Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

3.2. Сравнительный анализ  развития международного  франчайзинга и  франчайзинга в  РБ

 

      Для того чтобы сопоставить развитие отечественного и международного франчайзинга, обратимся к таблице, где представлены для сравнения 6 стран. 

Страна С какого года начал развиваться франчайзинг Количество  франчайзе-

ров

Количество  франчайзи Уровень развития

франчайзинга  в стране

США с 1851 года

 ( с продажи швейных машин Зингера); классический товарный франчайзинг – с 1920х годов

2400 767000 очень высокий  практически во всех сферах; лидер в развитии франчайзинга
Германия с 60-х годов 20 века как новый метод распределения  товаров 950 49000 высокий; передовые  позиции среди европейских стран
Великобритания основы франчайзинга использовались ещё в 1800-х годах; зарождение классического франчайзинга – 50-е годы 20 века 670 30000 высокий; передовые  позиции среди европейских стран; испытывает влияние США
Китай в начале 90-х  годов 20 века как новое орудие бизнеса 2500 130000 высокий; динамичное развитие; огромное число франчай-

зинговых сетей

Россия с 1992 года 150 2500 развитие идёт достаточно быстрыми темпами несмотря на многочисленные преграды; в скором времени ожидается франчайзинговый  бум
Беларусь 2005 год считается  началом эры франчайзинга около 5 около 100 не получил  существенного развития; находится  на начальном этапе
 

  США, Германия, Великобритания, Китай занимают передовые позиции в развитии франчайзинга, Россия и Беларусь по количеству франчайзеров и франчайзи заметно отстают.

     Прежде  всего, следует отметить, что в странах-лидерах франчайзинг как новая форма бизнеса появился давно, к настоящему времени у них накоплен определённый опыт и закрепились позиции на рынках многих стран. В Беларуси франчайзинговые договоры начали заключать только с 2005 года, для наших предпринимателей это новое явление, которое будет изучаться годами.

     Также следует отметить, что создание и развитие франчайзинга требует определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических. В Европе, США, Китае, России они уже появились и укоренились, в Республике Беларусь в настоящее время появились только экономические предпосылки и есть определённые небольшие сдвиги в законодательной базе.

     Белорусские предприятия в настоящее время  выступают в основном в роли франчайзи  (т.е. покупателя франшизы), так как для того чтобы предлагать свою продукцию к реализации по системе франчайзинга, необходимо иметь стабильное материальное положение, готовность поддержать своего партнера во время становления компании. А многие отечественные предприятия зачастую сами находятся в кризисной ситуации, поэтому не могут брать на себя такую ответственность. В то же время очевидно, что при благоприятном развитии ситуации в странах СНГ могло бы найтись множество предприятий, заинтересованных в распространении белорусской продукции.

     Многие  экономисты убеждены в том, что франчайзинг  в Беларуси слишком молод, чтобы  делать какие-то выводы или сравнивать его с франчайзинговыми сетями в  других странах.  

3.3. Отечественная нормативно-правовая  база, регулирующая франчайзинговые операции

 

     По  правовому регулированию отношений  франчайзинга можно выделить 2 группы стран:

1) законодательно  регламентируются административно-правовые  отношения; 
2) детальная регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой группе стран можно отнести и Республику Беларусь).[17]

     Обратимся к белорусскому законодательству. Несмотря на всеобщее признание и огромную популярность во всем мире, использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в Беларуси остается незначительным. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить "молодостью" данного договорного института. Однако большинство исследователей объясняют нераспространенность франчайзинга в Беларуси правовыми проблемами — недостаточной правовой регламентацией франчайзинговых отношений, отсутствием специального закона о франчайзинге. Действительно, согласно действующему ГК Республики Беларусь, договоры франчайзинга могут быть заключены только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Поскольку указанное законодательство разработано не было, заключение договоров франчайзинга оказалось заблокированным.

     Вместе  с тем уже с конца февраля 2005г. глава 53 ГК Республики Беларусь, посвященная  франчайзингу, начала действовать в новой редакции. Среди нововведений отмечают только закрепление обязательности письменной формы договора франчайзинга, требование о регистрации такого договора в патентном органе, а также снятие ограничения на заключение договоров франчайзинга. [9]

       Для регулирования отношений по договору франчайзинга могут использоваться общие правила гражданского права, статьи 50, 140, 163, 291, 378, 422 ГК и некоторые другие, общие положения о субъектах права, о договорах, об ответственности за нарушения обязательств. Глава 66 ГК включает три статьи, которые закрепили право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (ст.ст.1010--1012 ГК). Глава 67 ГК полностью посвящена способам индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг. Это фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, каждое из которых является предметом договора франчайзинга (ст.ст.1013--1028 ГК).[16]

     Также основой для разработки законодательства о франчайзинге могут послужить  некоторые уже принятые нормативные  акты. Среди них следует назвать:

    • инвестиционный кодекс,
    • закон "О предприятиях в Республике Беларусь",
    • закон "О предпринимательстве в Республике Беларусь",
    • закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции",
    • закон "О защите прав потребителей",
    • закон "О ценообразовании",
    • многочисленные законы и положения о внешней торговле, лицензировании,
    • нормы, регулирующие трудовые правоотношения. [9]
 

   Совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает еще и под  валютное регулирование. Сотрудничество с международными организациями поможет привести действующие нормы в соответствие с международными стандартами.

     Большую помощь в формировании правовой базы по франчайзингу может оказать опыт других государств. Так, например, в  Молдове существует закон о франчайзинге. В Российской Федерации эта область регламентируется главой 54 Гражданского кодекса "Коммерческая концессия" (ст.ст.1027--1040). Правовое регулирование подобных отношений во Франции признается разделом торгового права, а в Германии и Швейцарии оно рассматривается как часть гражданского права.[8, c.350]

     Однако  некоторые экономисты утверждают, что  для развития франчайзинга отнюдь не требуется специальных законов, необходимы обычное хозяйственное законодательство и, в первую очередь, нормы, обеспечивающие охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. Даже при отсутствии специального закона о франчайзинге более полная регламентация договора франчайзинга в ГК Республики Беларусь, снятие ограничений на его заключение, а также существующий достаточно высокий уровень охраны прав на объекты интеллектуальной собственности уже в ближайшем будущем должны оказать положительное влияние на развитие франчайзинга в Беларуси.[9] 

3.4 Проблемы и перспективы  развития франчайзинга  в РБ

 

     Анализ рынка франчайзинга в Республике Беларусь показывает, что как форма предпринимательства в настоящее время он не получил существенного развития. Причиной тому послужило множество проблем.

     Прежде  всего, следует отметить, что до недавнего  времени отношения франчайзинга в Беларуси законодательно были определены лишь декларативно: договор франчайзинга мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, которые фактически отсутствовали. В результате основной формой, заменяющей франчайзинг, в Республике Беларусь было создание иностранных и совместных предприятий. Известные франчайзинговые системы вынуждены придумывать для себя новые формы существования. В частности, "Макдональдс" - это дочернее предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. "Адидас" работает как иностранное предприятие. Использовать испытанную во всем мире схему фирмы не могут из-за отсутствия специального законодательства о франчайзинге. То же можно сказать и о других общеизвестных торговых марках и фирмах - "Бенеттон", "Райфл", "Ле-Монти", "Найк", "Кока-кола", "Баскин-Роббинс", "Компьютерленд".

     Первая  проблема также связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга.[10]

     Существуют  также проблемы, непосредственно связанные не с договорами франчайзинга, а с другими аспектами белорусского законодательства. Если рассматривать, например, ресторанный бизнес, то в нашей стране существует требование обеспечить обязательный ассортимент блюд. В то же время, договор франчайзинга предусматривает жесткое следование тем правилам, которые устанавливает франчайзер, а в соответствии с ними в ряде случаев невозможно использовать обязательный в Беларуси ассортиментный перечень (пример – японская кухня). Все это мешает развитию франчайзинга в нашей стране. До сих пор в нашу компанию было только два обращения крупных инвесторов по поводу входа на белорусский рынок, и они пока так и остались на бумаге. Поэтому для поддержки франчайзинга в нашей стране в некоторых случаях необходимо пойти навстречу иностранным партнерам и отказаться от обязательных правил, которые установлены на отдельных сегментах белорусского рынка. [9]

     Сами  экономисты выделяют также проблему, связанную с тем, что рынок  Республики Беларусь развит ещё недостаточно, причем не только с точки зрения финансовых возможностей потребителя, но и с точки зрения наличия готовых к этому виду бизнеса предпринимателей.

     Серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос первоначального финансирования проектов. С одной стороны, отсутствие доступной системы кредитования франчайзинга не позволяет начинающим предпринимателям рассчитывать на банковский кредит для приобретения франшизы, с другой— отсутствие предприятий, работающих по этой схеме, не вызывает особого интереса у банков в развитии систем кредитования франчайзинговых проектов. Работа в данном направлении с параллельным углублением своих позиций в мировой банковской системе могла бы позволить белорусским банкам получить доступ к зарубежным кредитам, которые целенаправленно ориентированы на франчайзинг. Помочь разорвать замкнутый круг должно, прежде всего, государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса и франчайзинга в частности. [10]

     Для решения ряда проблем необходимы конкретные действия со стороны государства  для создания условий для развития франчайзинга:

— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения франчайзинга в нашей стране, привлекающей известные  иностранные бренды на наш рынок;

— развитие системы целевого кредитования на приобретение франшиз малыми предпринимателями, создание системы кредитования франчайзинга с участием банков и страховых компаний;

— создание системы информационной поддержки, обучающих программ по вопросам франчайзинга;

— создание общественных ассоциаций, занимающихся проблемами развития и продвижения  франчайзинга на территории Республики Беларусь.[10]

     14 июня 2005г. в Минске прошла Первая научно-практическая конференция по франчайзингу «Франчайзинг: тенденции и перспективы развития в Республике Беларусь». Организаторами конференции выступили Белорусский Институт PR совместно с юридической компанией «ЮрЭкспертГрупп» при поддержке Министерства торговли Республики Беларусь, Российской Ассоциации франчайзинга и оргкомитета конкурса «Продукт года.

     В Минске тему франчайзинга впервые обсудили ведущие специалисты-практики в рамках научно-практической конференции. Одной из причин повышения внимания к теме франчайзинга является вступление в силу 27 февраля 2005 года изменений в Гражданский Кодекс, предусматривающих более детальное правовое регулирование франчайзинга и предоставляющих коммерческим структурам и предпринимателям реальную возможность заключать договоры франчайзинга.

Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования