Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

        Франчайзи обязуется:

  1. незамедлительно оформить организацию в соответствии со стандартами франчайзера;
  2. соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером;
  3. покупать товары в соответствии с процедурой заказа и условиями продажи франчайзера (если речь идет о франчайзинге товара);
  4. оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в системе его дочерних организаций;
  5. не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, проверять и брать образцы на анализ;
  6. обеспечить соответствие качества реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям франчайзера;
  7. предоставлять франчайзеру или его доверенным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные помещения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам;
  8. не заниматься прямо или косвенно (в качестве директора, собственника, пайщика или иным образом) какой-либо деятельностью, конкурирующей с бизнесом или товарным знаком франчайзера, на оговоренной территории;
  9. не отчуждать, перепоручать, закладывать, вносить в другие организации в виде вклада свои права и обязанности по договору без предварительного письменного согласия франчайзера;
  10. не позволять любой другой организации осуществлять деятельность на своих площадях и не расширять направления деятельности без согласования с франчайзером. Франчайзи гарантирует, что деятельность, осуществляемая на его площадях, будет предметом договора;
  11. обеспечивать периодическое обучение своих сотрудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;
  12. информировать франчайзера о состоянии конкуренции на сопредельных с ним территориях и сообщать другую информацию, имеющую отношение к продукции и рынкам сбыта;
  13. вести бухгалтерские книги и документы отдельно от документов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;
  14. вести документацию и составлять отчетность, используя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предоставлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованные с франчайзером;
  15. своевременно вносить плату по договору;
  16. оплачивать задолженность, образовавшуюся по суммам, выданным под гарантию, предоставленную франчайзером каким-либо способом, и строго выполнять гарантированные франчайзером обязательства;
  17. своевременно производить оплату всем поставщикам, согласованным с франчайзером, и незамедлительно ставить в известность франчайзера о неспособности выполнить свое обязательство;
  18. своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором аренды;
  19. предоставляет франчайзеру сведения об имеющихся договорах страхования и справки о выплате страховых сумм;
  20. информировать франчайзера о резком ухудшении своего финансового положения;
  21. укомплектовать свою организацию достаточным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы.[16]

     Международное регулирование франчайзинговых  отношений представлено рекомендациями Всемирной организации интеллектуальной собственности (Публикация ВОИС № 480(R)), Этическим и моральным кодексами, разработанными Международной ассоциацией франчайзинга, а также некоторыми региональными актами, в частности, Регламент Комиссии Европейского Союза № 4087/88, который применяется к франчайзинговым договорам в области розничной продажи товаров и оказания услуг. Регламент содержит перечень допустимых ограничений конкуренции и ограничений, которые не допустимы. [7, c.335]

       Таким образом,  даже распространенность международного франчайзинга не привела к возникновению универсального международного  регулирования этих отношений. Поэтому для правового регулирования договора международного франчайзинга обычно используют средства, которые предоставляются международными конвенциями.

     Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений и представляет собой предпринимательскую сделку, но для того, чтобы эта сделка была выгодной и справедливой для обеих сторон, франчайзер и франчайзи должны внимательно изучить свои права и обязанности, т.е. не только экономическую, но и правовую сторону франчайзинга.

 

2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга

 

     С середины пятидесятых годов франчайзинг  в корне изменил темпы развития сотен и тысяч фирм - сначала  в США, а затем и более чем  в 100 странах мира. Некоторые крупные  фирмы - франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров - франчайзи, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг.

     Сегодня мировой рынок франчайзинга растет и считается одним из самых  перспективных. Эта форма успешно  используется в 80 странах, где франчайзинговые  фирмы создают около 13% валового национального продукта. Многие специалисты считают, что в ближайшее время половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

     В настоящее время франчайзинг  используется примерно в 75 сферах бизнеса – от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.[11]

     По  данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил  сегодня наибольшее распространение  являются: заведения фаст-фуд –  около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) – 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) – около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание – 8%, строительство – 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров.2 [13]

     Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса по всему  миру являются США, Канада, Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы – Германия, Франция и Великобритания.[11]

     Рассмотрим  уровень развития франчайзинга в  различных странах мира.

2.1 Франчайзинг в  США

     США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. В 1998 году в Америке насчитывалось около 1 200 франчайзеров; в 2002 году действовало уже примерно 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; на сегодняшний день имеется около 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи.

     Франчайзинг в США развивается в двух различных формах:

    • Выдача лицензии на право продажи товара под маркой франчайзера, то есть продажа продукции франчайзера в обмен на оплату или компенсацию.  Являлся первой моделью, использованной в 50-х годах.
    • Форматные франшизные соглашения (business format franchising), Эта формула предполагала не только передачу особых прав, но и выработку единой стратегии, плана, руководящих принципов, маркетинг, общую систему контроля качества, рекламную деятельность, что позволяет франчайзи быть в постоянном контакте с франчайзером.

     В настоящее время 81,1% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу бизнес-формата; 18,9% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу товара.3

     В предприятиях первого типа задействовано 79,5% служащих, второго – 20,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга.

     По некоторым оценкам, в США до 56% франшизных систем сосредоточено в первой десятке отраслей, в которых франчайзинг наиболее результативен. Отрасли, лидирующие в США по использованию франчайзинга, представлены на рис. 1. 

