Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

     Недостатки  для франчайзи в основном связаны с ограничением степени их самостоятельности. Иногда это приводит к потере прибыли, как в ситуации, когда отдельные товары или ингредиенты приобретаются у франчайзера, хотя на месте могли бы быть закуплены значительно дешевле. Часто предприниматели, приобретающие франшизу, рискуют, ибо реальные объемы продаж могут оказаться значительно меньше, чем предсказывал владелец франшизы при заключении контракта.[3, c.25-26]

     Также необходимо выделить преимущества и недостатки франчайзинга для потребителей различных товаров и услуг. С одной стороны, посещая любую из точек, работающих под известной потребителю маркой, независимо от того, где она находится, потребитель имеет дело с привычным для него товаром и качеством обслуживания. С другой стороны, имея экономические предпосылки для снижения цен, франчайзи не может эту цену снизить, что не служит интересам потребителя.[1, c. 165]

     Список  достоинств и недостатков франчайзинга может пополняться или уменьшаться. Это зависит от того, выяснил ли потенциальный франчайзер для себя некоторые вопросы, продавая франшизу, и потенциальный франчайзи, приобретая её.

     Вопросы, которые должен выяснить потенциальный  франчайзи, должны сводиться к следующему:

    • насколько преуспевают другие предприниматели, которые уже сотрудничают с данной компанией;
    • хватит ли той суммы, которую должен вложить предприниматель, приобретая франшизу для успешного ведения бизнеса, или потребуется дополнительный собственный н заемный капитал;
    • насколько строго франчайзер относится к проблеме отбора франчайзи или им может стать любой предприниматель, преследующий цели сиюминутной выгоды;
    • насколько быстро я выгодно в случае необходимости можно продать торговую точку, работающую на условиях фран чайэинга;
    • насколько стабильным может быть спрос на товары или услугу   в длительной перспективе. [2, c.30]
 

     Вопросы, которые должен выяснить франчайзер, продавая франшизу, следующие:

    • стабилен ли спрос на данный товар в регионе и сохранится ли он в перспективе;
    • в какой мере эластичен спрос, и в какой мере уровень доходов населения региона позволит регулярно приобретать предлагаемые товары или услуги;
    • кто входит в состав основных конкурентов и возможно ли появление товаров-субститутов;
    • какова деловая репутация фирмы, имеющей намерения приобрести франшизу, и ее владельцев;
    • насколько экономические условия и правовая база региона или страны, которые представляет потенциальный франчайзи, обеспечит нормальное ведение бизнеса.[2, c.31-32]

     Очевидно, что и потенциальный франчайзер, и потенциальный франчайзи, сталкиваются с проблемой прогнозирования предпринимательского риска, и этот риск тем больше, чем больше вкладываемый капитал.

     Многие  экономисты сравнивают франчайзинг  с другими формами организации  бизнеса, представив это сравнение в таблице: [15] 

Что Вы имеете Дилер Франчайзи-дилер Сотрудник или торговый представитель
Владение  своей собственностью + + -
Получаете ли Вы основную часть прибыли + + -
Не  нужно вкладывать большой начальный  капитал - + +
Есть  ли у Вас независимость от других фирм + + -
Вы  хозяин своего бизнеса, Вас не могут  уволить + + -
Нет риска потерять свои собственные  деньги - + +
Нет боязни, что Вы ошиблись в построении схемы бизнеса - + +
Возможность воспользоваться чужим опытом для  максимальной эффективности - + +
 

   

     Как видно из таблицы, франчайзинг вбирает  в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность  в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Во франчайзинге практически нет минусов. Но только в том случае, если он правильно организован.

 

  1.5 Характеристика международного договора франчайзинга

 

     Договор франчайзинга наиболее перспективный и эффективный способ ведения бизнеса по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

     Согласно  Руководству по франчайзингу Всемирной  организации интеллектуальной собственности  франчайзинг – это "договор, по которому одно лицо – франчайзер (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения бизнеса, разрешает другому лицу – франчайзи – использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение". [12]

     Договор франчайзинга заключается с целью  интенсивного расширения бизнеса владельца  исключительных прав при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах организации бизнеса. В то же время франчайзи получает возможность без особого риска начать собственное дело, используя авторитет и опыт франчайзера.

       Международный договор франчайзинга представляет собой предпринимательскую сделку, поэтому его сторонами могут быть лишь субъекты предпринимательской деятельности. Он является двусторонним, возмездным, консенсуальным и представляет собой срочную сделку.

       Предметом международного договора франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса исключительных прав, перечень которых не является исчерпывающим. В частности, договором может быть предусмотрена передача прав на следующие объекты:

  1. фирменное наименование;
  2. товарный знак (знак обслуживания);
  3. изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  4. объекты авторского права;
  5. нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).

       Предметом договора франчайзинга могут быть и  такие объекты интеллектуальной собственности, как определенная коммерческая информация и опыт организации той или иной коммерческой деятельности, включающие в себя профессиональное обучение персонала, инструктажи по различным аспектам организации коммерческой деятельности: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживании клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п. [7, c.334]

       Исходя  из общего определения договора франчайзинга и практики его применения, договор международного франчайзинга характеризуется следующими основными признаками:

  • представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие этого его сторонами могут быть лишь коммерсанты (предприниматели);
  • является взаимообязывающим договором, то есть права и обязанности по данному договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;
  • рассматривается как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);
  • вследствие своего предпринимательского характера договор франчайзинга является возмездным;
  • представляет собой, как правило, срочную сделку;
  • характеризуется только ему присущим предметом сделки, которым является «деловой комплекс» - система осуществления предпринимательской деятельности, включающая в себя права на интеллектуальную собственность - фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау (коммерческая тайна) - и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары либо оказывать услуги потребителям;
  • не является в чистом виде меновой сделкой, то есть интересы его сторон, хотя и противоположны, однако наряду с этим присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении деятельности франчайзи (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли). [7, c.337-338]
 

     Цена  договора является одним из существенных условий договора франчайзинга, в отличие от срока договора, который международной практикой к существенным условиям не отнесен. [7, c. 340]

     Содержание  договора франчайзинга составляют права  и обязанности сторон.

      Франчайзер, как правило, оставляет за собой  право:

  1. прямо или косвенно предлагать и осуществлять поставки любому покупателю или потенциальному покупателю товаров, за исключением прямой поставки в пределах определенной территории;
  2. в любое время изменять цены на товары и условия продажи. Т.е. франчайзи ведет самостоятельную коммерческую деятельность по собственному усмотрению;
  3. изменять качественные характеристики товаров, прекращать производство некачественных товаров;
  4. по окончании финансового года проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчетности франчайзи (включая право на изготовление копий) за свой счет;
  5. имеет право контролировать соблюдение франчайзи общепринятых для конкретного типа производства технологических, санитарных и других норм при производстве продукта (оказании услуг);
  6. разрешать своим лицам иметь личный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора;
  7. контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампании самостоятельно. [16, глава 53]

      Франчайзи обычно наделяется следующими правами:

  1. самостоятельно устанавливать цены на товары и оказываемые услуги, но с учетом методов ценообразования франчайзера и соображений коммерческой целесообразности;
  2. вносить предложения по совершенствованию системы, и, если они будут положительно оценены франчайзером и распространены на систему, франчайзи имеет, выплачиваемую франчайзером;
  3. по прошествии установленного договором срока вносить (по согласованию с франчайзером) изменения в ассортиментный перечень товаров, услуг изменения, разрабатывать новые методы и технологии производства товаров и оказания услуг. [16]

       Франчайзер  обязан:

  1. обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;
  2. не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, предусмотренных договором, для их использования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору;
  3. в минимально возможный срок обязуется уведомить франчайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;
  4. проводить программу маркетинга, продвижения товарного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;
  5. по письменной просьбе франчайзи представляет ему сметы всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора;
  6. провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих;
  7. в случае необходимости проведения дополнительного обучения для руководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;
  8. проводит консультации по установке оборудования, оформлению помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;
  9. оказывает содействие (при необходимости) в осуществлении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду;
  10. консультирует франчайзи по текущим вопросам, относящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;
  11. консультирует франчайзи по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осуществляться франчайзером за счёт франчайзи;
  12. осуществляет контроль качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;
  13. при условии успешного ведения бизнеса франчайзи по своему усмотрению может предоставлять гарантию по выданным франчайзи финансовыми и банковскими структурами суммам ;
  14. обязуется не конкурировать с франчайзи на территории, на которую распространяется действие договора.[16]

Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования