Международный сепаратизм (на примере кнр)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:54, дипломная работа

Описание

Цели и задачи Цель дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать проблему международного сепаратизма на примере Китая на современном этапе.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
· Проанализировать сеапратизм как угрозу международной безопасности.
· Изучить взаимодействие КНР и международных организаций;
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тибета
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма Синьцзян уйгурского автономного района
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тайваня

Содержание

Введение 2
Глава 1 Проблема международного сепаратизма в мире 4
1.1 Проблема сепаратизма на национальном уровне 4
1.2 Сепаратизм в международно-правовой сфере 10
Глава 2 Проблема сепаратизма в Тибете 21
2.1 Тибетский вопрос для КНР 21
2.2 Позиция крупнейших держав мира по отношению к Тибету 31
2.3 Меры предпринимаемые правительством по разрешению Тибетского вопроса 33
Глава 3 Национальный вопрос в СУАР 45
3.1 Уйгурский сепаратизм для КНР 45
3.2 Влияние уйгурского сепаратизма на китайско-центральноазиатские отношения 59
3.3 Меры предпринимаемые правительством по разрешению Уйгурской проблемы 76
Заключение 76
Список литературы 82

Работа состоит из  1 файл

Международный сепаратизм (на примере КНР).docx

— 161.42 Кб (Скачать документ)

20 государств: Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Китай, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Республика Корея. В качестве наблюдателей участвуют 10 стран, включая США, Японию, Украину, а также представители ООН и ОБСЕ. Действующий Председатель СВМДА – Республика Казахстан.

По итогам первого саммита СВМДА в 2002 году были приняты Алматинский Акт, а также Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.

Второй  саммит СВМДА, в котором приняли  участие главы государств и правительств 10 стран (остальные страны-члены  были представлены полномочными представителями  лидеров), состоялся 17 июня 2006 г. в Алма-Ате61. По итогам встречи в верхах была принята Декларация. В рамках саммита было также подписано Соглашение о создании Секретариата СВМДА в качестве постоянно действующего рабочего органа Совещания с сугубо административно-техническими функциями. Секретариат расположен в г. Алма-Ате62.

К настоящему времени определены конкретные направления  взаимодействия стран-участниц по практической реализации мер доверия в экономической, экологической, гуманитарной областях и в сфере новых вызовов и угроз. Государствам – членам предложено выступить в роли координаторов по конкретным направлениям взаимодействия. Казахстанская сторона взяла на себя функции координатора сотрудничества по мерам доверия в гуманитарном измерении и разработала соответствующие проекты Концепции и Плана действий, которые были рассмотрены на Специализированной встрече экспертов в Астане в июне 2007 года (принимал участие представитель Минкультуры России). Аналогичные экспертные встречи состоялись также в Тегеране в декабре 2007 года (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), в 2008 году в Анкаре (по противодействию новым угрозам и вызовам), в Тель-Авиве (по сельскому хозяйству), в Душанбе (по сотрудничеству в области туризма). В планах работы Совещания – проведение встреч экспертов стран-участниц по реализации мер доверия в области информационных технологий (Республика Корея) и по развитию сотрудничества в сфере транспорта (Азербайджан).В рамках этого форума были приняты несколько деклараций, направленных на борьбу с сепаратизмом и экстремизмом: Декларация встречи Министров иностранных дел СВМДА63, где говорится о том: «Мир, развитие и сотрудничество являются основными тенденциями, но угрозы миру и безопасности, такие как терроризм во всех его формах и проявлениях, воинственные проявления сепаратизма и экстремизма, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки и возможность его попадания в руки террористов, незаконный оборот наркотиков, региональные конфликты и споры, иностранная оккупация, экономические и социальные проблемы, особенно бедность, торговля людьми, незаконная торговля легким и стрелковым оружием продолжает существовать. Эти угрозы и возможности носят глобальный характер и для их эффективного устранения необходимы многосторонние усилия международного сообщества.»

А также  указывается что64 «Государства-члены обмениваются информацией о борьбе с террористической, сепаратисткой, экстремистской деятельностью и организованными преступными группировками, и, в случае необходимости, будут разрабатывать механизмы для борьбы с их деятельностью. С этой целью государства-члены могут также обмениваться информацией о своих национальных ведомствах в правоохранительной сфере и содействовать установлению и укреплению контактов между этими органами.»

В Алматинском акте, принятом на встрече глав правительств и стран участниц, было заявлено, что65 «Сепаратизм является одной из основных угроз и вызовом безопасности, стабильности, суверенитету, единству и территориальной целостности государств. Государства-члены не будут поддерживать на территории другого государства-члена любые сепаратистские движения и организаций и, если таковые появятся, не будут устанавливать с ними политических, экономических и других отношений, позволять использовать территории и коммуникации государств-членов вышеупомянутыми движениями и организациями или оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и другую поддержку. Мы подтверждаем право народов, живущих под иностранной оккупацией, на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и международным правом.». А также что страны участницы66«Мы отвергаем использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей. Мы также отвергаем все формы экстремизма и будем проводить работу по воспитанию терпимости среди наших стран и народов.»

В современном  мире угрозы и вызовы не только не исчезают, но усложняются и дифференцируются, что само по себе порождает новые  тренды в области борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом и экстремизмом. По оценке российских экспертов, ШОС де-факто является важной частью центральноазиатской системы безопасности. Признавая приоритет военно-политических блоков в этом вопросе, представители российской военной науки выступают за продолжение сотрудничества в военной сфере в рамках ШОС, видя в этом залог эффективного развития организации.

Борьба  с сепаратизмом является неотъемлемой частью внутренней политики большинства  стран, так как на политической карте  мира ни осталось ни одного государства, на территории которого проживали бы представители только одной нации. События 2008 года, и признание рядом государств независимости Косово, создали опасный прецедент для других стран.

Так как  в большинстве случаев, этнический сепаратизм перерастает в экстремизм, и сепаратистские группировки не редко используют террористические методы для давления на руководство  своих стран, проблема сепаратизма  выходит на международный уровень. Государства не в силах справится  с возникающими проблемами самостоятельно. Китай является ярким примером. Усиление уйгурского сепаратизма, вынудило правительство  КНР подписать соглашения ШОС.

Для КНР  пример ШОС беспрецедентен во всей политической истории: до вступления в  ШОС Китай не вступал в политический альянс ни с одним государством мира. Решение пограничных вопросов с  сопредельными государствами заняло всего 7 лет, а созданная организация  стала решать и другие задачи. Появилась  возможность использовать механизмы  функционирования организации для  борьбы с терроризмом, национальным сепаратизмом и экстремизмом (так  называемые «три зла»). Китай начал участвовать во всемирном антитеррористическом движении, хотя ранее предпочитал решать подобные вопросы в одностороннем или двустороннем порядке.

 

 

Глава 3 Национальный вопрос в СУАР

3.1  Уйгурский сепаратизм для КНР    

 

Уйгуры  – тюркоязычный этнос, проживающий на территории КНР, исторически называемой Восточным Туркестаном. Восточный Туркестан ( Синьцзян – Уйгурский Автономный район КНР) занимает приблизительно 1.6 млн кв км в самом сердце Азии. Регион граничит с Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном, Монголией, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Китаем67.

Уйгуры  являются одним из самых древних  народов, населяющих территорию нынешнего СУАР и проживающих крупными диаспорами в ряде стран Центральной Азии. Первое уйгурское государственное образование – Уйгурский каганат, был основан в VIII веке и просуществовал около 100 лет. В более поздний период уйгуры еще несколько раз создавали свои государства, которые не отличались прочной государственностью и долголетием. В XVII веке уйгурами было основано очередное образование под названием Восточный Туркестан. Однако в 1760 году под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей независимости, а регион был окончательно включен в состав китайской империи и стал называться Синьцзяном, по-китайски – «новая граница»68.

С момента  присоединения Синьцзяна к Китайской  империи, проживающие на данной территории коренные этносы, в первую очередь  самый многочисленный – уйгурский, постоянно боролись за независимость, используя для этого как внутренние ресурсы, так и помощь извне. В XIX веке в национально-освободительной  борьбе уйгуров против китайских  властей самое активное участие  принимали представители различных  этнических групп Центральной Азии – жители Коканда, Бухары, Хивы и  Бадахшана.

Уже в XX веке уйгурам при поддержке других народностей, населяющих Синьцзян, дважды удавалось провозглашать независимость от китайских властей: 1933 год – создание Исламской Восточно-Туркестанской республики, 1944 год – просоветской Восточно-Туркестанской республики (просуществовала вплоть до 1949 года), активную помощь которой оказывал Советский Союз. В середине 40-х годов советское руководство даже рассматривало вопрос о создании на территории Казахской ССР Уйгурской автономной области, которая должна была служить своего рода тыловой базой для провозглашенной уйгурами на части Синьцзяна Восточно-Туркестанской Республики и противостояния правящему тогда в Китае правительству Чан Кайши (Национальная партия «Гоминьдан»).

После того, как к власти в Китае в 1949 году пришли коммунисты во главе с Мао  Цзэдуном, Пекин, благодаря поддержке  Москвы, полностью восстановил утраченные позиции в Синьцзяне, а с 1955 года данный регион приобрел статус Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Однако, проводимая впоследствии китайским руководством в СУАР политика, нередко вызывала протест со стороны проживающих в Синьцзяне этносов, в первую очередь уйгуров, что зачастую принимало форму вооруженного противостояния с властями69.

Пекину  в целом удавалось держать  ситуацию под контролем, однако сепаратистские выступления вызывали у руководства  Китая достаточно серьезную обеспокоенность. Данная озабоченность усиливалась  еще и опасением возможного повторения исторических прецедентов разыгрывания «уйгурской карты» и поддержки национального  сепаратизма со стороны ближайших  соседей, в том числе и СССР. В начале 60-х годов, когда наступило  охлаждение советско-китайских отношений, по решению ЦК КПСС в восточных  районах Казахстана было создано  несколько поселений для уйгуров  из СУАР, которые затем привлекались соответствующими структурами для  ведения антикитайской пропаганды.

