Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является определение сущности, исследование направлений и форм международной торговли, исследовании динамики и структуры международной торговли, тенденций развития в России.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
определение сущности мировой торговли;
исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития;
определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе;
рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы, роль и значение международной торгов ли......................................................................................................................5
1.1. Основные понятия и определения, сущность и предмет
международной торговли………………………….…………………..5
1.2. Формы и методы международной торговли…...………………..7
1.3. Место России в международной торговле……..………………11
Глава 2. Основные показатели структуры и динамики международной торговли……………………………………………………………………...14
2.1. Россия, как участник внешнеэкономических отношений….....14
2.2. Структуры международного рынка услуг в России…………..15
2.3. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами ..………………………21
Глава 3. Перспективы развития международной торговли в России…….24
3.1. Состояние и перспективы развития внешней торговли России……………………………………………………………………...24
3.2. Значение внешней торговли для современной экономики России……………………………………………………………………...30
3.3. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы……..33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников….……………..………………………36
Приложение 1. Изменение экспорта и импорта в России……………….40
Приложение 2. Структура международной торговли услугами
в России……………………………………………………………………...41
Приложение 3. Международная торговля России услугами по основным странам- партнерам в январе-июне 2010 года…………………….……..43

Работа состоит из  1 файл

международная торговля,её состояние,методы и направления в России2ээ.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков  между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура – это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.

Со второй половины XX века заметно  проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).

Географическая конфигурация международной  торговли (менее 70% экспорта):

Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота). В середине 90-х гг. – лидер Западная Германия, США, Япония. В 2000-х гг. США занимает 1 место.

Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).

Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.

Три четверти экспорта промышленно  развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.

Поскольку в экспорте промышленно  развитых стран преобладает сложная  техника, большинство развивающихся  стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 2001 по 2007 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38 % до 42 %. В международной торговле заметно выросла роль Китая.

Организационная географическая структура – это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).

Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.

Рост экспортной квоты, свидетельствующий  о возрастающем вовлечении стран  в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) – например, Германия, Франция, Великобритания. В условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни проявляется тенденция и к росту импортной квоты, что свидетельствует о растущем влиянии на национальные хозяйства происходящих на мировом рынке процессов.

В группе развивающихся стран также  наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в международной торговле товарами. Снижается удельный вес международной торговле товарами стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговли было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.

Расширение торговли в рамках развивающихся  стран, которая в настоящее время растет быстрее, чем между промышленно развитыми странами. Увеличивается товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Преимущественный рост внешней  торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран (например, за 2000-2005 гг. ВВП США вырос на 31,4%, в то время как экспорт – на 48,8%, импорт – на 50,5%; в Японии странами и странами с переходной экономикой. Страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Соотношение групп стран в мировом экспорте:

70 – 72 % – индустриальные страны;

24 – 26% – развивающиеся страны (в конце 80-х гг. – 22%);

3,7% – страны с переходной  экономикой, в т.ч. страны СНГ – 2,3% (в конце 80-х доля социалистических стран составляла 6–8%).

По статистике МВФ в группу крупнейших экспортеров (более 100 млрд. долл. в год) входят США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Бельгия/Люксембург, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.

Основной поток международной  торговли приходится на промышленно  развитые страны – 55%; 27% международной  торговли ведется между промышленно развитыми странами и развивающимися странами; 7% – между развивающимися странами; 5% – между СПЭ и всеми другими странами.

 

 

2.3. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами

 

В настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:

производство;

международная торговля;

международное движение капиталов;

транспорт и связь;

перемещение людей через границы.

Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности.

Развитие производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг необходимо на различных этапах производства.

Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.

К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения -взаимовыгодное дело.

На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:

рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года;

хайринг - от 1 года до 3-5 лет;

лизинг - на 3-5 лет и более.

Следует отметить, что лизинг - это сложная внешнеэкономическая операция. Для ее осуществления нужно располагать средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудования.

Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования.

Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.

В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями

Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др. Важной составляющей частью международных услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. Его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл.

Ведущую роль в формировании международной сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО. В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг, который включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 5 трлн долл.

Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг

    • размещение в гостиницах и мотелях;
    • удовлетворение культурных потребностей;
    • удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях;
    • услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе.

Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72% .

В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. [25]

 

 

 

Глава 3 Перспективы развития международной торговли в России

 

3.1. Состояние и перспективы развития внешней торговли России

 

Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней  торговли. В 2003 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2003 году увеличивался высокими темпами, при этом после двухгодичного перерыва экспортная динамика в долларовом выражении вновь опережала расширение импорта. В 2003 г. внешнеторговый оборот РФ составил 210,8 млрд. USD, что на 25% больше, чем в 2002 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. USD, причем на 90% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья (товарооборот по этой статье составил 174 млрд. USD, увеличившись за год на 24,5%). Экспорт в 2003 г. превысил импорт в 1,8 раза, а доля экспорта из России в мировом экспорте выросла в 2003 г. до 1,8% против 1,65% в 2001 г.

В декабре 2003 г. месячный внешнеторговый оборот России достиг рекордной за последние 15 лет величины – 22,3 млрд. USD, причем рекордного уровня достигли значения и экспорта – 13,9 млрд. USD, и импорта – 8,4 млрд. USD. Вообще в основе беспрецедентно высоких темпов прироста экспорта – исключительно благоприятная динамика мировых цен на нефть и другие энергоносители. Так, средняя цена на нефть в 2003 г. была выше, чем в 2002-м, на 13%. Оставались высокими цены и на природный газ – средняя контрактная цена в декабре 2003 г. по сравнению с декабрем 2002 г. увеличилась на 32%. На рынке черных и цветных металлов преобладала тенденция к росту цен. За 2003 г. по сравнению с 2002-м цены увеличились: на никель – на 55,2%; на медь – на 12,1%, на алюминий – на 5,5%.

В 2004 г. продолжились тенденции прошлого года, поскольку сохранилась благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и металлов. В январе этого года экспорт товаров составил 11,0 млрд. USD против 9,6 млрд. USD за соответствующий период предыдущего года (рост на 14,3%). Причем, по мнению экспертов, дальнейший рост интенсивности экспорта сдерживается не только масштабами внешнего спроса, но и пропускной способностью транспортных каналов.

Высокой динамикой характеризовался и импорт товаров, который в январе 2004 г. составил 4,9 млрд. USD и на 3,4% превысил уровень соответствующего периода 2003 г. Этому способствовали прежде всего рост доходов населения и предприятий и укрепление рубля. Негативное влияние укрепления рубля на большую конкурентоспособность российских товаров по сравнению с импортными несколько смягчается относительно более благоприятной динамикой по отношению к евро.

Импорт в Россию из стран дальнего зарубежья в 2003 г. составил 60,0 млрд. USD и увеличился по сравнению с 2002 г. на 23,0%. Основными факторами поддержания высокой импортной динамики в 2003 г. стали дальнейшее расширение внутреннего спроса, сдвиги в структуре потребления, реальное укрепление рубля и улучшение организации торговли. В связи с ростом платежеспособного спроса населения и расширением и удешевлением потребительского кредита существенно вырос импорт дорогостоящих потребительских изделий. В товарной структуре импорта в 2003 г., по данным ГТК, основное место занимали машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых приходилось 40,8% всего объема импорта (увеличение на 2,1%).

Информация о работе Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России