Рис. 1. - Отрасли, лидирующие в США по использованию  франчайзинга 

     Как видно на рис.1, половина из десяти лидирующих отраслей относится к сфере услуг, причем уже на четвертом месте находится отрасль целиком из этой сферы (ремонт и уборка), а на третьем – отрасль, в которой присутствует как товарная составляющая, так и предоставление услуг по обслуживанию автомобилей. Если из этого списка вычленить пять отраслей сферы услуг, то окажется, что на них приходится около 20% франчайзеров и 17% франшизных предприятий. Важно отметить, что франчайзинговые системы в данной сфере представлены не только этими отраслями.

  Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15% ВВП США. Примерно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование.

     Федеральное законодательство США регулирует продажу как франшиз, так и Business Opportunities. В октябре месяце 1979 года, U.S. Federal Trade Commission издали правовые нормативы -  “Trade Regulation Rule on Franchises and Business Opportunità Ventures” более известные под названием -  “The Rule”, для урегулирования спорных вопросов. 

      Франчайзинг в Америке может расчитывать  на поддержку International Franchise of Washington (IFA), ассоциацию, учрежденную в 1960 году группой  предпринимателей для продвижения  франчайзинга, для предоставления услуг заинтересованным компаниям, а также для организации мероприятий. В ассоциацию no profit входят  более 500  американских франчайзинговых компаний.[11]

2.2  Франчайзинг в  странах Западной  Европы

     В 1990 году в двенадцати странах Европы было зарегистрировано 1 600 франчайзинговых систем и 85 000 франчайзи. Согласно статистическим данным, в марте 1997 года, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3 500 франчайзинговых систем и 134 000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 000 000 работников. Товарооборот составлял $70 миллиардов. [11]

     По  количеству франчайзеров и франчайзи  Германия занимает одну из передовых  позиций в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году в этой стране действовало 530 франчайзеров и 22 000 франчайзи. В настоящее же время работает 950 франчайзеров и 49 000 франчайзи.

     Наиболее  высокий рост франчайзинга наблюдается  в сфере быстрого питания, а так  же в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Товарооборот в сфере франчайзинга – 22,4 миллиарда евро. [11]

     Франция также является одним из лидеров  по развитию франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году там действовало около 470 франчайзеров и 25 800 франчайзи. На сегодняшний день во Франции существует более чем 720 франчайзеров и 33 300 франчайзи. Рынок франчайзинга во Франции развивается стабильно и динамично. Жульен Витали, представитель Французской Федерации Франчайзинга, сообщает, что наибольшие обороты по франчайзингу сегодня наблюдаются во Франции в сфере недвижимости. Второе место принадлежит обслуживанию частных лиц (например, занятию с детьми после школы) и предприятий (поддержка малых и средних фирм, а также управление бухгалтерским учетом, персоналом, секретарскому делу). Значительная доля во франчайзинге принадлежит продуктам питания и готовой одежде (у каждого сектора по 5 000 пунктов продаж). [11]

     Великобритания  также занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году в Британии существовало 568 франчайзеров и 29 100 франчайзи. В настоящее время в ней насчитывается 670 франчайзеров. В Великобритании подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере страны. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата появился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни. Ежегодный доход в сфере франчайзинга составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов.[11]

     Франчайзинг играет важную роль в Италии. По показателям  развития эта страна находиться недалеко от таких признанных европейских  лидеров, как Германия, Франция и Великобритания. В 1998 году в Италии имелось 436 франчайзеров и 21 400 франчайзи. К настоящему моменту существуют уже около 655 франчайзеров и 44 426 франчайзи. В Италии, по словам генерального директора Итальянской Ассоциации Франчайзинга Итало Буссали, франчайзинг в Италии сосредоточен преимущественно в сфере электроники (телевидение, DVD) – 20% рынка, продуктов питания – 15%, туризме. Наименее франчайзинг развит в сфере мороженного и товаров, предназначенных для снижения веса. Всего же итальянский франчайзинг работает более 20 лет (с 1970 года) и насчитывает 760 брендов, причем сеть франчайзи насчитывает 48 500 точек продаж, а оборот 20 миллиардов евро. Во франчайзинговой системе трудятся 175 000 человек. Таким образом, в Италии влияние франчайзинга на экономику оказывает весомое влияние и поэтому к предпринимателям, работающим в этой отрасли, охотно прислушиваются и правительство, и политики, и региональные власти. Каждый новый франчайзи получает от Итальянской Ассоциации Франчайзинга 50 000 евро, из которых 50% – грант, 50% – кредит под маленький процент. [11]

     Франчайзинг в Испании переживает в последнее  время бурный рост, как следствие  предпринимательской инициативы франчайзеров и франчайзи, сумевших при помощи консалтинговых фирм преобразить панораму розничной торговли и сферы обслуживания. Все больше вытесняются традиционные мелкие частные лавочки, на смену им приходят фирмы, входящие в хорошо организованную и структурированную франчайзинговую сеть. Более восьми лет существует Испанская Ассоциация Франчайзинга. В 1998 году в Испании насчитывалось приблизительно 288 франчайзеров и 13 200 франчайзи. В настоящее время действует уже 646 франчайзеров и 27 000 франчайзи. Годовой оборот в рамках франчайзинга 3,5 миллиардов евро, в секторе занято 82 000 человек. Подсчитано, что в Испании количество традиционных торговых точек, закрывшихся в первые два года существования в шесть раз больше, чем франчайзинговых.[11]

Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования