Миграция рабочей силы: международный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике;
рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта;
раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.docx

— 1.42 Мб (Скачать документ)

Желающие остаться на постоянное жительство в России составляют примерно ¼ часть всего потока. Именно для  этой категории иностранных граждан  наиболее остро стоит вопрос не только о культурно-бытовой интеграции, но и законодательной базе, обеспечивающей стабильное, а, главное, гуманное отношение.

Известно, что с начала 2000-х годов политика России была направлена в сторону временной  миграции, которой отдавался приоритет  в сравнении с миграцией на постоянное место жительства, сопровождающейся получением гражданства. Однако достаточных  официальных каналов для въезда и легализации мигрантов создано  не было. Это спровоцировало затягивание  большей части мигрантов в  теневую экономику, где они в  значительной части остаются и сегодня, часто подвергаясь  жестокой эксплуатации. С другой стороны, официальный рынок, согласно законодательству, привязывает работника-мигранта к работодателю, не позволяя ему существовать в среде свободной конкуренции. Теневой же сектор, напротив, позволяет работнику и работодателю свободно выбирать друг друга, что зачастую делает эти отношения более эффективными для всех участников, чем официальные.

Миграционная реформа 2007 года, упростившая основные процедуры  легализации мигрантов (регистрацию  и получение разрешения на работу), позволила увеличить число легальных  мигрантов в 3–4 раза по сравнению  с уровнем, зафиксированным в  начале 2000-х годов, но не привела  к полной ликвидации теневой миграции. И хотя в период кризиса власти благополучно вернули многие дореформенные  ограничения, все же реформа показала эффективность более либерального подхода к миграционной политике по сравнению с чрезмерными запретами  и ограничениями.

Рис. 3 Основной итог миграционной реформы 2007г. (экспертная оценка)

Сегодня основным барьером на пути легализации мигрантов являются даже не ограничения миграционного  режима, а именно теневые экономические  отношения, поскольку они лишают мигрантов стимула получать необходимые  разрешения, не нужные в условиях теневой  занятости.

Вслед за реформой 2007 г. и  в соответствии с официальным  курсом на модернизацию и развитие инновационной экономики, с 1 июля 2010 г. действуют поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», облегчающие режим работы и проживания для высококвалифицированных специалистов. Например, для них отменены квоты; вид на жительство такому специалисту и членам его семьи может быть выдан более чем на пять лет, и для этого не нужно год прожить в России.

Хотя некоторые меры современной  миграционной политики России внушают оптимизм, но все же этих шагов пока не достаточно для нормализации положения мигрантов в РФ. Важно понять, что иностранцы перестают быть только рабочей силой, но в перспективе должны стать частью нашего общества и постоянными соседями россиян. Приезжие должны быть интегрированы в социум, а для этого необходимо формирование институциональных механизмов этого процесса, что предусматривает, в том числе, и разрушение той недружественной и просто враждебной институциональной среды, в которую попадают мигранты сразу по приезде в Россию.

Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также  принимая во внимание внутриэкономические  и социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах  СНГ, можно утверждать, что эмиграционный  потенциал этих стран еще не исчерпан. Вместе с тем, в последние годы этническая эмиграция из России и  других стран СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая  эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х годах  возникло такое принципиально новое  для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная  не с экономическими трудностями  и лишениями, а со стремлением  к политической и экономической  стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и  отсутствием перспектив для бизнеса.

Помимо проблемы внешней  миграции весьма серьезно в настоящее  время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран  ближнего зарубежья, а также из некоторых  развивающихся стран Азии и Африки. В 2008 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том исле на Украине – 11,4 млн. чел., или около 25% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. [29]

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства  – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или  иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной  рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование  потоков беженцев и их социальную защиту.

 

2.2 Социально-экономические  последствия миграции

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей  силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое  явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

О положительном влиянии  процесса «утечки умов», например для  экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок  труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.

С учетом изложенного опыта, следует относиться и к проблемам  внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные  масштабы трудовой миграции из нашей  страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих  стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран  достаточно высокий уровень безработицы (7–10%), что резко усиливает конкуренцию  на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных  мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров  в таких областях, как космическая  и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается  ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).

Несмотря на возможность  оттока за рубеж части наиболее квалифицированных  кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных  рабочих), поводов для паники нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства  жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем  за границей. Во-вторых, если страна переходит  к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные  условия для продажи своей  рабочей силы. Выход состоит в  подъеме экономики страны, росте  заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических  механизмах процесса международной  миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая  подготовка), обеспечивающих интересы как выезжающих российских граждан  и их семей, так и страны.

Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие  причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:

  1. экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;
  2. демографический дисбаланс;
  3. разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;
  4. связи между странами выезда и странами въезда;
  5. глобальная информационная и транспортная сеть;
  6. семейные стратегии;
  7. миграционные сети;
  8. институты посредников.

Что касается направления  миграционных потоков, они сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют  экономические возможности принимающей  страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся  в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках  промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы  между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы  из бывших социалистических стран  (сходна с миграцией из развивающихся  стран в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов  из промышленно развитых в  развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без  которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции  эмигранты составляют 25% всех занятых  в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

В 80-е годы для развивающихся  стран Азии, Латинской Америки, отчасти  Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной «утечка  умов». В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских  специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных  заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские  студенты по окончании учебы в  США не возвращались на родину, продолжая  научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности  специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях  достигают 600-800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей  силы, существующая в рамках промышленно  развитых стран, в большей степени  связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между  «новыми индустриальными странами»  и странами арабских эмиратов, странами-членами  ОПЕК, с одной стороны, и другими  развивающимися странами с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким  уровнем жизни, заработной платы  в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых  странах Персидского залива постоянно  ощущалась нехватка в малоквалифицированной  рабочей силе.

Существует миграция рабочей  силы из промышленно развитых стран  в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у  преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так  и житейские (узнать мир, попробовать  свои силы и т. п.).

Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект