Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является определение сущности, исследование направлений и форм международной торговли, исследовании динамики и структуры международной торговли, тенденций развития в России.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
определение сущности мировой торговли;
исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития;
определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе;
рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы, роль и значение международной торгов ли......................................................................................................................5
1.1. Основные понятия и определения, сущность и предмет
международной торговли………………………….…………………..5
1.2. Формы и методы международной торговли…...………………..7
1.3. Место России в международной торговле……..………………11
Глава 2. Основные показатели структуры и динамики международной торговли……………………………………………………………………...14
2.1. Россия, как участник внешнеэкономических отношений….....14
2.2. Структуры международного рынка услуг в России…………..15
2.3. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами ..………………………21
Глава 3. Перспективы развития международной торговли в России…….24
3.1. Состояние и перспективы развития внешней торговли России……………………………………………………………………...24
3.2. Значение внешней торговли для современной экономики России……………………………………………………………………...30
3.3. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы……..33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников….……………..………………………36
Приложение 1. Изменение экспорта и импорта в России……………….40
Приложение 2. Структура международной торговли услугами
в России……………………………………………………………………...41
Приложение 3. Международная торговля России услугами по основным странам- партнерам в январе-июне 2010 года…………………….……..43

Работа состоит из  1 файл

международная торговля,её состояние,методы и направления в России2ээ.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1-формы международной  торговли.

 

Методы организации  международной торговли рассматриваются  как способы осуществления торгового обмена между ее участниками. Следует отметить, что методы международной торговли многообразны как многообразно содержание внешнеторговой деятельности в целом.

Традиционно к основным методам торговли относят прямой, косвенный и корпоративный методы. Формальным признаком международного характера коммерческой сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.

Прямой метод международной  торговли – его отличительной  чертой является тот факт, что контрагенты непосредственно вовлечены в проведение всех основных и обычно части обеспечивающих операций, связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением международных контрактов купли – продажи.

По условиям подобной сделки, продавец резидент одной страны обязуется передать товар в собственность покупателя резидента другой страны в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте сумму.

Косвенный метод международной торговли – этот метод так же распространен в практике международной торговли и заключается в совершении международной торговой сделки через посредника.

Корпоративный метод  международной торговли – этот метод  зародился в сфере малого и среднего бизнеса. При этом методе международная торговая сделка совершается через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником группы представляется невозможным, рискованным или экономически невыгодным.

Методы встречной торговли. В практике международной торговли широкое применение нашли так называемые методы встречной торговли. Они используются в случае, когда импортер испытывает затруднения с наличием достаточных сумм твердой валюты для закупки необходимых товаров. Встречная торговля отличается большим разнообразием форм, которых насчитывается многие десятки.

Однако наиболее часто  используются шесть основных форм. Чистый бартер – этот метод встречной торговли заключается в обмене товара на товар между контрагентами, которые одновременно выступают в качестве продавцов и покупателей. Заключается один контракт, к которому прилагаются две спецификации, где указаны перечни товаров, их цена, сроки поставки. Стоимость товаров по одной спецификации должна быть равна стоимости товаров по другой спецификации.

Сделка типа «свич» - этот метод встречной торговли предполагает участие в сделке третьей стороны. Контрагенты по сделке обмениваются товарами, третья сторона, например торговая фирма, реализует за определенные комиссионные товары.

Встречная закупка. Данный метод встречной торговли предполагает наличие взаимной договоренности контрагентов купить друг у друга товар. При этом естественно предусмотрены денежные расчеты. Поставка товаров производится одновременно.

Авансовые закупки. Метод  встречной торговли «Авансовые закупки» имеет название «юнктим». Широко распространен  в Германии. Представляет собой встречную  закупку товаров контрагентами. Однако, при этом обмен товарами разнесен по времени.

Сделка «бай бэк». В  этой сделке предусмотрены денежные расчеты. Экспортер обязан купить товар у импортера. Закупаемый товар производится импортером с использованием товара, приобретенного у экспортера. В качестве примера можно привести закупку импортером установки для производства удобрений. Произведенные удобрения продаются, стоимость установки перечисляется экспортеру.

Коммерческая компенсация. Этот метод встречной торговли предполагает обмен товарами между контрагентами. При этом стоимость товаров может быть различной. Разница в стоимости товаров погашается деньгами одним из контрагентов.

 

 

 

 

1.3. Россия, как участник внешнеэкономических отношений

 

 

Особенности положения  Российской Федерации как субъекта международного экономического права и международных экономических отношений определяются в основном двумя обстоятельствами: 1) в экономической сфере РФ активно происходят процессы изменения форм и методов регулирования и осуществления внешнеэкономической деятельности (от государственно-монополистической к рыночно-регулируемой экономике); 2) РФ является федеративным государством. [27]

Государство, осуществляя  принятые на себя на межгосударственном уровне обязательства, выступает как  субъект властно-организационной, управленческой деятельности по отношению ко всем подвластным ему организациям и лицам.

Правовое регулирование  во внешнеэкономической сфере ведется по двум основным направлениям:

1) заключение на межгосударственном  уровне конвенций, содержащих  унифицированные частно-правовые нормы и предназначенные для урегулирования отношений между физическими и юридическими лицами различной национальной принадлежности; 2) издание внутригосударственных нормативно-правовых актов, упорядочивающих внешнеэкономическую деятельность в отдельной стране.

Внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71 п. "л") Конституция  Российской Федерации относит к  ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая особую приоритетность и значимость для всей страны внешнеэкономической деятельности, развития мирохозяйственных связей. При этом указанное положение не раскрывает формы и содержания данного предмета ведения, что предполагает как нормативное регулирование, управление и защиту экономики страны, ее экономической безопасности, так и обеспечение различными методами и средствами эффективной интеграции в мировую экономику. Используемое в данном случае родовое понятие "внешнеэкономические отношения" по своему содержанию шире примененного в п. "о" ст. 72 Конституции РФ.ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

В структуре стран внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году – 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).

По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ – 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 51,1 млрд.долларов США, что на 27,8 млрд. долларов США больше, чем в январе-марте 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 45,2 млрд.долларов США (рост на 26,5 млрд.долларов США), со странами СНГ – 5,9 млрд. долл. США (рост на 1,3 млрд.долларов США).

Важнейшим рынком товаров  и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес. [27]

 

 

Глава 2 Основные показатели структуры и динамики международной торговли

 

 

2.1. Место России в международной торговле

 

Современное положение  России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации.

Россия — один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное стратегическое положение на мировом рынке энергоносителей (экспорт нефти и газа. По оценкам международных экономических организаций, Россия также имеет сильные конкурентные позиции в экспорте черной и цветной металлургии (сейчас Россия добывает 100 т. в год и занимает 6 место в мире после ЮАР, США, Австралии, Канады и КНР).

По отдельным группам  товаров и услуг Россия занимала в 2009 году в мировом экспорте и импорте следующие места: сельскохозяйственные товары – 10 и 5, топливо всех видов – 1 и 38, готовые изделия – 20 и 10, в том числе автомобили – 20 и 7, телекоммуникационное и офисное оборудование – 22 и 16. По экспорту черных металлов Россия заняла 4-е место в мире, по экспорту транспортных услуг – 9-е и по расходам на зарубежный туризм – 6-е место после ЕС, США, Китая, Японии и Канады

Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).

Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.

Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году – 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.

Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

По внешнеторговому  обороту Россия занимает 20-е место  в мире (это примерно уровень Норвегии). Доля ВВП России в мировом хозяйстве в 10 раз меньше, чем США, и в 5 раз меньше Китая, сопоставима с Южной Кореей, Турцией и Ираном. По общему объему ВВП Россия занимает 15 место в мире. По запасам ядерного оружия Россия занимает 1 место в мире (55%). Военные расходы в стране почти в 16 раз меньше, чем в США, и почти в 4 раза меньше, чем в Китае. [18]

В последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют  о наметившемся росте международной  конкурентоспособности товаров  России. Так, уже Россия вошла в число десяти наиболее динамично развивающихся стран, заняв: 1-е место по темпам роста общественной производительности труда и снижения задолженности федерального бюджета; 2-е место - среди 30 ведущих стран экспортеров по темпам роста экспорта; 4-е место – по темпам роста ВВП в расчете на душу населения и валовых внутренних инвестиций.

  Главной торгово-политической проблемой для России являлось нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. На сегодняшний день Россия подписала договор о вступлении в ВТО практически со всеми странами – участниками ВТО.

 

 

2.2. Структуры международного рынка услуг в России

 

Международная торговля (МТ) – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международную или внешнюю  торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Информация о работе Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России