Международный сепаратизм (на примере кнр)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:54, дипломная работа

Описание

Цели и задачи Цель дипломной работы заключается в том, чтобы исследовать проблему международного сепаратизма на примере Китая на современном этапе.
В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
· Проанализировать сеапратизм как угрозу международной безопасности.
· Изучить взаимодействие КНР и международных организаций;
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тибета
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма Синьцзян уйгурского автономного района
· Проанализировать, роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма на примере Тайваня

Содержание

Введение 2
Глава 1 Проблема международного сепаратизма в мире 4
1.1 Проблема сепаратизма на национальном уровне 4
1.2 Сепаратизм в международно-правовой сфере 10
Глава 2 Проблема сепаратизма в Тибете 21
2.1 Тибетский вопрос для КНР 21
2.2 Позиция крупнейших держав мира по отношению к Тибету 31
2.3 Меры предпринимаемые правительством по разрешению Тибетского вопроса 33
Глава 3 Национальный вопрос в СУАР 45
3.1 Уйгурский сепаратизм для КНР 45
3.2 Влияние уйгурского сепаратизма на китайско-центральноазиатские отношения 59
3.3 Меры предпринимаемые правительством по разрешению Уйгурской проблемы 76
Заключение 76
Список литературы 82

Работа состоит из  1 файл

Международный сепаратизм (на примере КНР).docx

— 161.42 Кб (Скачать документ)

Экономическая интеграция Тайваня с материком  имеет на острове как сторонников, так и противников, указывающих, что сближение с континентальным Китаем несет Тайваню, наряду с очевидными выгодами, также и серьезные вызовы и риски.

Во-первых, отток инвестиций, перенесение на материк производств, причем не только трудоемких, но и наукоемких, высокотехнологичных, "опустошает" изнутри экономику  Тайваня, сокращает количество рабочих  мест, снижает интерес предпринимателей к инновациям в сфере высоких  технологий, к капиталовложениям  в инфраструктуру на самом острове. А это чревато утратой конкурентоспособности  Тайваня в глобальной экономике, длительной безработицей и стагнацией душевого ВВП. По оценкам, тайваньские инвестиции в экономику материка чрезмерно высоки: они превышают 3%, если не 4% ВВП, тогда как в исследования и внедрение инноваций вкладывается всего 2%. Между тем, США и Япония инвестируют на материке меньшую, чем Тайвань, долю своего ВВП, зато более 3% вкладывают в инновационную сферу104.

Сторонники  противоположной точки зрения доказывают, что, наоборот, инвестиции на материке поднимают конкурентоспособность  Тайваня. Так, согласно их подсчетам, в 1995—2000 гг. в сфере производства информационных технологий на каждый 1% мощностей, перемещенных на материк, приходился прирост в 0,5% доли Тайваня на мировом рынке.

Во-вторых, на острове существуют опасения, что  неограниченное сближение с континентальным  Китаем рано или поздно поставит малую  экономику Тайваня в одностороннюю  зависимость от огромной экономической  мощи материка и даже может привести к поглощению малого большим. А эта  зависимость может быть использована в политических целях. Поэтому перемещение  на другую сторону пролива капитала и товаров необходимо ограничивать. Существует мнение, что Пекин сформулировал  две тактики давления на Тайбэй: "и шан вэй чжэн" (давление на политику с помощью предпринимателей) и "и минь би гу-ань" (принуждать чиновников, опираясь на народ

Алармистский  подход к экономическому сращиванию двух берегов наиболее близок сепаратистским силам Тайваня. Другая, противоположная  точка зрения отстаивается Гоминьданом  и отражает расчеты деловых кругов с их сугубо меркантильными видами на бизнес по ту сторону пролива. Здесь господствует мнение, что при всей огромной разнице в экономической мощи партнеров налицо не односторонняя зависимость слабого от сильного, а их взаимная зависимость друг от друга. "Торгово-экономические связи — это общий знаменатель обоих берегов. В их экономической структуре заложена взаимная зависимость, взаимное сдерживание", — отмечает, например, один из тайваньских экспертов. А это означает, что экономические санкции против тайваньского бизнеса неизбежно обернутся потерями и для самого материка. В силу этого, как единодушно отмечают специалисты, Пекин не склонен к применению санкций против тайваньских бизнесменов и вообще чрезвычайно осторожен в попытках влиять на их политическое поведение. В отношениях с тайваньским бизнесом Пекин отдает явное предпочтение мерам сотрудничества перед методами силового нажима.

Всеобщие  выборы 2008 г., убедительно показали: для независимости Тайваня сегодня нет условий, и в обозримом будущем они не предвидятся. Проведение курса на независимость — это опасная политика, неизбежно ведущая к дестабилизации обстановки в Тайваньском проливе и далее во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Победа  Гоминьдана может открыть новую  страницу в истории отношений  между двумя берегами Тайваньского пролива — страницу, отмеченную установлением прямых связей через  пролив и ускорением экономической  интеграции в условиях политического  диалога и снижения, если не прекращения  военной конфронтации.

