Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Проблема стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и характерные черты мирового рынка………………….........4
Международная конкурентоспособность стран на мировом рынка....13
Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………......…14
Модель развития международной торговли……………………..27
Товарный демпинг…………………………………………………28
Товарная структура мирового рынка………………………………....…29
Заключение…………………………………………………………….….. 36
Список литературы………………………………………………….……. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Международные Экономические отношения.docx

— 72.52 Кб (Скачать документ)

Систематизирующая  функция  мирового рынка проявляется в  ранжировании государств  в  соответствии с уровнем их  экономического развития и достигнутой экономической мощью. Результатом реализации данной функции становится тот факт, что государства, находящиеся на верхней ступени мировой иерархии (они, как правило, имеют наибольшее значение среднедушевого внешнеторгового оборота в год), реально диктуют правила, принципы, по которым строятся международные экономические отношения вообще и торгово-экономические в частности.

Опосредующая функция  выражается в том, что мировой  рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в МРТ. Он позволяет (или нет) превратить продукт  абстрактного и конкретного труда  в товар, поскольку только на мировом  рынке предложение может найти (или нет) спрос. Если оно его не найдет, значит, продукт не превратился  в товар, а труд на его производство был затрачен напрасно, а потому государству надо изыскивать новые  направления своего участия в  МРТ.

Информационная функция  заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым). В этом смысле образно МР может быть представлен как гигантский компьютер, работающий с астрономическими объемами точечной информации (параметры, характеризующие товар) в реальном масштабе времени и выдающей ее потребителю в агрегированном виде по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. В результате потребитель, сравнив свои параметры конкретного товара с параметрами мирового рынка, имеет возможность принимать необходимое решение как на макро-, так и на микроуровнях к снижению национальных затрат и повышению уровня национального качества, в частности, путем модернизации и даже ликвидации производства.

Стимулирующая (оптимизационная) функция непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а следовательно, конкурентоспособность. Таким образом, мировой рынок вносит свою дополнительную лепту в оптимизацию не только национальной, но и мировой экономики.

Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка  и экономики наиболее демократичным  путем от экономически неэффективных  структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них.

Все функции мирового рынка  реализуются посредством конкуренции, которая может быть более или  менее совершенной. Абсолютно совершенной конкуренции в настоящее время не существует, поскольку передвижение товаров между государствами, формирование мировых цен происходят не только под действием основных экономических законов рыночного товарного производства (закон стоимости, спроса и предложения, роста производительности труда или экономии времени), но и под влиянием различных мер регулирования на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Серьезные коррективы в действие этих законов вносят различного рода монополии. В настоящее время на мировом рынке, в международной торговле действует многоярусная и внутренне противоречивая система внесения элементов планомерности в регулирование конкуренции. Практически полностью на плановой основе ведется внутрикорпоративная и внутриинтеграционная торговля, хотя торговля с третьими странами отличается большей свободой конкуренции. Но даже эта торговля в значительной мере регулируется правилами и принципами, содержащимися в международных соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), Глобальной системы торговых преференций (ГСТП) и др. Государства, первичные экономические операторы, международные и национальные экономические организации на всех уровнях постепенно ведут поиски оптимального сочетания регулируемого и конкурентного начал на мировом рынке.

При классификации  по товарному признаку структура  международной торговли характеризует долю конкретных товаров или класса товаров в мировой торговле.

Наиболее распространенной и применимой в настоящее время  является классификация товаров  согласно Гармонизированной системе  описания и кодирования товаров, ГС (Harmonized Commodity Description and Coding System). Она была разработана Комитетом по Гармонизированной системе Совета таможенного сотрудничества (сейчас Всемирная таможенная организация) в 1983 году и вступила в силу с 01.01.1988 года. Классификационная схема ГС (номенклатура ГС) представлена в приложении Б. В настоящее время с 01.01.2002 года действует ГС в новой редакции (3–е издание).

Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы:

  • система классификации;
  • система кодирования.

В системе классификации 6 ступеней (разрядов):

  • разделы;
  • группы;
  • подгруппы;
  • товарные позиции;
  • подпозиции;
  • субпозиции.

В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам:

  • по происхождению (растительное, животное);
  • по назначению товара;
  • по степени обработки.

По назначению товары подразделяются на:

  • продовольственные товары и напитки;
  • промышленное сырье;
  • топливо и смазочные материалы;
  • машины и оборудование, включая инструменты;
  • транспортные средства (производственного и личного потребления);
  • промышленные товары народного потребления.

По степени обработки  товары делятся на:

  • сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения);
  • полуфабрикаты (производственного и непроизводственного назначения);
  • готовые изделия (производственного и непроизводственного назначения);

Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, рыболовства и охоты, стоимость  которой лишь в незначительной степени  зависит от обработки.

К полуфабрикатамотносится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления.

Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные  для потребления или использования  в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве, промышленные товары краткосрочного пользования (<1 года), применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

В системе кодирования  первые две цифры кода обозначают товарную группу, четыре – товарную позицию, шесть – субпозицию. Например: 72 – товарная группа «Черные металлы»; 7201 – товарная позиция «Чугун, включая  зеркальный, в чушках, болванках  и других первичных формах»; 720140 – товарная субпозиция «Зеркальный  чугун».

Создание единой классификационной  системы для обеспечения единообразия классификации товаров в национальных таможенных тарифах является одним  из направлений унификации таможенных законодательств.

Страны, подписавшие Международную  конвенцию о Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров, обязаны применять ее в  полном объеме, то есть сохранять в  своих национальных торговых классификаторах  тексты позиций, субпозиций и соответствующие  им цифровые коды (первые 6 знаков кодового обозначения товара), примечания к  разделам, группам и субпозициям, основные правила интерпретации. Это  позволяет обеспечить сопоставимость статистических данных о товарах  в мировой торговле на уровне шестизначного  кодового обозначения. Все страны, подписавшие  конвенцию, могут создавать свои национальные классификаторы за пределами  принятых в ГС системы классификации  и кодирования для выделения  товаров, имеющих значимость для  экономики этих стран и эффективного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции в 1998 году, хотя ГС как  международная основа национального  классификатора Беларуси использовалась и раньше. За пределами шестизначного  кода Гармонизированной системы Товарная номенклатура (ТН) ВЭД СНГ, применяемая на территории стран СНГ с 01.01.1997 года, была детализирована на уровне 7–9 знака кода. Детализация ТН ВЭД СНГ на 7–м и 8–м знаках соответствует детализации ГС стран Европейского союза, в то время как детализация на уровне 9–го знака отражает национальные особенности товарооборота в СНГ.

В настоящее время (с 01.07.2002 года) на территории Республики Беларусь действует Товарная номенклатура ВЭД  Республики Беларусь, основанная на ГС (3–е издание) и Товарной номенклатуре ВЭД СНГ (3–е издание), в которой  используется 10 знаков кодового обозначения. Она применяется для формирования Таможенного тарифа Республики Беларусь, определения мер государственного регулирования ВЭД и ведения  государственной статистики внешней  торговли.

Таким образом, Гармонизированная  система играет важную роль в тарифно–таможенном регулировании экспортно–импортных  операций и их статистическом учете, служит основой для переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО. Она также является базой для увязки с системами  классификации ООН.

 

Заключения.

Можно сделать более общие  выводы:

- мировой рынок представляет  собой сферу международного баланса  спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые  странами;

- размеры экспорта определяются  размерами избыточного предложения  товара, размеры импорта - размерами  избыточного спроса на товары;

- факт наличия избыточного  предложения и избыточного спроса  устанавливается в процессе происходящего  на международном рынке сравнения  внутренних цен на одинаковые  товары в различных странах;

- цена, по которой осуществляется  международная торговля, находится  между минимальной и максимальной  внутренними ценами равновесия, существующими в странах до  начала торговли;

- с одной стороны, изменение  мировой цены ведет к изменению  количества экспортируемых и  импортируемых товаров на мировом  рынке, с другой - изменение количества  экспортируемых и импортируемых  товаров приводит к изменению  мировой цены.

 

Список литературы.

 

        1. .Бандурин В.В., Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. М., Юистъ, 2007
        2. Бандурин В.В., Рачич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия.-М.: Буквица, 2007.-304 с.
        3. Тайные общества ХХ века. / Под ред. Боголюбова Н. -СПб.: 2007.
        4. Толковый словарь экономических терминов “Это - бизнес”. - Киев, “Альтерпрес”, 2006.
        5. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. - М.: Дело и сервис 2006.

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке