Квотирование и лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Рассмотрение нетарифных методов регулирования ВТ

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.Классификация нетарифных ограничений…………………………………6

1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9

1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15

Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21

2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2. Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27

2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30

2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32

2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33

Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37

Заключение………………………………………………………...…………..…43

Список используемых источников и литературы………………………...……45

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 264.38 Кб (Скачать документ)

Минздравмедпром РФ

     -лекарственные  средства, иммунобиологические препараты,  фармацевтические продукты (постановление  Правительства РФ от 6 ноября1992 г.  № 854; Положение о порядке разрешения  экспорта и импорта лекарственных  средств в Российской Федерации  от 7 февраля 1993 г. №01-3/3957 (утвержденное  ГТК РФ 2 февраля 1993 г., МВЭС РФ 7 февраля 1993г., Минздравом РФ 29 января 1993 г

Минприроды  РФ

     -дикие  животные, дикорастущие растения, кости  ископаемых животных, кости слонов, рога, копыта (постановление Правительства  РФ от 6 ноября1992 г. № 854, приказ  Минприроды РФ от 30 декабря 1993 г. № 286).

Главгоссвязи  РФ

     -радиоэлектронные  средства, высокочастотные устройства (указание ГТК РФ от 28 марта  1995 г. № 01-13/4265).

 

     

Глава 3 Проблемы и перспективы  развития системы  квотирования и лицензирования в РФ 

     Как правило, применение квотирования и  лицензирования как инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности не столь распространено в РФ.  Эти инструменты  в основном используются в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. И каждый год Россия вносит свои коррективы в эту систему нетарифного регулирования. Так, в этом году в России вступает в силу федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющий лицензирование 17 видов деятельности.

     Цель данного изменения - упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно - страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов, саморегулируемыми организациями. Лицензируемыми в России останутся 49 видов деятельности, при этом документ будет выдаваться компаниям бессрочно. С этого года государство освобождает предпринимателей, обеспечивающих авиабезопасность, выпускающих и реализующих специальное игровое оборудование, протезно-ортопедические изделия, реставрирующих памятники культурного наследия. А с 1 января 2012 года без лицензий смогут работать компании, занятые на тушении пожаров, в том числе лесных. 

     С введением в стране обязательного  страхования гражданской ответственности  прекратится лицензирование перевозок  морским транспортом опасных  грузов. Вместе с тем обязательное лицензирование пока сохранится для  частных медицинских учреждений и производителей лекарств, транспортных перевозчиков и заготовителей металлолома. 

     Под особым присмотром государства останутся  услуги связи, теле- и радиовещания, банков, управляющих компаний, нотариальных контор и нотариусов, страховых компании, частных сыщиков и охранных предприятий, негосударственных пенсионных фондов, компаний по трудоустройству россиян  за границей. 

     Вся образовательная деятельность (за исключением  учреждений в инновационном центре "Сколково") будет по-прежнему лицензироваться. Законом не только сокращается число видов деятельности, но упрощается и порядок лицензирования. С 1 июля 2012 года соискатели лицензии смогут направлять заявления и документы  для получения и переоформления разрешительных документов в электронной  форме [11].

     Также с 2013 года планируется отменить лицензирование медицинских услуг и фармацевтической деятельности (речь идет только об аптеках). В этих отраслях будет уведомительный порядок открытия бизнеса. Обсуждается также введение института СРО, но какие именно документы будут регулировать деятельность СРО и когда эти документы появятся, не известно. По словам замминистра экономического развития РФ, Анны Поповой , тема СРО с Минздравсоцразвития не обсуждалась, а декларирование будет в строгом соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, которые утверждаются приказами Минздравсоцразвития. За их соблюдением будет следить уполномоченный контролирующий орган, который при необходимости сможет и закрывать клиники, так что потребитель от замены лицензирования на декларирование не пострадает, уверяет Попова. За рубежом лицензирование клиник в большинстве стран давно отменено. Там лицензируют непосредственно врачей - именно лицензия подтверждает их квалификацию и дает возможность работать, причем требования, например, к частнопрактикующим врачам намного более строгие, чем к медперсоналу больниц [12]. 

     Трудности обстоят и в системе законодательства в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Дело в том, что эта деятельность еще не получила достаточного продолжения в правительственных нормативных актах и на практике в полной мере не применяется. Определенные сложности, возникающие у компаний с привлечением иностранных квалифицированных кадров, и ситуация с определением квот в целом иногда затрудняют выход на рынок новых компаний с участием иностранного капитала.

     Возможно, в будущем квотирование заменит мониторинг рынка труда — служба занятости должна будет определить, нужен ли труд работника конкретной профессии: если разрешение службы получено, работодатель сможет сразу оформить нужного работника. В настоящее время продолжается деятельность по заключению со странами — членами СНГ двусторонних соглашений, регулирующих трудовую миграцию, продумываются подходы по формированию составляющих системы организованного набора, включая создание банка данных по вакансиям и обеспечение доступа к нему иностранных граждан.

     Если рассмотреть другую область квотирования и проанализировать фактический и планируемый объем квот на импорт мяса птицы в 2011 году, то можно увидеть, что он вдвое сократился  — с ранее запланированных 600 тыс. до 350 тыс. тонн. В правительстве и отраслевых ассоциациях такой шаг объясняют угрозой демпинга со стороны производителей курятины США, пострадавших от "хлорного запрета" импорта в 2010 году. Впрочем, при дефиците поставок из США в 2011 году возможен рост цен на российскую продукцию [11].

     Решение сократить квоты на импорт мяса птицы  было принято на одном из закрытых заседаний комиссии по таможенно-тарифной политике, а затем согласовано  с комиссией Таможенного союза.

     Последний раз правительство устанавливало  импортную квоту на мясо домашней птицы на 2010-2012 годы в декабре  прошлого года. Тогда в 2010 году было разрешено импортировать до 780 тыс. тонн курятины, в 2011-м — 600 тыс. тонн и 550 тыс. тонн — в 2012 году. Основным поставщиком мяса птицы в Россию до прошлого года являлись США (около 80% поставок). Квота американских производителей на этот год составляла 600 тыс. тонн из общего объема квоты. Но с 1 января ввоз мяса птицы в Россию из США был  приостановлен из-за "хлорного запрета" и возобновился только в сентябре. По оценке Минэкономики, в результате американские поставщики успеют завезти  в РФ в этом году всего около 250 тыс. тонн курятины.

     Одной из причин снижения импортной квоты  на мясо птицы в 2011 году глава Национальной мясной ассоциации Сергей видит в  давлении на рынок от неравномерности  поставок американской курятины. Сергей Юшин считает, что поскольку первая партия была растаможена после возобновления  импорта только 1 октября, то значительная часть пошла именно в четвертом  квартале 2010 года. Другая причина, которую  называет Сергей Юшин,— внутреннее производство в 2010 году также должно увеличилось на 250-300 тыс. тонн, таким  образом, было закрыто сокращение импортных  квот. По словам господина Юшина, это  сокращение было согласовано со всеми  ведомствами и отраслевыми ассоциациями.

     Хотя, с Юшиным не согласны некоторые российские производители птицы. По словам гендиректора ООО "Холдинговая компания "Белый  фрегат"" Анатолия Буторина компании США не в состоянии будут произвести и поставить в Россию до конца  года такое количество курятины, чтобы угрожать местным производителям (смогут поставить до конца года лишь  от 50 тыс. до 60 тыс. тонн). Мясо птицы, производимое в РФ, и импортное — для разных категорий потребителей. Буторин утверждает, что свежее мясо птицы, произведенное в стране, предназначено для более состоятельного потребителя, куриные окорока — товар для нищих и пенсионеров. Россия, к сожалению, страна пенсионеров, где ограничение импорта, несомненно, вызовет рост цен на рынке и ухудшит положение в стране [11].

     Основные  отличия нового закона о лицензировании 99-ФЗ от старого 128-ФЗ можно увидеть  в приложении 3.

     Отмечается, что у нового закона о лицензировании есть масса преимуществ. Если ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые  и временные затраты.

     Новый же порядок лицензирования 2012  четко устанавливает —лицензия действует бессрочно (п.4 ст.9). Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет.

     Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении.  

      По  общему правилу  внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций  или  СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства. 

      Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение. 

      Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года

      Нужно добавить, что закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием [13].

     Перечень  видов деятельности, подлежащих лицензированию  по состоянию на август 2011  года можно  посмотреть в приложении 4. 

Заключение

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

      1. Использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;
      2. Наиболее распространенной  классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;
      3. Квотирование и лицензирование – это меры количественного ограничения, причем лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товар в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования;
      4. Был изучен нормативный акт, регулирующий деятельность по лицензированию и перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 
      5. Нетарифные  методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
      6. В настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей(МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ(Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).
      7. Каждый год Россия вносит свои коррективы в систему нетарифного регулирования. Так, в этом году в России вступает в силу федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющий лицензирование 17 видов деятельности. Цель данного изменения - упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно - страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов саморегулируемыми организациями.

Информация о работе Квотирование и лицензирование