Інвестиційна привабливість України для іноземного інвестора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Згідно із Законом України "Про інвестиційну діяльність" інвестиціями є всі види майнових та інтелектуальних цінностей, щовкладаються в об'єкти підприємницької та інших видів діяльності, внаслідокякої створюється прибуток (дохід) або досягається соціальний ефект.[2]
Термін "інвестиції" прийшов в українську економіку в період її переходувід адміністративних до ринкових відносин, тобто наприкінці 80-х років ХХ ст.З кожним роком інвестиціям у нашій країні приділяється дедалі більше уваги,але досі науковці не дійшли згоди у визначенні терміна «інвестиції».

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МЕДУ.docx

— 209.93 Кб (Скачать документ)

Относительно правовой стороны  украинской системы привлечения  иностранных инвестиций интересна  мнение экспертов Международного Банка  реконструкции и развития (МБРР), которые характеризуют украинское законодательство, как чрезмерно  сложное и как такое, что постоянно  меняется. По их мнению, в Украине  имеют место наиболее неблагоприятные  для иностранного инвестора условия. В дополнение к частым изменениям законодательства новые законы часто  имеют обратную силу, что грозит инвестору неограниченным риском. Прозрачность и предсказуемость действия законодательства, необходимых для функционирования рыночной экономики, долгое время отсутствовали  в Украине.

Причина существования большого количества разнообразных рисков кроется  в отставании законодательной базы в сфере регулирования инвестиций от реального процесса экономических  преобразований. Так, в Украине разработано  законодательство об иностранных инвестициях, которое насчитывает более 100 различных  правовых и нормативных документов (законов, постановлений, указов, положений, инструкций и т.п.).

Однако стоит отметить, что в целом вся украинская законодательная база по поощрению  и регулирования иностранного инвестирования имеет по крайней мере два основных недостатка:

1) нестабильность и ненадежность;

2) отсутствие комплексности  и наличие противоречий в самих  законодательных актах.

О нестабильности законов  в сфере регулирования иностранных  инвестиций свидетельствует то, что  за годы независимости в Украине  шесть раз менялись условия инвестиционной деятельности для нерезидентов. Нестабильность, в свою очередь, обусловливает невозможность  спрогнозировать производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности объектов инвестирования. Одновременно, именно обеспечение стабильности нормативной базы имеет для иностранного инвестора большее значение по сравнению с льготами.

Существенно влияет на инвестиционную привлекательность страны и ее имидж  на международной арене прозрачность и эффективность работы судебной системы. В Украине исполнения судебных решений затягивается, да и уровень  их недостаточный, вращающийся существенными  экономическими потерями для компаний. По мнению экспертов, сегодня следует  повысить требования со стороны тех  государственных учреждений, которые  обязаны контролировать соблюдение законов и исполнения судебных решений, поскольку инвесторы реагируют  не на декларацию их прав, а на реальный и действенный механизм их соблюдения.

Экономические факторы привлечения  иностранных инвестиций.

Налоговая система в Украине  сейчас не вполне соответствует требованиям  рыночной экономики и отталкивает, как отечественных, так и иностранных  инвесторов, поскольку находится  в состоянии постоянного реформирования. Это приводит к нарушению основных составляющих ее эффективности определенных еще Адамом Смитом, - справедливости, определенности и удобства для налогоплательщиков. Налоговая система деформирована  за значительного количества льгот, которые препятствуют улучшению  финансового и производственного  состояния предприятий, осуществлению  капиталовложений, приводя к необоснованному перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйствования. Для упорядочения льгот необходимо отменить те из них, которые не имеют экономического обоснования.

Мы имеем ряд других негативных моментов в экономическом  блоке привлечения иностранных  инвестиций: прежде всего, это - бюрократические  проблемы и легитимная неопределенность в процессе приватизации; отсутствие социально и экономически эффективной  приватизации и эффективного закона о приватизации земли; оборот на внутреннем рынке денежных единиц западных стран; отсутствие правового обеспечения кредитования, страхования, валютного обращения; ограниченные каналы репатриации прибыли (в основном путем вывоза изготовленной продукции добывающих и сырьевых отраслей, имеющих спрос на мировых рынках) и другие. [32, c.68 -81]

Что касается коррупции, вопрос о борьбе с которой неоднократно поднимался общественностью, то половина из опрошенных компаний оценили ее как препятствие для их инвестиционной деятельности, в то время как остальные, которые показались на удивление  спокойными в этом вопросе, воспринимают коррупцию как одну из статей своих  расходов . Общая экономическая ситуация воспринимается одной категорией инвесторов как фактор не в пользу осуществления  ПИИ и их эффективного регулирования  со стороны государства и не принимается  всерьез во внимание другими, в зависимости  от отрасли экономики, где они  работают. Для большинства иностранных  инвесторов она все же является неблагоприятным  фактором. Однако, следует отметить, что при этом подавляющее большинство  опрошенных иностранных инвесторов не отказывает Украине в большом  потенциале для будущего экономического подъема.

Недостаточная развитость фондового  рынка и наличие малого числа  финансовых инструментов на нем, низкий уровень корпоративной культуры на отечественных предприятиях, неспособность  действующего законодательства регулировать спорные вопросы, возникающие на этом рынке, сдерживающие в настоящее  время инвестиционная деятельность в Украине. Иностранные инвесторы  не очень надеются на стабильный доход  по акциям украинских предприятий. Для  фондового рынка Украины характерен низкий уровень капитализации и  низкая ликвидность акций, выпущенных в обращение. В целях активного  развития рынка ценных бумаг необходимо, чтобы функция контроля за рынком ценных бумаг осуществлялась институтом, независимым от политических, правительственных, лоббистских, теневых и коррумпированных сил.

Необходимо обеспечить выполнение требований законодательства всеми  участниками фондового рынка. Предметом  особого внимания является внешний  долг. Страны, добросовестно платят внешние долги, пользуются уважением  и иностранных правительств, и  иностранных инвесторов.

На уровень иностранного инвестирования влияет и уровень  банковского процента, а также  учетная ставка Центрального банка. Зависимость активности иностранных  инвесторов от банковского процента определяется тем, что норма доходности инвестиционного проекта с участием нерезидента, кредитуемого коммерческими  банками принимающей страны, должна превышать банковский процент, который  установился. Снижение банковского  процента привлекает любого инвестора, вкладывающего средства в реальный сектор экономики.

Важной предпосылкой улучшения  инвестиционной среды и системы  регулирования иностранных инвестиций в Украине является страхование  иностранных инвестиций. Считается, что защита имущественных интересов  иностранных инвесторов в нашей  стране может обеспечиваться также  и независимыми страховщиками. В  современных условиях быстрыми темпами  идет процесс демонополизации страховой  деятельности, расширяется круг субъектов, которые предоставляют страховые  услуги, формируется страховой рынок. Но развитие страхового дела носит  пока стихийный характер. В значительной степени это объясняется тем, что законодательство в сфере  страхования почти отсутствует.

Существует и много  факторов организационного характера, которые становятся препятствием на пути создания эффективного механизма  регулирования иностранных инвестиций в Украине. Они существуют на различных  стадиях инвестиционного процесса: поиск, согласование, практическая реализация, и на всех этих стадиях особенно ощущаются ограничения в получении необходимой информации, нетипичные для международной практики трудности, проблемы с многоступенчатым и нестандартизированного порядком регистрации инвестиций и предприятий, многочисленные лицензии, квоты, пошлины, налоги, громоздкая система налогообложения, уже упомянутое слабое функционирование вторичного рынка ценных бумаг, нехватка квалифицированных экспертов, аудиторов, консультантов и недостаточность государственных гарантий защиты инвестиций.

Нельзя абстрагироваться и от высокого уровня регулирования  предпринимательской деятельности со стороны государственных органов: большое количество различных видов  лицензий, разрешений, сертификатов, в  одних только названиях которых  трудно разобраться. К этому добавляется  весьма распространенное элементарное незнание основ делового сотрудничества со стороны национальных предпринимателей. За некомпетентности руководители предприятий  иногда принимают единоличные решения, противоречащие законодательству и  затрагивают интересы иностранных  инвесторов. Бывает, что местный  совет дает предварительное согласие на использование земли, а в дальнейшем с изменением власти аннулирует ее.

Динамике эффективного регулирования  иностранного инвестирования препятствует специфика национального менталитета. Через неадаптованисть предприятий  к функционированию в конкурентной среде, их руководство иногда пытается избежать поступлений инвестиций, поскольку  это связано с изменением собственности  и закономерным освобождением части  работающих. Существуют опасения приобретения иностранными инвесторами львиной части национального богатства. Трудовые коллективы, которые стали собственниками, вообще заинтересованы в первоочередном удовлетворении своих краткосрочных интересов, а не в реорганизации производства, повышении инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий. Поэтому не реализуется цель приватизации - увеличение объемов внутренних и иностранных долгосрочных вложений средств. Препятствием становятся и повышение ставок займа, сроков и текущих расходов строительства.