Стабилизация  статус-кво Тайваня отвечает не только интересам обеих сторон, она, безусловно, более приемлема для США, чем  откровенный, провокационный сепаратизм ДПП, способный вызвать кризис в  отношениях между Пекином и Вашингтоном.

Разумеется, даже после передачи власти на Тайване  в руки Гоминьдана не приходится ждать  полной гармонизации взаимоотношений  между материком и островом: интерпретации  принципа "одного Китая" на двух берегах  несовместимы одна с другой. За интерпретациями  же скрываются неизменное стремление руководителей КНР воссоединить Тайвань с материком по формуле "одно государство, два строя" и столь же упорное желание  большинства жителей Тайваня  сохранить статус- кво.

Дальнейшее во многом зависит от Пекина: будет ли он настаивать на признании Тайбэем "принципа одного Китая" в такой форме, которая под Китаем однозначно подразумевает КНР? Станет ли такое признание жестким условием дальнейшего углубления экономического сотрудничества, параллельно с попытками привлечь на свою сторону островитян с помощью разного рода льгот? Или же предпочтет неспешное обсуждение этого принципа как гарантию отказа тайваньской политической элиты от курса на независимость и откроет дорогу процессам экономической интеграции, терпеливо ожидая, когда эти процессы приведут к фактическому сращиванию острова с материком в единое хозяйственное целое?

3.3  Меры предпринимаемые правительством по разрешению Уйгурской проблемы

Заключение

 

Детерминированное общепризнанными демократическими ценностями стремление народов планеты  к обретению собственной государственности  во второй половине XX века резко изменило политическую карту мира: к настоящему времени на Земле насчитывается уже более двухсот независимых суверенных государств.

Вместе  с тем, в рамках современных стран  существует в общей сложности  несколько тысяч этнических групп, каждая из которых потенциально также  может рассчитывать на государственный, политический контроль над своей  территорией. С другой стороны, а  любых — даже экономически преуспевающих  государствах — имеют место региональные диспропорции развития. Сплав же этнических и региональных проблем имеет  своим результирующим вектором активный всплеск недовольства различных  слоев населения проводимой центральным  руководством страны политикой и, как  следствие,— стремление данного  региона к политическому обособлению  от государства или к повышению  своего правового статуса в нем, что представляет собой суть сепаратизма.

В настоящее  время сепаратизм характерен для  различных стран с разными  политическими системами и режимами. О многообразии очагов сепаратизма свидетельствует то, что они наглядно видны и в самом факте распада коммунистических квазифедераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии), и в образовавшихся на их обломках новых независимых государствах (в России, Украине, Молдове, Грузии, Словакии, Боснии и Герцеговине), и в постколониальных странах (в Шри-Ланке, Мьянме, Индии), и в странах, традиционно именуемых "западными демократиями" (Ольстер в Великобритании, Квебек в Канаде, Баскония в Испании).

Сепаратизм  появился е политической жизни почти  тогда же, когда возникло государство  как основной политический институт общества. Однако, в современную  эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости  происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в  отдельных peгионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.

В эпоху  всеобщей милитаризации спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам  и многочисленным разрушениям.

Сепаратизм  тесно связан с международной  юридической нормой — правом народов  на самоопределение, демократический  смысл которого основывается на соблюдении общепризнанных прав человека и гражданина.

Зафиксированное в международных юридических  документах (Уставе ООН, Декларациях  Генеральной Ассамблеи ООН), право народов на самоопределение предусматривает свободное (на основе демократических процедур) определение народом своего путы развития, своей политической и социально-экономической системы, а также своего международного статуса.

Подавляющее большинство современных государств, подписав основополагающие документы  Объединенных Наций, взяли, тем самым, на себя обязательства по их строгому соблюдению, в той числе, и в  отношении права народов на самоопределение. Вместе с тем, недостаточная разработанность  данного права на четкой, скрупулезной юридической основе (особенно, с  точки зрения конкретного механизма  его реализации) сводят суть демократического характера права народов на самоопределение на уровень политической декларации, провоцируя, тем самым, разжигание конфликтных ситуаций внутри многих государств.

На современном  этапе в КНР национальная политика имеет несколько отличительных  черт:

Первая  особенность национального вопроса  в современном Китае - это его  переломный и в то же время преемственный  характер. Национальный вопрос проявляется  сегодня главным образом не в  политике, а в области экономических  прав и интересов. Однако по-прежнему остаются «разрыв (в развитии) национальностей», «национальные предрассудки, национальная отчужденность» и прочие факторы, оставшиеся от истории. Сегодня между ханьцами и неханьцами существует значительный разрыв в уровнях и темпах развития. В самом начале 50-х годов в КНР была поставлена задача преодоления фактического неравенства национальностей. Но то, что сегодня особенно остро стоит вопрос экономического развития национальных районов, задача ликвидации бедности - действительно выдвигают экономику на одно из первых мест национального строительства.

