представители органов власти – становятся одним из сегментов внешней среды, составляют целевую аудиторию многих бизнес-структур и общественных организаций. Как строится взаимодействие, что важно учесть в работе с данной целевой аудиторией? Российская действительность такова, что влияние органов власти, особенно исполнительной, ощутимо на все сферы жизни общества. 

Итак, работая в пользу какой-то организации, фирмы, мы определяем цель нашего взаимодействия с органами власти. Варианты целей могут быть разными. Например, руководитель крупной  компании, образовавшейся недавно за счет слияния нескольких фирм, может  быть заинтересован в том, чтобы  его заметили и выделили среди  других  органы власти. Даже если фирма  средняя, ее руководитель, как правило, стремится  выделиться среди множества  конкурентов именно в глазах представителей власти. 

Первое, что необходимо сделать, - определиться, какие уровни власти мы включаем в целевую аудиторию. На федеральном  уровне законодательную  власть представляют Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Госдумы РФ, в регионах - республиканские или областные  думы. Городские думы или советы принимают нормативные акты, регламентирующие городское хозяйство. Законодательная  власть рассматривает и принимает  законы, исполнительная власть осуществляет исполнение законов и оперативное  управление.

Второй важный этап –  определить контекст, в котором мы начинаем выстраивать взаимоотношения  нашей организации с органами власти. На каждом историческом этапе  могут быть свои особенности. Российская государственность находится в  стадии реформирования. Законы федерального уровня постоянно совершенствуются, законодательство на уровне субъектов федерации постепенно приводятся в соответствие с федеральным. Однако периодически возникают противоречия не только на уровне законодательства разного уровня, но между законодательными и исполнительными органами власти краев и областей (городскими представительными органами и администрациями), иногда ощутимы «трения» между представителями федеральных ведомств и региональными, местными структурами исполнительной власти.

Следует всегда держать в  голове, что нельзя упрощенно воспринимать иерархию власти: “кто выше - тот важнее”. Важно помнить, что муниципальная власть, находящаяся на нижних ступенях иерархии, - самая приближенная к населению власть. Если есть заинтересованность в тесном контакте с жителями какой-либо территории (города, округа), в активе  должна быть работа с местной властью по решению проблем, волнующих население. Самое пагубное и неэффективное - встать на позиции негативизма, исходить из того, что власть «вся коррумпирована», чиновника «не пробьешь». Действительно, чиновничество - это особая среда, со своими социально-психологическими особенностями. Служба в аппаратах власти усиливает в людях амбициозность, определенную зашоренность (видят действительность порой только через призму решений и протоколов). Никто не может отрицать и коррумпированность власти. Но все эти негативные моменты не являются тотальным свойством. Даже в годы застоя встречались в аппаратах власти живые, творческие люди. Сегодня их значительно больше. В аппараты власти пришли специалисты, ученые, предприниматели. Поэтому не стоит распространять негативное отношение на всех депутатов и чиновников. Гораздо продуктивнее - изучить свою целевую аудиторию и сделать нужные выводы.

Итак, необходимо спланировать  работу с сегментом под условным названием “власть”. Первый шаг - сбор информации. Допустим,  фирма представляет сферу строительства. Необходимо изучить структуру всех уровней власти: какие комитеты в Госдуме РФ, какие подразделения в Правительстве, какие управления или отделы администраций региона, города имеют отношение к проблемами строительства.

Если составляется PR-программа  для политической организации, в большей степени будут интересовать законодательные и представительные органы власти, их структуры.

Сбор информации о нужных структурах предполагает создание базы данных, включающей правильные полные названия структур, их полные координаты, а главное - ф.и.о. должностных лиц, их секретарей и помощников. Это  и будет целевая аудитория  для работы.

Логика дальнейших действий: исследовать отношение целевой аудитории к интересующей  организации. Возможно, потребуются визиты знакомства. Важно соблюдать уровни: к помощнику руководителя или в пресс-службу пойдет специалист по PR, а с ответственным должностным лицом следует организовать встречу руководителя организации. Важно также иметь информацию о месячном и недельном регламенте работы органов власти и по возможности посещать открытые заседания. На них можно получить много ценной информации, которая поможет в дальнейшей работе.

Рано или поздно, обязательно  обнаружатся точки пересечения деятельности любой организации и органов власти. Коммерческие структуры связаны с органами государственной власти на всех основных этапах в своем становлении и развитии - от планирования к организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. И это в первую очередь касается таких важнейших функций, как оформление лицензий, акцизов, сертификатов соответствия и качества; подготовка сопроводительной документации и растаможивание грузов; налогообложения; создание необходимого банка информационных данных о состоянии рыночной конъюнктуры; выполнение экспедиторских и бухгалтерских операций; отношения бизнеса с государственными структурами и СМИ тесно переплетаются с основными этапами коммерческой деятельности. В демократическом обществе эти контакты должны формироваться на основе взаимопонимания и заинтересованности, поскольку в конечном итоге служат национальным интересам общества10. Остроумно сформулировала эти взаимосвязи Дороти Доти: «Если вы не продали товар человеку, который принимает решения, вы его еще не продали».

Что может быть включено в перечень мероприятий взаимодействия с властью организации, находящейся, к примеру, в областном центре?

Федеральный уровень:

  1. Переписка с депутатами Госдумы, договоренности о встречах, акциях;
  2. Отправка информационных писем, предложений и мнений в федеральные органы власти (чтобы  организация была известна в тех кругах);
  3. Подготовка и проведение  встреч руководителя организации с личностями федерального масштаба.

Региональный и местный  уровень:

  1. Отправка информационных писем, мнений и предложений в законодательный и представительный органы, в администрации;
  2. Организация встреч шефа с руководителями органов власти;
  3. Участие в работе законодательных и представительных органов власти (например, часто  депутатские комиссии  открывают свои двери, чтобы показать реальную сложность проблем и открытость в их решении);
  4. Присоединение конкретными делами к инициативам местной власти;
  5. Инициирование создания общественных консультативных органов при органах власти;
  6. Создание бизнес-клубов (или клубов деловых людей) как центров неформального общения с участием представителей власти;
  7. Разработка, совместно с органами власти, проектов по СМИ (открытие совместных изданий, ТV-каналов или программ).

Информация о работе PR-деятельность в России