Мировой рынок технологий на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:56, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть стратегии, формы международного научно-технического сотрудничества в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Мировой рынок технологий – важный элемент
современной международной экономики………………………………5
1.1. Международная передача технологий как
форма МЭО……………………………………………………………….5
1.2. Формы международного технологического обмена…………………..12
1.3. Тенденции развития мирового рынка технологий………………….....18
Глава 2. Мировые научно-технические центры как фактор развития
рынка технологий……………………………………………………..25
2.1. Становление мировых научных центров развития технологий……...25
2.2. Научно-технологический потенциал России……………………….....30
2.3. Россия в формирующейся международной системе
открытых инноваций…………………………………………………….......37
Заключение…………………………………………………………………...40
Список Литературы…………………………………………………….........41
Приложение………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

Бывшие социалистические страны имеют совсем незначительную долю на мировом рынке технологий.

Современный мировой рынок технологий это один из наиболее интенсивно развивающихся мировых рынков. По темпам развития технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками товаров и капитала.

Современный мировой рынок технологий имеет ряд особенностей. Рассмотрим их.

Мировой рынок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом.

Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. Около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный обмен ТНК. Более 60% лицензионных поступлений промышленно развитых стран приходится на долю внутрикорпорационных поступлений (в США – 80%).

Крупнейшие ТНК сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации мирового рынка технологий (уровень монополистического контроля 89-90%);

Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии:

1 этап – продажа готовой продукции, произведенной по новой технологии;

2 этап – технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме прямых зарубежных инвестиций;

3 этап – чистое лицензирование.

Т.о., новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий.

Технологический разрыв между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий:

             высокие технологии (уникальные, прогрессивные) обращаются между промышленно развитыми странами;

             низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран.

Технологии создаваемые в развитых странах – трудо- и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран – трудоосберегающие, но ресурсо- и капиталоемкие. Т.о. международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране.[3]

Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования (Международный кодекс поведения в области передачи технологий), а также международные органы регулирования (Соглашение всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности технологии (СТЕМ)).

В международной экономике носителями технологии могут выступать такие факторы производства:

             товар - в случае международной торговли высокотехнологичными товарами;

             капитал - в случае международной торговли высокотехнологичными капиталоемкими товарами;

             труд - в случае международной миграции высококвалифицированных научно-технических кадров;

             земля - в случае торговли природными ресурсами, для разработки которых использовано новейшее научно-техническое достижение.


1.2. Формы международного технологического обмена.

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

Различают следующие основные пути передачи технологий.

На некоммерческой основе:

o               специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;

o               конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;

o               международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

На коммерческой основе:

o               продажа воплощенных технологий;

o               прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;

o               продажа патентных и «ноу-хау» лицензий;

o               совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

o               координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;

o               лизинг;

o               инжиниринг;

o               консалтинг;

o               портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

Нелегальная передача технологий:

o               промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

o               техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

Остановимся подробнее на основных формах.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная лицензионная торговля. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.[4]

Различают три типа франчайзинга.

1)            Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

2)            Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

3)            Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:

             имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

             уменьшается объем капиталовложений;

             возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

             гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

             возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

             они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

             получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

             компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники.

В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги, прежде всего по подготовке нового производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции. Формы оплаты услуг инжиниринга могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта.

Широкое распространение в сфере МРИТ получил также консалтинг. Консалтинг обозначает широкий спектр консультационных услуг, предоставляемых консалтинговой фирмой любому потребителю.

Контракты «под ключ» (turnkey projects) как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.

При такой форме международной передачи технологий заказчик получает полностью готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением новой техники. Вся ответственность за строительство и ввод объекта в эксплуатацию возложена на одно юридическое лицо. Поэтому подобные объекты возводятся очень быстро и в сжатые сроки приступают к выпуску конкурентоспособной продукции.

Практически единственной проблемой для заказчика является высокая цена. Стоимость реализации объектов «под ключ», как правило, существенно выше по сравнению со строительством подобного объекта собственными силами. Что же касается фирмы-подрядчика, то осуществление таких объектов для них тоже выгодно, о чем свидетельствует конкурентная борьба, сопровождающая получение заказов такого рода.

Контракты на управление (management contracts) являются специфической формой международной передачи технологий, суть которой состоит в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций на определенный срок и за определенную плату.  Необходимость в заключении контрактов на управление порождается рядом ситуаций в международном бизнесе. Прежде всего, она возникает в случае, когда существует настоятельная потребность добиться существенного повышения эффективности функционирования действующего предприятия, а местные управленцы не в состоянии справиться с решением данной задачи. Иностранные менеджеры и специалисты, как показывает опыт, способны быстро и действенно оказать необходимую помощь, достичь желаемого результата.

Далее, заключение контрактов на управление иногда связано с осуществлением прямых зарубежных инвестиций. Когда за рубежом создается новый промышленный объект или реконструируется действующее предприятие, от фирмы-поставщика нового технологического оборудования требуют оказания помощи в виде управленческих услуг.

Срок контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных менеджеров определяется либо в фиксированной сумме, либо зависит от объема производства.

Специфической разновидностью международной передачи технологий является международное техническое содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом с конца 1970-х годов.[5]

              С помощью всех рассмотренных видов деятельности (лицензионные соглашения, франчайзинг, инжиниринг, контракты «под ключ» и др.) фирмы одной страны получают доступ к технологии и управлению, созданным в других странах. Поэтому международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности фирм на внутреннем и мировом рынках. Чем более совершенен рыночный механизм передачи технологий, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получает как продавец, так и покупатель технологически применимого знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Тенденции развития мирового рынка технологий

Последняя треть ХХ в. ознаменовалась целой серией фундаментальных, технологических и прикладных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения, химии, микробиологии, созданием современных авиации и космонавтики. Бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники привели к появлению продуктов, в основе которых лежат новейшие технологии. В последние годы экономическое развитие государств в немалой степени происходит за счет инноваций.

Информация о работе Мировой рынок технологий на современном этапе