Для различных принимающих
стран существуют неодинаковые источники
миграционных потоков, хотя во многих
случаях они и совпадают. Это
обусловлено, с одной стороны, той
ролью, которую страна притяжения играет
в современном мире, и возможностями,
которые она имеет, а, с другой
стороны, конкретными историческими,
этническими, географическими связями
между принимающими странами и странами-донорами.
При этом наблюдаются довольно заметные
сдвиги в географических потоках
современной иммиграции. За прошедшие
десятилетия изменился не только
этнический состав, но и квалификационный
и образовательный уровень иммигрантов.
В последние годы в США, например,
въехало беспрецедентно большое
число лиц с высшим образованием
– 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно
утверждать, что все иммигранты имеют
высокий уровень образования
и квалификации: 33,1% из них не закончили
среднюю школу. В свою очередь, 1/3
таких иммигрантов принадлежит
к числу тех, кто нелегально пересек
границу США.
В каждой стране вырабатывается
национальная миграционная политика.
Миграционная политика государства
– это комплекс законодательных,
организационных и иных мер, направленных
на регулирование въезда в страну
и выезда из страны, предоставление
и лишение гражданства или
иного статуса проживания в стране,
использование в стране иностранной
рабочей силы, создание системы социальной
защиты работников-мигрантов в период
их работы за рубежом, регламентирование
потоков беженцев и их социальную
защиту.
Обобщая разные подходы, концепции
и теории, объясняющие причины
международной миграции, можно выделить
ряд наиболее существенных факторов:
экономическое неравенство между
богатыми и бедными странами; демографический
дисбаланс; разрушение социальных связей,
вызываемое экономическим развитием;
связи между странами выезда и
странами въезда; глобальная информационная
и транспортная сеть; семейные стратегии;
миграционные сети; институты посредников.
Система экономических связей,
возникающих между государствами
в связи с миграцией рабочей
силы, сопровождается потоком товаров
и капиталов, включая денежные переводы
на родину иммигрантов, а также выплату
субсидий и компенсаций странам,
экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для
страны, принимающей рабочую, силу заключается
в следующем: повышение конкурентоспособности
ее товаров вследствие уменьшения издержек
производства, связанных с более
низкой ценой иностранной рабочей
силы; иностранные рабочие, предъявляя
дополнительный спрос на товары и
услуги, стимулируют рост производства
и дополнительную занятость в
стране пребывания; при импорте квалифицированной
рабочей силы принимающая страна
экономит на затратах на образование
и профессиональную подготовку; иностранные
рабочие часто рассматриваются
как определенный амортизатор в
случае кризисов и безработицы, так
как они первыми могут быть
уволены; иностранные работники не обеспечиваются
пенсиями и не учитываются при реализации
разного рода социальных программ.
В самом конце хотелось
бы отметить, что к сожалению, в
Российской Федерации до настоящего
времени нет основополагающего
документа в сфере миграции, например,
такого, как Концепция миграционной
политики. Это значительно осложняет
надлежащее правовое регулирование
вопросов миграционной сферы и совершенствование
миграционного законодательства Российской
Федерации. Вроде бы миграционное законодательство
Российской Федерации есть, а “вектор”,
определяющий его направление развития
и совершенствования не обозначен.
Безусловно, мы “ловим” эти импульсы
в посланиях Президента, в публичных
выступлениях руководства страны, в
различных документах, принимаемых
на самом высоком уровне. Однако
России нужна целостная миграционная
стратегия, прогнозирующая будущее
страны на длительный срок в контексте
общих задач социально-экономического
и политического развития страны.Экономический
мотив заключаются в различном экономическом
уровне развития отдельных стран, различии
в условиях заработной платы, наличии
безработицы в некоторых странах, функционировании
международных корпораций, вывозящих
рабочую силу для работы в зарубежных
филиалах.
Таким образом, можно сделать
вывод, что доминирующим мотивом
трудовой миграции остается экономический.
Он преобладает над всеми другими
причинами - политическими, военными, религиозными,
стихийными и т.д.
Список использованных
источников
- Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.
- Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий // Полис. - 1999. - № 5. - С.31-42.
- Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25;
- Борисов, В. А. Демография: учебник для вузов / В.А. Борисов. —2-е изд., исправленное. – М.: Издательский дом NOTABENE, 2001. — 272 с.
- Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.48
- Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и труд. - М., 1995. - №11. - С.36-37.
- Демографический энциклопедический словарь/Гл.ред. Валентей Д.И. М.:Советская энциклопедия – 1985
- Иванова, Т. Д. Трудовая миграция Россиян: экономические и социальные эффекты / Т.Д.Иванова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N 4. - С. 82-97.
- Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 1999. - № 3. - С.29-33.
- Краснослободцев В.П. Сельские «миры» России и миграция // ДемскопWeekly. № 185--186. 2005. 10--23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.
- М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61
- Международная экономика - Киреев А.П. - Учебник в 2-х томах 2001 488с.
- Метелев, С. Трудовая миграция в контексте глобализации экономики / С.Метелев // Человек и труд. - 2006. - N 5. - С. 75-78.
- Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения // Проблемы прогнозирования. - М., 1998. - Вып.6. - C.121-133.
- Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета, 8 октября 2005., С. 3
- Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов//МЭиМО.2004.№ 3-С.74-80
- Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - Минск, 1996. - 152 с.
- Правовые проблемы трудоустройства и приобретения гражданства вынужденных мигрантов на территории РФ. М/: УРАО, 1999.
- Рахимов Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция и политика занятости// Общество и экономика. 2002. № 2. С. 131
- Сергеев П.В. Мировая торговля как форма международных экономических отношений [Электронный ресурс] // 1999г. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sergeev_mirovaja/02.aspx, свободный.
- Современные тенденции международной трудовой миграции [Электронный ресурс]// Т. Лях, аспирантка ВНИКИ, - Дата публикации:19.12.2000.URL: http://www.hrm.ru/db/hrm/42B7D7 C1F78A 129DC3256AAB004394EE/category.html
- Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101;
- Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.
- Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г.)
- Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.
- Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве российской федерации» Принят государственной Думой 19 апреля 2002 года. Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года.
- Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве российской федерации» Принят государственной Думой 19 апреля 2002 года. Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года
- Экимьян, В. Трудовая миграция: кому она выгодна / В.Экимьян // Человек и труд. - 2007. - N 3. - С. 87-88.
Приложение 1. Общие итоги миграции
населения (человек)
1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных
переселенцев и беженцев1)
(человек) 1995-2008 гг.
1) Граждане Российской
Федерации и иностранные граждане,
получившие соответствующий официальный
статус в территориальных органах
Федеральной миграционной службы.
2) Без снятых с учета.
3) С 1995 г. не включены
сведения о вынужденно переселившихся
в Республику Ингушетия из
Республики Северная Осетия - Алания,
а также об обратившихся в
территориальные органы ФМС России
в связи с событиями 1994-1996 гг.
в Чеченской Республике и контртеррористической
операцией в ней в 1999 г.
4) Из них 445 человек ранее
постоянно проживали на территории
Афганистана, 7 человек - на территории
Руанды, 6 человек - на территории
Ирака, 4 человек - на территории
Вьетнама, по 3 человека - на территории
Бангладеша, Исламской Республики
Иран, Ливана, Сербии и США; 2 человек
- на территории Пакистана, по
1 человеку - на территории Демократической
Республики Конго, Палестины и
Уганды.
Приложение 3. Сальдо миграции
в 2008 году
положительное (синий), отрицательное
(оранжевый), близкое к нулю (зеленый),
нет данных (серый).
Приложение 4. Международная
миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных
мигрантов (человек)
2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим
числом мигрантов, млн. человек
Источник: Оценка
международных экспертов UN International
Migration
"Российская Бизнес-газета"
№777 (44) от 23 ноября 2010 г.