Квотирование и лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Рассмотрение нетарифных методов регулирования ВТ

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.Классификация нетарифных ограничений…………………………………6

1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9

1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15

Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21

2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2. Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27

2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30

2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32

2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33

Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37

Заключение………………………………………………………...…………..…43

Список используемых источников и литературы………………………...……45

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 264.38 Кб (Скачать документ)

    Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для получения  лицензии, принимаются по описи, копия  которой направляется (вручается) заявителю  с отметкой о дате приема документов указанным органом.

    За  предоставление недостоверных или  искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За рассмотрение лицензирующим  органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора [6].

    Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача  документа, подтверждающего наличие  лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем  лицензии документа, подтверждающего  оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную  лицензию.

Основанием  для отказа в выдаче лицензии является:

  1. наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  2. несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
 

Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации

     2.1 Квотирование в  РФ 

     В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и  у нас в стране.

        Квоты - количественные ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Объем квот устанавливается ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.   

     Рис. 4 Категории квот 

     Нетарифные  квоты могут быть установлены  в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ [7]. 

   Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.

     Количественные  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

  • обеспечения национальной безопасности РФ;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
  • защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ.

     Срок  действия защитной меры, ее досрочная  отмена или продление, а также  все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ.

     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или фактического проведения операций по экспорту/импорту с предоставлением федеральным органом исполнительной власти определенной квоты организациям-изготовителям.

     Целью проведения конкурсов и аукционов  является выполнение решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при продаже экспортных и импортных квот.

     Участники ВЭД, участвующие в конкурсе, направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам ВЭД, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.

     Аукционная  продажа квот производится российскими  товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством торговли.

     Комиссия, исходя из специфики товара, выставляемого  на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства  или другие аналогичные причины), может определять круг участников ВЭД, допускаемых к аукциону.

     Победителю  аукционной продажи квот Министерство торговли России через своего уполномоченного  в соответствующем регионе выдает сертификат, дающий победителю право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

     Выдача  лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством торговли России на основании  полученного им сертификата. В случае оформления лицензии на часть приобретенной на аукционе квоты владелец сертификата лишается права аукционной продажи оставшейся ее части, которая доводится Министерством торговли России до комиссии для ее повторной продажи на аукционе [8].

     Реестр  квотируемых товаров можно увидеть  в приложении 1.

     В настоящее время в России проходит активное развитие в области усовершенствования системы квотирования иностранной рабочей силы. Государство в этом очень заинтересовано. Квотирование трудовой миграции действует с 2007 г. Порядок формирования квот на использование иностранной рабочей силы в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783«Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

     Согласно  данному порядку, российские компании-работодатели не позднее 1 мая текущего года должны предоставить в межведомственную правительственную комиссию заявки на привлечение иностранных работников на следующий год. На основании этих заявок формируется объем необходимых вакансий и определяется общая потребность в иностранной рабочей силе на предстоящий год. Окончательное количество устанавливается Постановлением Правительства РФ. Правительство устанавливает квоты отдельно для трудовых мигрантов из стран с визовым режимом и из стран ближнего зарубежья.

     Порядок получения разрешений на работу утвержден Постановлением Правительства РФ № 681 от 15 ноября 2006 г., которое установило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ. Прежде чем обратиться в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган за получением разрешения на работу для иностранца, российская компания должна обратиться в территориальный орган занятости населения и предоставить сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест. Также за месяц до подачи документов в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган компания должна подать сведения о потребности в работниках в территориальный орган занятости населения по месту нахождения компании. На основании поданных сведений орган занятости формирует реестр и направляет данные сведения по запросу ФМС, когда компания подает заявление об оформлении разрешений на работу.

     ФМС вправе отказать в оформлении разрешения в случае, если компания не обратилась в службу занятости населения или обратилась в ФМС ранее, чем через один месяц после обращения в службу занятости, или в течение данного месяца отказала в трудоустройстве российскому гражданину, направленному из службы занятости по заявленной для иностранного гражданина вакансии [9] .

     Что касается квот на трудовую миграцию, ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития России издается приказы с внесенными корректировками по данному вопросу. Так, издан приказ на 2011 год, согласно  которому произведена корректировка распределения квоты по профессиональным направлениям и увеличено количество квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

     В приказе отмечается, что количество квот на 2011 год по Москве будет увеличено  на 8728 шт. - с 126623 до 135351, по Московской области  на 3462 шт — с 116448 до 119910, в то же время  резерв квоты по России на 2011 год  будет снижен на 34283 шт — с 505798 до 471515. Похоже обстоит дело с распределением на 2011 год квоты по субъектам РФ по профессиям, специальностям и квалификациям  иностранных работников: например, в целом по Центральному федеральному округу количество такой квоты будет  увеличено на 13360 шт- с 383764 до 397124, а  резерв квоты по РФ будет уменьшен на 17953 — с 523751 до 505798.

     Как показывает практика, такие меры Министерством  применяются достаточно часто: как  правило, уже в наступившем году оно корректирует количество квот на текущий год в большую или  меньшую сторону. Обусловлена данная мера целым рядом причин: экономическим  положением в стране (что безусловно влияет на уровень занятости национальных кадров, и, как следствие, необходимость  привлечения кадров «со стороны»), состоянием террористической угрозы (достаточно показателен в этом плане 2010 год  — получить квоты на иностранных  работников было практически невозможно даже образцовому работодателю, да и их размер был снижен, а неформальной причиной этого назывался мартовский взрыв в московском метро).

     Эти меры показывают, что государство  реагирует на изменяющуюся обстановку в сфере трудовых отношений и  стремится улучшить положение работодателей, привлекающих иностранных работников, которых, по каким-то причинам, не могут  заменить работники отечественные.

     В РФ распространены тарифные квоты на мясо крупного рогатого скота, свинины, тримминга и мяса домашней птицы. Так, Правительством РФ приняло постановление от 24 декабря N1111 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы в 2011 году". Документом утверждено распределение между странами-поставщиками объемов тарифных квот, установленных на 2011 г решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины, свиного тримминга, тушек, ножек кур, мяса индеек. Общий объем тарифной квоты на мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное составляет 30 тыс т, из которых 29 тыс т приходится на ЕС и 1 тыс т – на другие страны. Общий объем тарифной квоты на мясо крупного рогатого скота замороженное составляет 530 тыс т, из которых 60 тыс т приходится на ЕС, 41,7 тыс т – на США и 428,3 тыс т – на другие страны.

     Общий объем тарифной квоты на свинину  свежую, охлажденную или замороженную составляет 472,1 тыс т, из которых 225 тыс  т приходится на ЕС, 57,5 тыс т –  на США и 189,6 тыс т – на другие страны. Общий объем тарифной квоты  на свиной тримминг составляет 27,9 тыс  т. Свиной тримминг может ввозиться  как в рамках тарифной квоты, установленной  в отношении свиного тримминга, так и в рамках тарифной квоты, установленной в отношении свинины [9].

     Распределение объемов тарифных квот, установленных  на 2011 г решением Комиссии Таможенного  союза от 18 ноября 2010 г N505 в отношении  говядины, свинины и мяса домашней птицы можно увидеть в приложении 2. 

    1. Лицензирование экспорта и импорта в РФ
 

     Лицензирование  экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом  товаров, а для экспорта или импорта  отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.

      

     Рис. 5 Лицензируемые экспортные товары

       

Информация о работе Квотирование и лицензирование