Мировой рынок технологий на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть стратегии, формы международного научно-технического сотрудничества в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Мировой рынок технологий – важный элемент
современной международной экономики………………………………5
1.1. Международная передача технологий как
форма МЭО……………………………………………………………….5
1.2. Формы международного технологического обмена…………………..12
1.3. Тенденции развития мирового рынка технологий………………….....18
Глава 2. Мировые научно-технические центры как фактор развития
рынка технологий……………………………………………………..25
2.1. Становление мировых научных центров развития технологий……...25
2.2. Научно-технологический потенциал России……………………….....30
2.3. Россия в формирующейся международной системе
открытых инноваций…………………………………………………….......37
Заключение…………………………………………………………………...40
Список Литературы…………………………………………………….........41
Приложение………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

В начале XXI в. научно-технический прогресс приобретает ряд новых черт. Иное качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого — резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений с 1885 по 1919 г. составил 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с 1945 по 1964 г. — 14 лет, а в 90-е гг. ХХ в. для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3—4 года. Возникла фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствования производства. Стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но "сегодняшней" техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки — в виде наукоемких технологий. В них способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии.[6]

В последнее десятилетие три группы технологий оказали наибольшее влияние на развитие мировой экономики : высокие технологии (нано-,био- и экотехнологии), ИКТ и новые бизнес-технологии. При этом развитие ИКТ тесно связано с развитием нанотехнологий, а бизнес-технологии, в свою очередь, зависят от уровня развития ИКТ. В развитых странах уделяется большое внимание исследованиями разработкам в передовых направлениях, характеризующих дальнейшее развитие инновационной экономики.

От нанотехнологий ожидают значительного влияния на мировую экономику, поскольку они могут использоваться практически в любой отрасли. Первые прогнозы развития рынка нанотехнологий были подготовлены в начале 2000-х гг. с прогнозом до 2015г. Наиболее известный из них был опубликован в 2001г. Национальным научным фондом США, который оценил объем мирового рынка нанотехнологической продукции в 1 трлн.долл. К 2015 г. [7]

Наукоемкие технологии не являются изолированными, обособленными потоками. В целом ряде случаев они связаны и дополняют друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также проникновение одной и той же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Следует вести активный научный поиск во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного применения нововведения.

Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик. За последние 15—20 лет компании развитых стран накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли различные формы международных отношений при внедрении научных разработок в производство (технологическая кооперация, межстрановой технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы).

В настоящее время в высокотехнологичном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейших центра — США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба . США сегодня доминируют главным образом в области поставок компьютерного оборудования (75 %) и программных средств (65 %).

Отмечается возрастание роли Японии. Сейчас на североамериканском рынке доля японских производителей конторского оборудования составляет: в области копировальной аппаратуры — свыше 40 %, в области калькуляторов и факсимильного оборудования — около 100 %.

Для Европы в последнее время характерно некоторое отставание в области новых технологий. Так, европейские компании, специализирующиеся на информационных технологиях, за редким исключением нескольких производителей мирового класса, рассматриваются как утратившие способность конкурировать на мировом рынке информационных технологий. Такое заключение неизбежно следует из проведенного опроса общественного мнения. Общая доля европейских компаний на внутреннем рынке составляет только 30—40 % общего объема поставок продуктов информационных технологий. Среди 100 крупнейших частных компаний и фирм только 19 — европейские. Но правительства европейских государств, несмотря на скептическое отношение к их деятельности со стороны руководства частных компаний, способствуют возрождению своей промышленности в области информационных технологий. НИОКР в области информационных технологий нашли поддержку не только со стороны отдельных правительств, они привлекли внимание руководства ЕС, которое выработало несколько программ по содействию в развитии данных технологий. Примером является программа ESPRIT (Европейская стратегическая программа исследований в области информационных технологий).

Анализ развития мировой экономики показывает, что масштабы использования нововведений для эффективного развития человеческого общества стали играть большую роль. В этих условиях наиболее важное значение имеет дальнейшее развитие "двигателя" новых технологий — информационных технологий.

Под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, обработки, хранения, передачи информации для всех сфер общественной жизни . Информационные технологии включают в себя главные составляющие современного информационного бизнеса: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное оборудование и ксерокопирование.

Эволюция технического обеспечения протекает неравномерно, скачкообразно. Развитие компьютерной техники происходит в геометрической прогрессии. Каждые полтора года производительность компьютеров увеличивается в 2 раза .[8]

Анализируя тенденции мирового рынка ИТ показывает, рост рынка происходит в Основном в Азиатских странах. Связано это с тем, что рынки ИТ в странах Европы, и США уже перенасыщены, а в Азии много развивающихся стран, которым требуется для развития экономики все больше и больше информационно-технологических ресурсов. Лидером по потреблению является Китай - 43%, Южная Корея – 16%, Индия - 9% (см. Приложение 4)

Исследование мирового рынка компьютерной техники показывает, что основными поставщиками компьютерной техники по итогам 2004 г. являются компании Dell – 18,3% , HP –  15,7% , IBM – 6,5% , Fujitsu Siemens – 3,8%, Acer – 3,2%(см.Приложение 3) .

Таким образом, в последнее время появились следующие главенствующие тенденции в развитии технического обеспечения ИТ: 1) соединение воедино трех направлений — бытовой электроники, средств связи и компьютеров; 2) удешевление продуктов данной конвергенции; 3) миниатюризация и повышение удобства пользования устройствами.

Фундаментом для развития наукоемких технологий является образование. С одной стороны, огромное значение имеет то, какое базовое образование получил человек. С другой, в последнее время все большую роль начинает играть последипломное образование. Речь идет о том, что для поддержания конкурентоспособности человек вынужден совершенствовать свои знания в связи с быстро изменяющимися текущими потребностями рынка труда .

Следует отметить, что образование в России славилось в мире именно своей фундаментальностью. Зарубежное образование с его большей практической направленностью более пластично и приспособлено для восприятия новых технологий.

Процесс организации переподготовки работников отечественных организаций и предприятий в настоящее время, по мнению многих авторов, недостаточно обеспечен как методически, так и технологически.

Одним из путей решения этой проблемы могло бы стать широкое внедрение новых информационно-образовательных технологий на базе использования современной мультимедийной техники. К таким технологиям можно отнести Новую информационно-образовательную технологию (НИОТ), использующую концепцию дистанционного обучения. Эта концепция предполагает, используя новейшие компьютерные технологии в совокупности с прогрессивными методиками и приемами, создание электронных обучающих систем, включающих общетеоретические и прикладные дисциплины. Эти дисциплины позволяют организовать учебный процесс, максимально наполнив его элементами, обеспечивающими высокое качество и эффективность обучения. При этом студент может находиться вдалеке от университета, что существенно снижает расходы на обучение.

На современном этапе научно-технической революции роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем, что НТР дала мелким и средним высокотехнологичным внедренческим фирмам современную технику, соответствующую их размерам (микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющую вести производство и разработки на высоком техническом уровне и требующую сравнительно небольших затрат.

Рисковые венчурные предприятия небольшого, как правило, размера заняты разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты. Инициаторами таких предприятий чаще всего выступают небольшие группы лиц — талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, которые неизбежны в лабораториях крупных фирм, подчиненных жестким программам и централизованным планам.

Необходимый капитал такие предприниматели получают от крупных корпораций, частных фондов и государства, позволяющих им свободно распоряжаться этими средствами для научных целей. Поскольку результаты исследований неизвестны, есть значительный риск для такого предприятия (поэтому финансирующий его капитал называется рисковым). [9]

Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. Его отличает неустойчивость, ненадежность положения. "Смертность" рисковых организаций очень высока. Из 250 рисковых фирм, основанных в США еще в 1960-х гг., "выжили" около трети, 32 % были поглощены крупными корпорациями, 37 % обанкротились. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий, подобно "Xerox", "Intel", "Apple Computer". Однако отдача оставшихся "в живых" фирм настолько велика как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения совершенствования производства, что делает такую практику целесообразной.

Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.

 


Глава 2. Мировые научно-технические центры как фактор развития рынка технологий.

2.1. Становление мировых научно-технических центров

Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.

Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих. (см. Приложение 1)

Предполагается, что в 2010 году расходы США на НИОКР превысят 400 млрд. долл., расходы ЕС составят примерно 270 млрд. долл., расходы Японии и Китая – по 140 млрд. долл.(см. Приложение 6)

Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников - к 1 млн. человек.[10]

В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60% сосредоточены в высших учебных заведениях, которых в общей сложности насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).

В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.

Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.

Западная Европа - один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы - 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).

В течение длительного времени Западная Европа заметно отставал от США и Японии, прежде всего по исследованиям в сфере высоких технологий. Это отставание, хотя и сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США.

Информация о работе Мировой рынок технологий на современном этапе