Информационные факторы.

Особое внимание следует  уделить информационному обеспечению  привлечения иностранных инвестиций как слабом звене в действующем механизме регулирования этого процесса. Необходимо издавать информационные бюллетени и рекламную литературу по проблемам иностранного инвестирования, создать компьютерную сеть для обмена информацией, систему статистической информации.

Современных инвесторов, которые  изучают возможности и перспективы  прямого инвестирования, интересуют также характеристики внутреннего  рынка страны-получателя инвестиции (вместимость местного рынка, относительные  благополучие или покупательная  способность населения и потенциал  роста этих показателей, доступ к  рынку, обеспеченность инфраструктурными  службами поддержки), ресурсная база, заработной платы, торговая политика, наличие льгот для иностранных  инвесторов, степень влияния государства (ее эффективность и уместность) на процесс вложения инвестиций в страну и степень регулируемости данного процесса.

Остается нерешенной проблема обеспечения зарубежных инвесторов информацией о действующем в  отношении иностранных инвестиций законодательство. Тексты законов и инструкций недосягаемы для ознакомления. Практически нет единого подхода к статусу и отмены предыдущих законов, поэтому трудно определить, какие законы сохраняют силу, а какие были аннулированы. Чтобы дать зарубежным инвесторам представление о правовом режиме в Украине относительно иностранного капитала, нужно организовать регулярный выпуск бюллетеня, содержащего соответствующую информацию на нескольких языках. [31, c.64 -65]

Таким образом, в Украине  созданы определенные условия эффективного привлечения иностранных инвестиций, однако есть еще ряд проблем, которые необходимо решать применяя современный организационно-экономический механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в страну.

 

1.3 Нормативно-правове регулювання здійснення іноземного інвестування в Україні

 

 

Як вже було відмічено  саме стан нормативно-правової бази країни є найбільш вагомим фактором, що спливає на інвестиційну привабливість  країни та рівень інвестування в ній. В Україні створено розгалужену законодавчу базу в сфері регулювання інвестиційної діяльності. Вона складає понад 300 нормативних актів, які є дещо суперечливими, але поступово вдосконалюють з метою досягнення більшого притоку інвестицій та фізичної ефективності їх використання.

В цілому законодавче забезпечення інвестиційної діяльності в Україні  до сьогодні характеризується певною нечіткістю, існують деякі розбіжності у формулюванні основних категорій та понять.

В Україні практично створено основи законодавчої бази, яка регулює  діяльність іноземних інвесторів. На сьогодні базовим законодавчим актом, який визначає особливості питань іноземного інвестування, є Закон України "Про  режим іноземного інвестування" від 19.03.96 року N 93/96-ВР. Цей Закон відмінив дію Закону України "Про іноземні інвестиції" від 13.03.92 N 2198-XII, Декрету  Кабінету Міністрів України "Про  режим іноземного інвестування" від 20.05.93 N 55-93 та Закону України "Про  Державну програму заохочення іноземних  інвестицій в Україні" від 17.12.93 N 3744-XII, але в ньому були збережені  у повному обсязі державні гарантії захисту іноземних інвестицій, що надавалися іноземним інвесторам на території України у відповідності  з цими законодавчими актами. [1]

Тому доцільно розглядати законодавчу базу України в галузі регулювання іноземних інвестицій як чинник їх ефективного залучення, а потім – і використання.

Закони України "Про  захист іноземних інвестицій в Україні", "Про режим іноземного інвестування", "Про усунення дискримінації в оподаткуванні суб'єктів підприємницької діяльності, створених з використанням майна та коштів вітчизняного походження" покликані регулювати:

  • державну гарантію захисту інвестицій незалежно від форм власності;
  • відшкодування збитків, зокрема втрачену вигоду і моральну шкоду, завдані внаслідок дій, бездіяльності або неналежного виконання державними органами України чи посадовими особами передбачених законодавством обов'язків щодо іноземного інвестора;
  • повернення інвестиції іноземному інвестору в натуральній формі або у валюті інвестування без сплати мита, а також доходів з цих інвестицій у грошовій чи товарній формі у разі припинення інвестиційної діяльності;
  • застосування національного режиму валютного регулювання та справляння податків на території України до суб'єктів підприємницької діяльності або інших юридичних осіб, створених за участю іноземних інвестицій, незалежно від форм та часу їх внесення.

Информация о работе Інвестиційна привабливість України для іноземного інвестора