Вторая  особенность - наличие неантагонистических  и антагонистических противоречий. В настоящее время противоречия в сфере национального вопроса  в Китае являются в основном неантагонистическими противоречиями «внутри народа». Но нельзя сбрасывать со счета и антагонистические противоречия: их источник — враждебные силы за рубежом и «классовая борьба в определенных пределах внутри страны». Отсюда необходимость сохранения бдительности и решительных мер по их преодолению.

Третья особенность - это, с одной стороны, «скрытый характер» и, с другой - «взрывной характер» национального вопроса. Национальный вопрос нередко принимает как бы скрытые формы. В то же время реформы и переход к новым системам (в частности, хозяйствования) могут затронуть интересы всех национальностей и регионов, породить новые противоречия, что чревато и возникновением конфликтов на национальной почве, которые, в современных условиях мгновенной реакции СМИ, могут иметь негативные последствия для всей страны.

Самоопределение в КНР в большинстве случаев  трактуется как сецессия, и на этом основании признается его неприемлемость для КНР. В то же время, осуществляемая в КНР районная национальная автономия представляет собой не что иное, как одну из возможных форм реализации национального самоопределения.

Сепаратизм  в Китае представлен прежде всего в трех регионах страны: Тибетский автономный район, Синьцзян уйгурский автономный район, и Тайвань.

Тибетский автономный район на протяжении последних 50 лет, является центром конфликта  между китайским правительством и духовным лидером буддистов. Основой  конфликта послужили разногласия  в видении дальнейшего развития Тибета.

Существуют 2 точки зрения по тому, как должен развиваться Тибет. Сторонники установления независимости Тибета, указывают  на то, что. причиной конфликта, как отмечают наблюдатели является недовольство тибетцев политикой окитаивания, разрушения их традиций, подавления религии, навязывания социализма и модернизации. (Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из примерно трех тысяч монастырей (в которых концентрировалась тибетская образованность) все, за исключением трех, были разрушены).

Но есть и другая точка зрения. Она гласит, что сегодня главная проблема Тибета заключается в споре, какая  должна превалировать власть: светская или духовная.

На современном  этапе переговоры между китайским  правительством, и правительством Тибета в изгнании продолжаются, но каких  либо ощутимых результатов они не принесли. План мира выдвинутый Далай-ламой  был отвергнут в Пекине, как неприемлемый.

Динамика  этнополитического конфликта в  Тибете показывает, что основными причинами и факторами сепаратизма этого региона КНР выступают:

  • исторические причины, связанные с длительным существованием в Тибете государственности и с тем, что даже в периоды пребывания в вассальной зависимости от Китая Тибет обладал значительной автономией и полным самоуправлением;
  • внешний фактор развития конфликта, представляющий собой попытки вмешательства иностранных держав — Великобритании США — в дела КНР, комплексную поддержку с их стороны Тибетских сепаратистских сил за пределами Китая, поскольку территория Тибета имеет для них военно стратегическое и геополитическое значение для контроля границ и тыла Китая;

Проблема  сепаратизма в Синьцзян уйгурском  автономном районе рассматривается Китаем не только как проблема внутренней политики страны, но и как угроза безопасности в Центральной Азии. Именно этой проблеме уделяется большое внимание в рамках ШОС, и борьбы с международным сепаратизмом, и экстремизмом. В последние годы уйгурская проблема «идет» во все более тесном тандеме с проблемами религиозного экстремизма, политического ислама и нестабильности в Афганистане.

Кроме Шанхайской организации сотрудничества, Китай  принимает участие в ряде региональный организаций, направленных на поддержание  мира и безопасности во всем мире, и  в Азиатском регионе в частности. Одной из таких организаций является форум Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В  рамках данной организации подписано  несколько соглашений, о взаимной борьбе с терроризмом, сепаратизмом, и экстремизмом.

Согласно  официальной позиции руководства  КНР и большинства стран мира, Тайвань считается провинцией в  составе Китайской Народной Республики. В отношении острова власти КНР  осуществляют принцип «Одна страна — две системы», подразумевающий  одновременно его неотъемлемость от территории КНР и право на политическую независимость.

В настоящее  время государственный суверенитет  Тайваня признают лишь 22 государства: Тайвань осуществляет по сути дипломатические отношения через свои так называемые экономические и культурные представительства (фактически, посольства).

14 марта 2005 года в Пекине Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло закон «О противодействии расколу государства», направленного на правовое обеспечение борьбы с этническим и региональным сепаратизмом в Китае, в частности, с сепаратизмом в Тибете, Синьцзяне и на Тайване». В марте 2008 года на Тайване прошли новые выборы главы администрации острова, на которых победу одержал представитель партии Гоминьдан, политика которого направлена на улучшение взаимоотношений с Пекином.

Информация о работе Международный сепаратизм (на примере кнр)