Во второй половине 80-х годов, на фоне начавшейся в Советском Союзе «перестройки»  и определенной либерализации внутриполитической обстановки в самом Китае, в Синьцзяне  стала отмечаться заметная активизация  деятельности уйгурских сепаратистов, направленная на выход из состава  КНР и провозглашение независимого государства Восточный Туркестан.

Согласно  последним официциальным китайским данным население региона составляет около 16 млн. чел., из которых уйгуры составляют 7,2 млн., а китайцы 6,4 млн. Помимо этого проживают также казахи, киргизы, монголы, таджики и другие народы.70

Распад  СССР и появление в Центральной  Азии новых независимых государств явились своего рода катализатором  очередного всплеска сепаратистских настроений в СУАР. Сам факт обретения суверенитета и создания национальных государств этнически и религиозно близких  народов ЦА оказал значительное влияние  на настроения местного населения Синьцзяна, прежде всего уйгуров, которые восприняли события на постсоветском пространстве как наглядный пример в деле достижения национальной независимости.

Это не могло  не вызывать тревогу у Пекина, особенно, с учетом наличия в центральноазиатских странах (Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане) достаточно многочисленной уйгурской диаспоры, насчитывающей, по различным оценкам, от 300 до 500 тысяч человек. Тем более, что в начале 90-х годов, в условиях формирования государственности и во многом объективной слабости правоохранительных структур постсоветских республик Центральной Азии, на территории Казахстана и Кыргызстана активизировался ряд уйгурских организаций националистического толка, в частности «Международный комитет освобождения Туркестана» (бывший «Национальный фронт Восточного Туркестана»), «Организация освобождения Туркестана», «Объединенная ассоциации уйгуров», которые начали помогать своим соплеменникам в СУАР с целью воссоздания независимого государства «Уйгурстан».

Уже с 1992 года через указанные организации  в Синьцзян стали поступать идеологическая литература и финансовые средства из Саудовской Аравии и Турции, радикалистские круги которых выступали с  поддержкой сторонников создания государства  «Уйгурстан». После того, как Всемирный уйгурский курултай, состоявшийся в г.Стамбуле (Турция) в декабре 1992 года, принял решение о переходе к вооруженным методам борьбы за «независимость», в СУАР началась и переброска оружия. Его значительная часть поступала транзитом через территории центральноазиатских республик. Отмечались также попытки приобретения и хищения оружия на армейских складах с целью дальнейшей переброски в Синьцзян.

Кроме того, спасаясь от преследований китайских  властей, в Кыргызстане и Казахстане в местах проживания уйгурской диаспоры стали укрываться члены сепаратистских группировок из СУАР, которые пытались вести антикитайскую деятельность с использованием возможностей организаций  радикального толка, действующих в  центральноазиатских государствах.

В частности, со второй половины 90-х годов в  Центральной Азии стала отмечаться заметная активизация различного рода экстремистских организаций и группировок, в первую очередь партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и так называемого «Исламского Движения Узбекистана» (ИДУ)71, членами которых становились и уйгуры. Через них указанные структуры установили связь с сепаратистским подпольем в Синьцзяне, что позволило организовать между ними практическое взаимодействие. В частности, по данным российских источников, в 1997 году подданный Саудовской Аравии, уйгур по национальности М.Туркистони передал лидеру ИДУ Т.Юлдашеву крупную сумму денег для закупки оружия. Половина его в соответствии с требованиями Туркистони была переправлена уйгурским сепаратистам в СУАР.

В 2001 году произошло достаточно знаковое событие72, которое наглядно демонстрировало начавшийся процесс сращивания радикальных кругов Центральной Азии и Синьцзяна. Было объявлено, что вместо «Исламского Движения Узбекистана» формируется «Исламское Движение Туркестана» («Хезби исломи Туркистон»), которое, по заявлению лидера т.н. ИДУ Т. Юлдашева, должно было объединить ряд экстремистских группировок Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и СУАР КНР. И хотя руководство т.н. ИДУ пыталось выдать желаемое за действительное, сам факт подобной пропагандистской акции свидетельствовал о нарастающей тенденции все более тесного взаимодействия радикальных сил из ЦА и СУАР.

На современном  этапе, как отмечают правоохранительные структуры центральноазиатских государств73, регион по-прежнему остается объектом деятельности различного рода радикальных и экстремистских группировок, которые, помимо прочего, используют ЦА в качестве базы для осуществления подрывных действий в отношении сопредельных стран, в том числе и Китая. Наглядным подтверждением этому является деятельность организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая еще с конца 90-х годов развернула в различных городах СУАР свои первичные ячейки и стала вести пропагандистскую работу с призывами установления в Синьцзяне «халифата», что, в принципе, совпадало с задачами и целями наиболее радикальных уйгурских группировок.

Информация о работе Международный сепаратизм (на примере кнр)